Интервью / Асмик Шамцян
Фото / PR-отдел фестиваля “Верадарц”

5 июня 1956 г. – род. в Ереване в семье Народного художника Армении Анатолия Папяна и выдающейся пианистки Амалии Байбуртян. Выпускник Московской консерватории, класс профессора М. Воскресенского 1982 г. – дирижерское отделение Санкт-Петербургской консерватории, класс профессора И. Мусина 1984 г. – по приглашению В. Гергиева становится вторым дирижером Армянского филармонического оркестра, а через три года – художественным руководителем и главным дирижером Ваг Папян дирижировал Английским камерным оркестром, Новым японским филармоническим, Российским, Белградским симфоническими оркестрами и симфоническим оркестром г. Трондхейм 2003 г. – приглашен в Москву дирижировать новым русским симфоническим оркестром; Израильским оркестром “Симфониетта Беер- Шева”, Израильским северным оркестром Хайфы, Иерусалимским симфоническим оркестром, Израильским симфоническим оркестром “Ришон ЛеЗион”, с которым выступал и как дирижер, и как солист С 2006 г. – художественный руководитель Ашдодского симфонического оркестра, Израиль В 2008 г. – приглашен на должность главного дирижера и художественного руководителя Государственного академического симфонического оркестра Казахстана С 1990 г. – преподает дирижирование и фортепиано в Бушман-Мехта, Школе музыки университета Тель-Авива и представляет мастер- классы на музыкальном фестивале в Шлерне (Италия), в Музыкальной школе королевы Софии (Испания), в Quince College (Нью-Йорк). В настоящее время маэстро Ваг Папян совмещает работу в Израиле и Казахстане, а также постоянно гастролирует по миру как дирижер и пианист.

v2Заключительный концерт VI международного фестиваля классической музыки “Верадарц” зрители запомнят надолго. Фантастическая игра двух потрясающих пианистов из Израиля – Ваага (Вага) Папяна и Бориса Гильтбурга, “угостивших” слушателей сольными классическими произведениями в первой части концерта и мировой премьерой Фантазий на тему гениального джазмена Чика Кории для двух фортепиано и ударных  во второй, заставила весь зал буквально замереть в немом восхищении и затем взорваться аплодисментами. Концерт посвящался 85-летию матери Ваага Папяна, профессору и заслуженной артистке Армении Амалии Байбуртян. Накануне концерта мы побеседовали с замечательным пианистом Ваагом Папяном.

Про детство

У меня было обычное детство, в котором я никак особо себя не проявлял – гонял в футбол, играл во дворе. Мне всегда говорили, что я талантливый, способный, а я, как и все дети, не воспринимал это всерьез. Потом мне сказали, что я пойду учиться музыке. Конечно, я с этим согласился: я еще не видел ребенка, который сказал бы, что он не пойдет в школу. Так я попал в школу имени Чайковского. Перелом случился примерно в 12 лет, когда я осознал, что хочу быть музыкантом. Я начал сильно интересоваться музыкой, просматривал все ноты, которые были дома (а у мамы их было много). Тогда и появились первые успехи. Меня всегда интересовала классика, но, как и любой молодой человек, я слушал и другую музыку. Мы выросли в 60-70-е, в период очень интересной музыки.

Про эмиграцию

Я уехал из СССР, когда все пути были закрыты. Только на оформление визы требовался целый год. Мне хотелось попробовать себя, узнать, на что я способен, а в нашей стране это было невозможно, я уезжал в абсолютную неопределенность, в Израиль. Поинтересовавшись, мы узнали, что там есть программа по поддержке эмигрантов, приехавших по приглашению родственников. Нас пригласили родственники моей жены, поэтому гражданство у нас появилось без проблем. Через три месяца после приезда, пройдя конкурс, я начал преподавать в Тель-Авивском университете, где я преподаю до сегодняшнего дня. Сначала там даже имя мое не могли произнести, поэтому я, намучившись, стал Вагом.

Про дирижерство

Интерес к дирижерству возник у меня еще в студенческие годы, когда я учился на факультете фортепиано в Московской консерватории. Но я так устроен, да и родители меня так воспитали, что пока не закончу одно, за другое не берусь. Перескакивание с одного на другое считалось признаком неудачи. Поэтому, окончив университет, я попал в аспирантуру, и только спустя два года я поступил снова, но на этот раз на дирижерский факультет Ленинградской консерватории. Правда, окончил не как все, поскольку на втором году обучения, в 1984 году, был приглашен в Ереван для работы в Госоркестре Армении. Я работал и учился одновременно. Отработаю свои программы – и лечу снова в Ленинград на уроки. Не уверен, что останься я здесь (в Ереване), я достиг бы всего, чего достиг сейчас, но мои педагоги были замечательные. Насчет дирижирования: ты чувствуешь, что что-то есть в тебе, но сказать с точностью, что сможешь – это сложно. Говорят, что в этой профессии 70 процентов это вовсе не дирижирование и не музыка. Это управление коллективом, и немаленьким, это умение находить общий язык с людьми, это очень серьезно. Поэтому и говорят, что дирижерство – это профессия второй половины жизни. Нужен жизненный опыт.

v1Про отношения дирижерской палочки и инструмента

Вообще, в смысле объема работы и времени это не полезно – совмещать две профессии. Всегда лучше сосредоточиться на чем-то одном. Я восемь лет не подходил к фортепиано, только дирижировал, и очень страдал. А сейчас, когда я делаю и то, и другое, я в гармонии. И тем не менее – одно другому не помогает, рояль отнимает много времени, это трудно, большие нагрузки, не все успеваешь, но я выбрал вот такой способ.

Про звуки музыки

Знаете, по профессии я слушаю музыку по 12, 14, 16 часов в сутки. Если не хожу на концерт, то слушаю записи по необходимости. Но вот чтобы включить музыку и ходить по дому… нет, я люблю тишину.

Про литературные пристрастия

В Сэлинджере мне нравится живой, отличный, лаконичный, умный литературный язык. Это умение предвосхищать твою реакцию на написанное слово. Приятно пообщаться с умным человеком. Совершенно другое дело Макс Фриш, который размышляет образами, не всегда ясными. Это книжканастроение, это книжка поисков, очень лирических, это лирическая проза. Я не берусь сейчас высказываться по литературе как профессионал. Это лишь мои дилетантские суждения.

Про фестиваль “Верадарц”

Ценность фестиваля в первую очередь в возможности приехать и выступить на родине, повидать близких и друзей, а, как правило, на концерт приходит много знакомых лиц, поэтому сантименты есть. Сам фестиваль очень хорошо организован со всех точек зрения. Как понимаете, само собой это не бывает, кто-то должен этим заниматься. Приведу пример. В 89-м году сюда приезжал один из самых известных сегодня виолончелистов Стивен Иссерлис вместе с Левоном Челенгеряном, армяноанглийским скрипачом, и мы дали большой концерт с филармоническим оркестром Армении. Концерт был организован частной компанией, сейчас уже несуществующей, было много зрителей, журналистов, интервью. Словом, был успех. Его все время спрашивали: “Ну как вам в Армении, вы же здесь впервые?” И каково было общее удивление, когда Стивен сказал: “А я не в первый раз, я здесь был”. Выяснилось, что он давал концерт, но никто этого не заметил, потому что концерт был организован плохо. Вот, собственно, и ответ.

Про концерт и мировую премьеру

Идея относительно фантазии на тему Чика Кории запала мне в голову лет 10-12 назад. Мне хотелось играть его музыку. Я предлагал это одному своему другу здесь, в Ереване, но что-то не получилось. А идея осталась: сыграть большой концерт на два рояля от серьезной, классической музыки до классического джаза. Но вот однажды, сидя с моим другом Сашей Казаряном, гендиректором фирмы “Перно Рикар” в Армении (его имя я называю с особым удовольствием), я поделился с ним моей идеей, на что он ответил, что, если я осуществлю ее, то он поддержит меня всячески. И он поддержал финансово. Без этого ничего бы не было. Появилась возможность создать это произведение, организовать концерт, потому что для осуществления идеи требуются время и деньги. И вот наконец проект обрел жизнь через много-много лет после зарождения, на VI международном фестивале “Верадарц”. Появился и партнер – Борис Гильтбург. Мы репетировали, посылая друг другу звуковые файлы, поскольку к нам присоединился молодой ударник Геворг Арутюнян из Армении. Мы не джазовые музыканты и хотим извиниться перед профессиональными джазменами за то, что ступили на их территорию. Так что завтра вас ждет мировая премьера, которая, как мне кажется, будет иметь успех.

В случае копирования и размещения материалов ссылка на журнал и сайт www.designdeluxe.am должна быть активной и является обязательной.