Интервью / Асмик Шамцян
Фото / архив Тиграна Алавердяна

Пианиста Тиграна Алавердяна знают в Ереване многие любители классической и джазовой музыки. Его часто можно видеть не только в традицион- ных концертных залах, но и в некоторых лаундж-кафе вроде «Террасы», где его игра создает приятную атмосферу. Он давно уже стал неким символом ереванской культурной и светской жизни. Если бы не мистическое событие в начале его жизни, возможно, мы никогда бы услышали, как он играет джаз, да и сам он, возможно, не увлекся бы им. О музыке, детстве, личной жизни и женских идеалах Тигран Алавердян рассказал нам в небольшой беседе.

r2Тигран Алавердян

Родился в Ереване. Окончил сначала музыкальную школу им. Саян-Новы, затем – Чайковского. Учился в Ереванской госконсерватории (класс проф. Юрия Айрапетяна). Окончил аспирантуру (класс проф. Р. Тандилян). Лауреат республиканских конкурсов и фестивалей. Выступал сольно и с Ереванским государственным филармоническим и камерным оркестрами (дирижеры Л.Абраамян, А. Маркосян, В. Папян и З. Варданян). Долгие годы аккомпанировал народной артистке РА Флоре Мартиросян. Доцент Ереванской госконсерватории. Автор многих песен. Т. Алавердян выпустил четыре диска с записями классических и народных произведений.

Тигран, расскажите, пожалуйста, о начале своей деятельности.

Я считаю, что моя профессиональная жизнь сложилась очень удачно. В десять лет я дал свой первый концерт с Государственным симфоническим оркестром Армении, которым дирижировал великий Валерий Гергиев. Я играл Первый концерт Мендельсона. Потом неоднократно выступал с другими главными дирижерами – Ваагном Папяном, Левоном Абраамяном и другими. А потом выступил на конкурсе имени Грига, организованном Лорисом Чкнаворяном, и стал лауреатом, заняв второе место. Возможно, поэтому Григ – один из моих любимых композиторов. Консерваторию и аспирантуру я окончил экстерном. Учеба мне всегда давалась легко, поэтому было немного скучно. И я начал разбавлять скуку джазовыми концертами. В 90-х я часто выступал в АОКС (Армянское общество культурных связей – прим. авт.), где проходили музыкальные фестивали и конкурсы. Одновременно писал музыку. В 1994 году моя песня «Возвращайся» получила гранпри, на нее был снят клип, который часто крутили по телевизору. Это было семейное произведение, так как слова написала моя сестра, и исполняли тоже мы. Я пел вторым голосом, но довольно быстро понял, что мне лучше играть, чем петь. (Смеется). Кроме того, я всегда играл в хороших заведениях. Сегодня я, например, играю в кафе «Терраса». Я постоянно нахожусь в профессиональном развитии, а дважды в год, весной и осенью, я даю сольные концерты в Доме-музее Арама Хачатуряна. А как джаз появился в вашей жизни? Как-то мы сбежали всем классом с уроков и поехали в Гарни. И вот, стоя у подножия храма, я свалился в пропасть. А там высота примерно с 13 или 14-этажный дом. Я остался совершенно цел, даже повреждений у меня не было – только вылетели стекла очков и порвались новые брюки. Но на следующий день я начал играть джаз, хотя до этого, как говорится, ни сном, ни духом. Мне было 15 лет. Тогда я уверовал, что чудеса бывают и что все находится в руках Божьих. У меня появились кумиры – Оскар Питерсон, Каунт Бейси, Эрл Гарнер… Оскар Питерсон до сих пор на первом месте. С тех пор я неизменно выступаю с джазовыми концертами.

r3Но ведь было время, когда вы отчаянно сопротивлялись музыке…

Да, было такое. Я с детства любил корабли и мечтал стать капитаном морского судна. Я даже убежал из дома и звонил в Суворовское училище, чтобы поступить туда. Потом я сам же и вернулся домой. Вскоре мне подарили настоящий, номерной офицерский кортик, видимо, в качестве утешительного приза. Я надевал его на себя и садился исполнять фортепианный концерт Грига, который я недавно сыграл на закрытии концертного сезона с Армянским филармоническим оркестром. Стать капитаном не удалось, но свою детсткую мечту я осуществляю тем, что езжу каждый год на море. Я побывал на Черном, Эгейском, Аравийском, Средиземном и Балтийском морях. Самое красивое – Эгейское.

А нет противоречия между классическими концертами и джазовыми выступлениями в увеселительных заведениях?

Ничего плохого я в этом не вижу, но небольшое раздвоение личности, конечно, наблюдается. (Смеется). Существует довольно четкое разделение. Джаз я играю в клубах, ресторанах, отелях высокого класса разных стран. Но все же классика занимает большую часть моей жизни. Играть ее на достойном уровне, а значит, выступать на хороших площадках – это адский труд. Но мне это нравится, и, наоборот, я отдыхаю, когда играю классические произведения. Недавно я дал концерты, где сыграл все вальсы Шопена, произведения Бетховена и Листа. А раньше у меня были выступления, где я представлял только народную музыку вместе с Флорой Мартиросян.

Как вам кажется, вы достигли всего, чего хотели?

Знаете, я никогда не пытался зарабатывать большие деньги, потому что считаю, что человек должен быть готов к ним. В конечном счете человеку нужна тарелка супа в день, немного одежды и крыша над головой. Конечно, нельзя сказать, что все дается легко. Я пришел к этому, прожив на свете 40 лет. Самое главное – иметь в жизни цель. Актер Андрей Соколов, который мне очень нравится, сказал, что человек всегда должен ставить перед собой цель. Дойдет он до нее или нет – большой вопрос, но до чего-то он обязательно дойдет. Самая главная цель для мужчины, по моему мнению, в том, чтобы состояться. Мне кажется, что своей цели я достиг, потому что достаточно известен, люди ходят на мои концерты, я имею право выступать с симфоническими оркестрами не только в Армении, но и за ее пределами. Если же попытаться свести состоятельность к каким-то критериям, то это выглядит так: это уважаемый в обществе человек, имеющий четкую жизненную позицию, не изменяющий себе и, конечно, имеющий хорошую семью.

r1Есть у вас женский идеал?

Сначала моим идеалом женщины была Шэрон Стоун. У меня была счастливая возможность играть на одной сцене с ее родным братом – Майклом Стоуном. Он поэт и был в Ереване по приглашению нашей великой певицы Флоры Мартиросян. Майкл Стоун декламировал свои стихи под «Дле яман». В юном возрасте я писал письма Шэрон Стоун, где выражал надежду сняться с ней в одном фильме. Что интересно, я получал вежливые ответы от ее секретаря, где мне сообщалось, что они рассмотрят это предложение. Я был счастлив! (Смеется). Потом я подрос, посмотрел фильм «Малена», и моим женским идеалом стала Моника Белуччи.

Какая у вас мечта?

Мечтаю сыграть в Карнеги-холле и в Большом зале Московской консерватории. Все в жизни осуществимо, главное, поставить цель и двигаться к ней.

В случае копирования и размещения материалов ссылка на журнал и сайт www.designdeluxe.am должна быть активной и является обязательной.