Текст / Асмик Шамцян
Фото / Юрген Тифенталер, Армине Торосян и Мари-Кристин
Фритч Фонд «Диалог культур», президент Сона Арутюнян – инициатор, организатор и реализатор проекта Simulacrum
ЧТО
Один из самых интересных художников современной Армении Нарек Аветисян отметился многообещающей экспозицией проекта Simulacrum («Симулакрум»), в котором представил 33 вариации полотна «Девушка с жемчужной сережкой» Яна Вермеера, выполненные в стиле известных мировых и армянских художников различных эпох и направлений живописи (барокко, Возрождение, модернизм, постмодернизм и т. д.). В их числе – и «неизвестные армянские художники ХХ-ХХI вв..», по выражению Нарека. Догадайтесь, кто?Нарек Аветисян: «Еще со студенческих времен я делал вариации картин разных художников. Сейчас мне захотелось сделать что-то более интересное, более цельный проект с анимацией и музыкой. Я работал над ним четыре года. Почему Ян Вермеер с его «Девушкой с жемчужной сережкой»?
Потому что для меня это один из исключительных авторов в истории мировой живописи: он смог в какой-то мере изменить законы оптики, видение реальности. Был новатором, использовал камеру обскуру, прототип фотоаппарата, писал не с натуры, а с отражения, что сказалось в его живописи. Но дело не только в камере обскуре Вермеера, дело в его световом мышлении, таинственности, мистичности, неразгаданности.
Портрет «Девушки с жемчужной сережкой» – это универсальная работа для трансформаций и вариаций. Главное требование к себе в этом проекте – это глубокое понимание каждого художника и попытка выразить именно его представление. Каждая такая работа должна убеждать, что могла быть сделана Модильяни, Максом Эрнстом или Ервандом Кочаром. Я пытался соблюдать даже технологию». «Двойным симулякром» назвал Нарек свой ход, поскольку трансформация искусства проявляется в этом проекте и посредством морфингaнимации – плавным переходом одной картины в другую, и музыкой, специально написанной Вааном Арцруни для этой выставки буквально за два дня вместо обещанного месяца.
ГДЕ
ЖЕНЕВА Первой из европейских стран Simulacrum увидела Швейцария. На ежегодном международном салоне современного искусства в Женеве аrtbygenève яблоку негде было упасть. Как рассказала нам куратор выставки, президент фонда «Диалог культур» Сона Арутюнян (о ней и фонде чуть ниже), «сюда пришли не только специалисты по искусству, но и политики и дипломаты. Выставку посетили президент Армении Серж Саргсян и Шарль Азнавур – посол Армении в Швейцарии, выразивший желание приобрести шесть работ Нарека. Многие посетители отметили не только исключительность проекта, но и выразились в том смысле, что это один из лучших за последнее время».
Спустя примерно полгода Simulacrum был представлен в Польше. Королевский замок в Варшаве – один из интереснейших музеев. Он был разрушен во время Второй мировой и полностью восстановлен в 1988 г. Интересно то, что выставки там не проходят по определению. Однако проект Нарека Аветисяна настолько увлек и заинтересовал представителей музея Королевского замка – известных искусствоведов Даниэля Артемовского и Яцека Поцоху, что для художника было сделано исключение. Выставка была организована в зале старинных армянских ковров Терезы Саакян (такой тоже есть). Получился неожиданный и богатый эффект. По словам Сона Арутюнян, «экспозиция имела такой успех, что ее пришлось продлить почти на два месяца – она завершилась 15 января этого года.
Устроители посчитали проект прекрасным дидактическим материалом, на основе которого можно проследить мировую историю живописи, включая армянскую, поэтому выставка пополнилась пятнадцатью лекциями г-на Артемовского. В своем проекте Нарек Аветисян обратился к таким корифеям, как Ерванд Кочар, Ашот Ованнисян, Мартирос Сарьян, Минас Аветисян, Арутюн Галенц. Таким образом, польская публика имела хорошую возможность ознакомиться не только с современным армянским искусством, но с 60-ми годами прошлого века».
Берлинская галерея InteriorDAsein (кстати, принадлежащая внуку известного армянского художника Арутюна Галенца – тоже Арутюну (Арчи) Галенцу) стала следующей, чей интерес к проекту Simulacrum «переместил» 33 аветисяновских полотна в Германию.
«Выставка была восторженно принята публикой Берлина», – так охарактеризовала реакцию немцев президент фонда «Диалог культур» Сона Арутюнян. В отличие от Варшавы, берлинская экспозиция получилась более камерной. Нарек Аветисян: «Каждая новая выставка имеет свое «лицо», которое меняется в зависимости от места, людей, среды, культуры страны и т. д.
И каждый раз проект обыгрывается поновому, давая пищу свежим идеям для следующих выставок. На церемонию открытия пришли посол Армении в Германии Армен Мартиросян, было много представителей искусства Германии, люди даже выстраивались в очередь на улице, что большая редкость для Берлина».
Этот проект был 15-м для галереи и, судя по широкому общественному резонансу, стал самым лучшим. Специально для этого события был опубликован новый каталог проекта «Симулакрум» со статьей немецкого искусствоведа, докторанта Фрайбургского университета им. Альберта Людвига Мари-Кристин Фритч. Выставка продлится до 17 марта.
Проект широко освещался в СМИ трех стран. Впервые же проект был осуществлен в Центре инновационного экспериментального искусства «НПАК», там же выступал оркестр из 30 музыкантов, исполнявших композицию Ваана Арцруни, написанную им специально для этого проекта.
«Это было первое полноценное представление, которое помогло мне увидеть свои работы целостно и масштабно», – сказал Нарек. За этой выставкой последовали еще две – в Представительстве ООН в Армении и галерее «Академия».
Нарек Аветисян: «Я 10 лет занимался концептуализмом, который во главу угла ставит не саму работу, а идею, которую материализует художник. Думать по-другому я не могу, для меня творчество – это синтез искусств, а существование в одном стиле является серьезным ограничением.
Есть много представлений и идей, от которых я не могу отказаться, они отражены в моем творчестве. Я верю в генетику, я вырос в семье, где жили живописью, творчеством. Одно из моих любимых детских занятий – сравнивание разных художников. Я часами смотрел, как похожую фигуру можно изображать в разных манерах.
Симулакрум исходит из платоновских философских идей. По Платону это переводится как «точная копия никогда не существовавшего оригинала». Когда я прочитал об этом, я удивился, насколько это схоже с моей идеей, именно это я и пытался делать. Благодаря философскому контексту мои работы выступают не копией, не подделкой и даже не вариацией, а новым оригиналом идеи.
То есть нематериальная идея есть оригинал, а ее воплощение – копия оригинала. Я сделал симулакрум. Тогда я понял, что проект имеет свою идейную основу. А вот анимация – это единое тело, в отличие от выставки, поскольку переход одной работы в другую происходит очень плавно. Вот об этом Артемовский – философ, искусствовед – очень углубленно и увлеченно рассуждал во время своих лекций, поддерживая свои слова визуальным рядом.
Он даже посоветовал продолжить этот проект: «Ты сделал горизонтальное развитие проекта, а теперь можно сделать вертикальное, то есть сделать работы по периодам художников». Это очень интересная идея, возможно, когда-нибудь я и настроюсь, но мне интересны новые идеи. Словом, такие встречи очень помогают в творчестве, особенно когда исходят от людей другой культуры и среды».
СИМУЛАКРУМ (Simulacrum)– одно из главных понятий в философско-культурологической мысли постмодернизма. Широкое употребле- ние слово обрело благодаря творчеству фран- цузского мыслителя-постмодерниста Жана Бодрийяра.
И, наконец, о тех, без кого проект попросту не осуществился бы. Инициатором, организатором и реализатором Simulacrum выступил фонд «Диалог культур» во главе с Сона Арутюнян, которая является также куратором проекта.
По профессии исскусствовед, на протяжении нескольких лет она занимала пост советника министра культуры Армении, а последние три года возглавляла Управление по вопросам современного искусства минкульта. Завершив там свою деятельность, в июне 2012 года Сона Арутюнян основала и возглавила фонд «Диалог культур».
Одним из приоритетных направлений деятельности фонда является популяризация современного армянского искусства за рубежом и представление известных зарубежных художников в Армении.
Берлинская выставка Simulacrum стала пятым проектом «Диалога культур». На 2013 год фондом запланировано три проекта, два из которых – международные.
В случае копирования и размещения материалов ссылка на журнал и сайт www.designdeluxe.am должна быть активной и является обязательной.