Интервью – Асмик Шамцян
Фото / Damian, Арман Караханян

Фильм снят PAN ARMENIAN FILMS (PAN ARMENIAN MEDIA GROUP)

Режиссер – Грач Кешишян, сценарий – Крист Манарян

В главных ролях – Арташес Алексанян и Шант Ованнисян (играют два возраста Нжде).

Другие роли исполнили: Хорен Левонян, Виген Степанян, Роберт Акопян, Армен Маргарян, Альберт Сафарян и др.

Приглашенные звезды – Чулпан Хаматова и Михаил Ефремов.

Саундтрек – Айко

g36Фильм режиссера Грача Кешишяна “Гарегин Нжде”, премьера которого прошла 28 января, наделал много шума, буквально разрезав общество на противников и сторонников. Равнодушных нет. Сколько копий было поломано об аргументы вроде “актеры не так играют”, “не так все было на самом деле” (а кто знает на 100%?), “не говорил Нжде на русском”, “сценарий нехорош”, “не те люди его сняли”…

g16Словом, любит наш народ выходить из себя не по тем поводам и критиковать личности, а не дела. Но вот что я вам скажу: при всех заметных недостатках картины она хороша уже только тем, что напоминает нам – были и есть у нас настоящие герои, о которых нельзя забывать, ибо они – то, на чем держится наше национальное самосознание и благодаря им политическая карта Армении имеет свой нынешний вид. “Гарегин Нжде” и в самом деле пробуждает чувство гордости даже у самых аполитичных личностей. Картина – серьезная заявка, но, к сожалению, пока только для армян.

g15Отдельная песня в буквальном смысле – музыка к фильму, написанная Айко. За это ему – реверанс и глубокая признательность, потому что мелодия идеально легла в тему. Глубокая, прочувствованная и тонкая. Ниже предлагаем вам интервью с ключевыми фигурами фильма – режиссером, сценаристом, исполнителями двух главных ролей и композитором.

g12Грач Кешишян, режиссер

Грач, расскажите, пожалуйста, о зарождении фильма Гарегин Нжде.

Важно было точно знать, как именно и что говорить об этой теме. Мы живем в сложной стране со сложными соседями в сложной политической ситуации. Малочисленность нашей нации привела со временем к комплексам. Часто начинаем двигаться в неверном направлении и бросаемся в крайности: или фетишизируем, или вообще стараемся забыть. Часто, говоря об искусстве, культуре и ценностях, мы забываем, что нужно помнить и о том, кто мы такие, о нынешних героях и тех, кого нужно “достать” из истории. Если в 1988-м мы начали борьбу за сохранение национальной самоидентификации и одержали военные победы, значит, у нас были примеры. Современное общество нездорово, оно запуталось, потому что не знает, кто он, этот герой, к кому нужно стремиться, на кого походить, с кого брать пример. И обращение к личности Нжде содержало в себе все эти мысли. Мы попытались создать образ героя, на котором будет расти и воспитываться новое поколение, которое будет знать, что за спиной у него – мощные люди.

g26Была ли опасность “захлебнуться” в исторических данных, временами противоречивых, при написании сценария?

До сих пор эта тема замалчивалась, и многие факты неизвестны. Было очень трудно собрать их воедино. Мы старались сочетать информацию из нескольких источников, чтобы не быть односторонними и неточными. Историки, конечно же, могут найти несоответствия. Некоторые исторические факты или события того периода мы обошли, предпочтя молчать о них. Некоторые, наоборот, поняв и приняв, воспроизвели в художественной форме. Конечно, это субъективная интерпретация, но очень ответственная, где у тебя нет больших прав. В картине также немало документальных фактов, в частности относящихся к КГБ, протоколам допросов и т. д. Но и в этом случае нет полной уверенности в правдивости описаний. И в конце концов, это художественная картина. Открою небольшой секрет. У фильма есть многосерийная версия, которая даст ответы на многие вопросы, возникающие при просмотре картины.

g25Знаете, только сейчас, узнав о существовании полной версии фильма, я поняла кое-что. А то пребывала в легком недоумении: некоторые сюжетные линии обрываются, едва начавшись, некоторые персонажи не раскрыты, и их появление кажется даже необоснованным. Это недостаток монтажа, режиссуры или сценария?

Имея в биографическом жанре одного главного героя, позволительно так поступать. Есть много персонажей, которые вообще не попали в картину, некоторые именно на такую краткую эпизодическую роль и были рассчитаны. Они – вспомогательное средство для лучшего понимания образа главного героя. Но и в полном метре, и в многосерийной версии мы попытались развить и вторую нить повествования. В такого рода проектах довольно сложно правильно сочетать все линии и персонажи. Это широко применяемая практика во всем мире. Но я, думаю, больше не буду прибегать к телеверсиям. Это осложняет творческий процесс. Тем более что у нас нет голливудских возможностей.

g35А были ли факты и свидетельства о жизнедеятельности Нжде, которые вы намеренно обошли?

Да, мы намеренно и осознанно не стали обращаться к политической ситуации в Армении 1918-1920 гг.., но из соображений творческого характера. Это могло бы сильно увести нас в сторону-раз, и второе: не всякие исторические события можно вывести на большой экран. Они, как мне кажется, должны остаться в учебниках по истории или трудах историков. Хотелось также перевести какие-то вещи в эмоциональную плоскость, а не фактологическую. Я люблю биографический жанр, но я не сторонник масштабного описания жизни. В последние годы было снято много фильмов-биографий, рассказывающих лишь об одном эпизоде жизни. Я за такой подход. Но в случае с Нжде это трудно было сделать, потому что было много соблазнов в плане выбора. Кроме того, было чувство, что я не имею права “довольствоваться” лишь одним эпизодом.

g34Исторические фильмы требуют достаточно точного знания костюмов, интерьеров, словом, нужны хорошие декорации. Скажите, кто обеспечивал художественноостановочную часть и как вам работалось?

Сложно выделить кого-то одного. Работала довольно большая и хорошая команда – Седрак Великодный, Лусине Хачатрян, Андрей Новиков, еще много художников, историков, я тоже большое участие принимал в этом процессе – мои знания, касающиеся различных эпох, довольно обширные. Я попытался сделать все более достоверным и реальным. Найти интерьер, строение, детали быта и т. д., относящиеся к описываемому периоду, в Армении почти невозможно. Нет практически никакой базы. Мы, армяне, будучи очень традиционными людьми, быстро распрощались со всеми традициями. В Ереване мы сняли лишь один небольшой эпизод в оригинальном интерьере. Это было в здании АОКС, которое на данный момент находится под угрозой разрушения. Кое-что еще сохраняется в Гюмри, где нас ждало открытие. Во время съемок к нам подошел один из рабочих и почему-то пригласил зайти в дом итальянского консула (это строение 15-17 гг.. прошлого века, построенное итальянским архитектором и недавно приобретенное консулом). Консул, низкий поклон ему, отреставрировал дом, практически сохранив первоначальный вид и весь внутренний антураж. Я испытал нечто вроде просветления и, не удержавшись, попросил разрешения снять там несколько эпизодов, имевших место в болгарском дом Нжде. Это очень достоверные кадры и, слава Богу, что эта случайность произошла. Чудо, я считаю.

g33А насколько было оправданно и обоснованно наличие двух актеров для роли Нжде? Я не имею в виду профессиональные качества. Отнюдь.

Это было сделано специально и продуманно. По части эмоций я человек первого впечатления. Я знаю, зачем это сделал, и знаю, что посредством двух актеров я лучше донес до зрителя материал. Но зритель, конечно, имеет право думать, что и одного бы хватило. Я очень доверяю обоим как актерам, оба талантливы и оба могли бы отыграть роль с начала до конца. Таково было мое решение. В любом случае (надолго задумывается) интересно было получить один образ посредством двух актеров.

g31А как вы считаете, фильм в той же мере понятен иностранным зрителям, как и армянам?

Поймут они, кем был Нжде для Армении и армян? На человеческом уровне – да. К сожалению, мы пока остаемся узконациональными, и это проблема. Армянское кино не глобально, оно не для всех. Невозможно сделать его таковым за один день. Этому нужно учиться. Нам надо понять, насколько мы близки Европе, понятны ли им. Сейчас трудно об этом говорить. Даже наше артхаусное кино имеет узконациональное мышление, сделанное для армянского зрителя.

g28Зачем вы сняли этот фильм?

Мне очень часто задают этот вопрос, почти после каждого фильма. Давайте я немного похвалю себя. Я считаю себя успешным человеком, мне повезло, и я умею делать успешные проекты. Но вот если не обращаться к каким-то темам, думая, что это слишком сложно, опасно, что можно просто не справиться, то никто ничего не будет делать. Нужно ломать стереотипы. Менять ценности. Мне очень легко, знаете, снимать современное кино, гораздо легче, чем историческое. Работать над такими сценариями легко и приятно. Но должен же кто-то снимать и исторические фильмы?! Получается это у меня или нет – это другой вопрос. Для меня было очень важно мнение о “Гарегине Нжде” 12-18-летних. Конечно, и постарше тоже. Возможно, кто-то плохо отреагировал, но люди заинтересовались, твиттер, фейсбук, блоггеры начали жить другой жизнью, статусы изменились от, извините, туалетногастрономических до исторических. Фильм получил общественный резонанс, люди зашевелились. Мы проделали большую работу. Над фильмом работала большая команда, человек двести, и они не просто так ходили на работу, они были полностью погружены в процесс. Даже зная в глубине души, что делается хорошее дело, они все равно не были до конца уверены. Я же нес ответственность за всех, поскольку люди поверили мне. Достижения принадлежат всей группе, а за недостатки отвечать всегда приходится режиссеру. Этим кино и отличается от других видов искусства.

g24Крист Манарян, сценарист

Как был написан сценарий фильма про Гарегина Нжде? Какими источниками, литературой вы пользовались?

Источников несколько, но от работ некоторых авторов, чьих имен я называть не буду, я осознанно отказался. Мы нашли, что они исказили факты, представив собственное видение истории и личности Гарегина Нжде, которое оказалось неприемлемым для нас. И естественно, что после выхода фильма на экраны кое-кто позволил себе необоснованные, бестактные “рецензии”. Некрасиво позволять себе грубые высказывания, как бы ни отличалось твое мнение от чужого. Я предпочитаю не отвечать на грубость и невежество, хоть временами это дается мне с трудом.

g27Не страшно ли было браться за такую неоднозначную тему?

Абсолютно! Конечно, ответственность очень большая, но мои предки, как и Нжде, из Нахичевана, и я разделяю его взгляды, даже довольно радикальные. Очевидно, он был гораздо более жестким человеком, чем это показано в фильме. Мы, можно сказать, пощадили зрителей. Помощь Грача Кешишяна при написании сценария была весьма ощутимой. Материал столь объемный, что при любом раскладе что-то упускалось, выпадало из повествования. Это естественно.

g32А в чем заключалась ваша цель?

Мы не собирались снимать фильм для тех, кому лень открыть книгу и почитать про Гарегина Нжде, мы не собирались рассказывать с нуля о его жизни и разжевывать все. Невозможно в одном фильме ответить на все вопросы, осветить всю жизнь спарапета. Мы выбрали те события, которые нам показались самыми значимыми. Наша цель заключалась в том, чтобы заинтересовать людей, заставить их спорить и делать выводы. Некоторые горе-критики говорят: “Не думаю, что Нжде говорил на русском”. Может, этим людям стоит заглянуть в книгу и узнать, что он два года учился в Петербурге на юридическом, после чего только ушел в освободительное движение?! И да, слова “Я Гарегин Нжде” он произнес на русском!

g23Что было для вас важнее – Нжде- человек или Нжде-военачальник?

Я считаю, что первична идея, но всякий национальный герой в кино должен быть показан обычным человеком из плоти и крови. Грач Кешишян постоянно твердил мне в процессе работы: “Помни, что Нжде в первую очередь человек”. Художественный фильм имеет право на некоторые отклонения. А для исторической достоверности существуют документальные картины. Вот и все. Я много читал о нем и могу сказать, что под конец жизни он стал очень раздражительным, нетерпеливым и нервным, и это можно понять: его давление не опускалось ниже 200, он страдал различными болезнями, его переводили из тюрьмы в тюрьму по всему Советскому Союзу, даже еду, которую ему давали, нельзя было назвать таковой. Он жаловался, что сидит с преступниками, в конце концов, его снедало чувство обиды и глубокого разочарования. Он мог бы спокойно жить в Швейцарии, однако выбрал совершенно иную судьбу, полную борьбы и лишений. Именно этот образ глубоко уязвленного и оскорбленного человека мы и взяли в основу. Одновременно нам хотелось, чтобы зрители также увидели его мощным, как скала, человеком, с довольно жесткими чертами лица.

g22Вас устроил конечный результат вашей работы?

Да, вполне. Когда люди выходят из кинозала эмоционально наполненными, растроганными – это о чем-то говорит. Цель – заставить зрителей всех возрастов интересоваться личностью великого Гарегина Нжде и историей – достигнута. Мы привели в движение механизм, а критика, даже самая жесткая и некорректная, обеспечила фильму прекрасный пиар.

g37Айко, композитор

Айко, саундтрек достоин наивысших похвал! Спасибо за него и расскажи, пожалуйста, как создавалась эта музыка.

Я готовился очень долго. “Гарегин Нжде” – шестой фильм, к которому я пишу музыку. Когда я прочитал сценарий, понял, сколько ответственности содержит в себе это предложение. Ведь Нжде не только великий военачальник, национальный герой, он еще и философ, мыслитель и довольно трагическая личность. Я провел в творческих исканиях несколько месяцев и не мог даже подойти к инструменту. За это время я изучил много материалов, связанных с ним: читал его публицистику, воспоминания о нем, смотрел видео в Youtube – мне хотелось узнать его как можно лучше, прежде чем приступить к написанию музыки. Сначала я написал мелодию, которую можно назвать ереванской по духу, близкой к городскому романсу, не очень боевой, что ли. Потом уже, в процессе совместной работы с режиссером, родилась другая мелодия, ставшая главной, она звучит на протяжении всего фильма. А первую мы использовали в двух-трех эпизодах. О песне, которую исполняют друзья и сортаники Нжде, когда поздравляют его с рождением дочери, я хочу упомянуть отдельно. Нжде – национальный герой, и мне хотелось быть как можно ближе к нашим корням, народной музыке, армянской классике, в частности к Комитасу. И эта песня – произведение Комитаса. Его музыку мы использовали еще в одном эпизоде – прощания Нжде, когда он собирался покинуть Армению. Фильм играет во многом и воспитательную роль, в основном для молодежи, поэтому я подумал, что настоящая, народная музыка в фильме должна звучать без какого-либо вмешательства. Кроме того, мне показалось правильным не использовать вокал, только инструментал. Хочу поблагодарить всех музыкантов, принявших участие в этом проекте. И отдельная благодарность – Грачу Кешишяну. Он первый открыл меня как кинокомпозитора и раскрыл мой потенциал, заказав несколько лет назад саундтрек к фильму “Не бойся”. В картине “Гарегин Нжде” я выполнил три функции – музыкального дизайнера, композитора и аранжировщика. Музыка была записана в моей студии – Hayko Music Production.

g6Арташес Алексанян (исполнитель роли взрослого Нжде)

Арташес, оказались ли вы готовы к роли Гарегина Нжде?

Я, как пионер, всегда готов. Моя профессия – актер, и передо мной нет дилеммы готов – не готов. Если ты не готов, то не занимайся этим делом. Всякая роль немного страшит, когда впервые приближаешься к ней. Я всегда думаю наперед, смогу ли достоверно передать через экран все качества предлагаемого персонажа. Поэтому неудивительно, что я сильно переживал, одолею ли такую величину, как Гарегин Нжде. Для такой роли нужно иметь его мысли, философию, идеи. Я посчитал, что справлюсь, поскольку воевать в Карабах я пошел именно с этими идеями.

g21Как вам далась эта роль?

Очень трудно. Почти два месяца сидел на жесткой диете: нужно было получить реалистичный внешний образ и приобрести нужный нервный накал. Что же касается национальных идей Нжде, то я уже сказал, что почти всю жизнь живу с ними. Потому что у меня здесь болит (показывает в сторону сердца), я должен был высказаться через этот образ. Многие начали обвинять меня в том, что великий полководец, дескать, не так говорил, не так писал, не так двигался. Не спорю – возможно, но я его вижу таким. Давайте не забывать, что это художественный фильм, а не документальный. И каждый художник, в данном случае режиссер, сценарист, актер, вносит свою лепту, свое видение материала, образа. У меня нет претензий на стопроцентную достоверность. Актерская работа заключена и в том, чтобы читать между строк сценария, не воспринимать все слова влобовую.

g20Что в образе вашего героя вам показалось самым интересным и какими актерскими приемами вы выразили это?

Мой великий учитель Армен Борисович Джигарханян говорил: “Я играю о том, что знаю”. Я воплощаю своего героя как бы целиком – от рождения до смерти, со всеми его трансформациями. Вот, например, говорят, что Нжде не плакал. Ты можешь быть сильным, мощным, непобедимым человеком, но ночью, ложась в постель, ты будешь “рассказывать” подушке про свои недуги, немощность и беды, отдашь ей свои слезы, когда тебя никто не видит. И моя задача как актера заключалась еще и в том, чтобы показать человека с огромным сердцем, не только умеющего любить свою родину и землю, но и наделенного всеми человеческими качествами – достоинствами и недостатками, слабостями и силой. И когда в самом конце он плачет, это слезы достоинства, воли. Это был и в самом деле эмоционально очень насыщенный момент и ему, Гарегину Нжде, было, грубо говоря, все равно, есть кто-то рядом или нет, смотрят на него или нет, он делал то, что чувствовал в этот момент. Он выразил всю свою боль, тоску, любовь, ожесточение и обиду. Есть слово “карот” – ностальгия, тоска, его хорошо понимают армяне, живущие за границей. Это чувство, съедающее, раздирающее душу.

g19Была ли у вас свобода актерской интерпретации?

Я очень благодарен Грачу Кешиняну за его отношение. У нас состоялся интересный творческий союз. Это действительно был творческий акт между всеми людьми съемочной площадки, мы творили сообща. Если нет – почему нет, а если да – то почему. Вместе искали способы выражения характеров героев. И никакой диктатуры режиссера. Актерская профессия сродни спиритизму, медиумизму, это как вызывать духа, принимать в себе чужую душу. Иначе нельзя играть.

g30Шант Ованнисян (исполнитель роли молодого Нжде)

Шант, как вы отнеслись к предложению сыграть роль Гарегина Нжде. Были ли сомнения?

Всякий раз, когда предлагают роль, думаешь, хочешь ты играть ее или нет, близка ли она тебе. Тем более в кино. В случае с Гарегином Нжде я почувствовал всю меру ответственности, серьезность этого предложения, начал анализировать, готов ли я… Словом, было непросто.

g18Как вы готовились к этой роли?

Во-первых, я начал изучать его биографию, жизнь, попытался понять Гарегина Нжде – великого патриота, военнополитического деятеля, национального идеолога и, наконец, просто Человека. Во-вторых, мне пришлось овладеть некоторыми техническими навыками, что- бы быть ближе к образу: научиться хорошо держаться в седле, владеть саблей и похудеть за два месяца на двадцать килограммов.

g17Что, на ваш взгляд, лучше всего характеризует Нжде и какими актерскими приемами вы выразили его самые яркие черты?

Очень сложно выделить какую-либо черту в личности такого масштаба, как Гарегин Нжде. Это его внутренняя боль, желание сохранить национальную самоидентификацию и, как следствие, огромная сила воли, вера и безграничная преданность родине. Думаю, это не тот случай, когда актерскими приемами можно добиться нужного эффекта, секрет в искренности игры.

g9Как вам работалось с режиссером?

У меня была актерская свобода, без этого творческая работа была бы невыносима. Режиссер вмешивался только тогда, когда возникала необходимость и нужно было обсудить детали для лучшей передачи роли. Мы с Грачем имеем опыт совместной работы в трех фильмах, поэтому на съемочной площадке чувствовали себя достаточно комфортно.

g8Как на ваш взгляд, удалось ли в этом фильме полностью раскрыть образ Гарегина Нжде?

Думаю, трудно в одном фильме раскрыть личность такого масштаба. Многое зависит от того, какую грань ты хочешь показать, какие рельефные черты выделить, исходя также из сценарных задач.

g4Что вам дала эта роль?

Как армянин и гражданин я стал глубже понимать этого неординарного человека, а остальное время покажет.

В случае копирования и размещения материалов ссылка на журнал и сайт www.designdeluxe.am должна быть активной и является обязательной.