Интервью подготовил Рубен Пашинян
Фото директора Музея Сергея Параджанова Завена Саркисяна

p59 января всемирно известному армянскому кинорежиссеру Сергею Параджанову исполнилось бы 88 лет. Он открыл миру совершенно новое кино, основанное на изобразительном искусстве, и тем самым навсегда утвердился в числе самых знаменитых режиссеров XX века. Гений кино, человек уровня эпохи Ренессанса… Увы, эти высокие слова прозвучали в его адрес уже после смерти. Знаменитые параджановские ленты – «Тени забытых предков», «Цвет граната», «Легенда о Сурамской крепости» – визуально из ыточные, магические, завораживающие, категорически не вписывались в рамки официального советского киноискусства, и в результате их автор оказался изгоем…

p6Сегодня почитатели его искусства стремятся посетить удивительный музей, носящий имя Сергея Параджанова. Это небольшой дом, очень уютный, с абрикосовым деревом во дворе, которое, словно крыша, накрывает его своими ветвями, так что летом жара почти не чувствуется. Здесь варят вкуснейшее варенье из абрикосов и ведут сердечные беседы о Сергее Параджанове. Кто только ни побывал тут! Книга почетных гостей, оформленная в параджановском духе, хранит автографы и слова благодарности политических деятелей и кинематографистов разных стран. Мы беседуем с директором и основателем Музея Сергея Параджанова Завеном Саркисяном.

p0Как отмечается день рождения Параджанова в музее? Есть ли какие устоявшиеся традиции?

Да, безусловно. Сначала мы возлагаем цветы к могиле Параджанова в Пантеоне, курим ладан, а потом принимаем гостей уже в музее, где в экспозиционном зале накрыт стол. Здесь собираются друзья Параджанова, люди, которые его любили, уважали. Работницы музея варят арису…

p8А почему именно арису?

Ну, это удобно, поскольку этим непорционным блюдом можно накормить любое непредвиденное количество людей – ведь никогда не известно, сколько именно гостей придет. Все так же непредсказуемо, как и сам Параджанов… И так же, как было свойственно самому режиссеру, способному превратить любую трапезу в праздник, в настоящее искусство, мы уже который год отмечаем день рождения Мастера.

p15А есть постоян ный состав, так сказать, костяк гостей?

В этот день непременно звоним в Киев, его семье. В этом году Светлана Щербатюк (вдова Параджанова – прим. ред.) вместе с подругой-армянкой приготовили толму, достали лаваш, купили белый сыр, словом, оформили стол по-армянски. У нас же собираются люди искусства, близкие по духу Параджанову. Это художники Акоп Акопян, Роберт Элибекян, Маис Мхитарян. Раньше бывали Рудольф Хачат рян, Артур Пелешян, Гаяне Хачатрян… В этом году пришла в гости Зулейка Бажбеук- Меликян – она переехала в Ереван. Журналисты тоже в этот день вспоминают, приходят…

p16А есть традиции, оставшиеся именно с параджановских застолий?

Конечно, Параджанов придoвал этому большое значение: как накрыть на стол, как рассадить гостей. Все было продумано, отрежиссировано. Он уделял внимание любой детали, любой мелочи. Вот и мы стараемся, по мере наших возможностей, не отставать. Иногда принимаем очень высокопоставленных гостей, иногда коллег. Тут побывали Тонино Гуэрра и Шарль Азнавур. Мы накрыли им стол и сказали, что они гости самого Параджанова. Его нет, но есть традиции, которые он нам оставил. И мы вместе становимся их продолжателями. Помимо дня рождения в музее ежегодно устраивается и традиционная осенняя встреча.

p9Ну и как проходит сама «процедура» застолья?

Никакой ритуальности нет. Собираемся, рассаживаемся вокруг стола, пьем гранатовое вино и тутовую водку… Вот и все, ничего особенного. Но гастрономический процесс и возлияния играют здесь последнюю роль – эти вечера организуются для того, чтобы люди друг с другом встретились, пообщались. Некоторые музыканты предлагают прийти в этот день, сыграть или спеть, отчего, я, как правило, отказываюсь. Для этого есть концертные залы. И здесь вас никто не будет слушать: люди соскучились друг по другу, они идут сюда общаться, а не музыку слушать.

p1А как часто организуются эти вечера?

Ну, в среднем в год один-два раза. Хотя традиционная встреча одна – осенняя. Мы всегда принимаем гостей кинофестиваля «Золотой абрикос». Это уже стало традицией. Здесь мы отмечали дни рождения разных деятелей кино – 70-летие Аль берта Явуряна, 60-летие голландского режиссера Йоса Стеллинга, 50-летие Арутюна Хачатряна, 70-летие Романа Балаяна. Я думаю, что это очень здорово, поскольку сам Параджанов очень любил отмечать дни рождения своих близких, друзей. Многие помнят, как он организовал в Тбилиси день рождения Фрунзика Довлатяна. Даже для простых встреч Параджанов считал своим долгом придумать что-то оригинальное. Многие помнят, как он принимал Плисецкую, Марчелло Мастроянни… В 79-ом году, когда он принимал в Тбилиси театр на Таганке, то развесил на дереве фрукты, привязал дыни, разные блюда и раздал гостям ножницы. Мальчики во фраках из самоваров разливали водку… То, что он делал, – это вкус. Параджанов – это вкус. Я думаю, для вашего журнала и для его читателей это тоже важно. Потому что дизайн – это, в первую очередь, вкус. И, конечно, его надо развивать. Он не приходит сам собой… Особенно если говорить о нашей действительности: люди рождаются и видят порой такое, что уж точно не в силах благотворно повлиять на развитие хорошего вкуса…

p7А как насчет экспозиции, представленной в музее: она статич на или как-то изменяется?

Экспозиция – очень сложная вещь и менять ее не так уж просто… Делать экспозицию с Параджановым было легко: он командовал, мы исполняли. И вдруг его неожиданно не стало, и нам пришлось все придумывать самим. Ценой проб и ошибок мы все же пришли к сегодняшней экспозиции. Каждая вещь нашла в итоге свое место. Мы работали, прислушиваясь к мнению таких опытных музейщиков, как Шаэн Хачатрян и Генрих Игитян. Не раз нам помогал советами Роберт Элибекян.

p14Основы первой экспозиции в этом помещении, как я понял, заложил сам Параджанов?

Нет, дело в том, что Параджанов этот музей так и не увидел в законченном виде… Первая большая экспозиция открылась в Музее народного искусства 15 января 1988 года – это была первая выставка работ Параджанова. Мы, конечно, сохранили что-то от той экспозиции, но потом она начала меняться, пока, наконец, не обрела сегодняшний вид. Искусство Параджанова элитарно и не каждому по зубам . Поклонники его творчества со всего мира стекаются сюда.

p10Но, наверное, есть и те, кто приходят исключительно для галочки, так как не в состоянии вынести для себя что-то из творчества Мастера. Нетак ли?

Неважно, какое у человека образование, какое воспитание, – есть люди, от природы воспринимающие искусство, умеющие читать его как открытую книгу. Таков, например, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. Я ему ничего не объяснял – он сам все прекрасно понимал. Люди искусства также не нуждаются в гидах. Но бывают и совсем неожиданные случаи: у меня работал мастер, механик, как-то он зашел в зал и… замер. Я понял, что этот человек от природы способен воспринимать этот язык, ему ничего не надо «переводить». А когда звонят из школ и сообщают, что должны прийти классом, я всегда прошу немножко подготовить детей, чтоб они имели хоть какие-то общие сведения о деятельности и творчестве Параджанова. И второе – не приводить детей, которым это не интересно. Искусство не должно быть из-под палки, это дело добровольное и индивидуальное. Когда я вижу, что мальчишки вырвались на волю, у них блестят глаза, хочется как-то повыпендриваться перед девчонками и им далеко не до Параджанова (с его искусством), то говорю: ребята, выйдите во двор, делайте там, что хотите, но не мешайте остальным. А есть люди очень тонкие, которые не могут уйти отсюда. Закончат осмотр, сядут и говорят: мы еще раз хотим зайти, а если честно, то просто не можем уйти отсюда. На Новый год у нас была пара из Москвы. Они пришли в музей первого числа, потом второго, потом еще и еще. Никак не могли остановиться…

p13Музей открыт по выходным?

Да, ведь на то и выходные дни, чтоб люди могли ходить по музеям. Не могут же они девять дней сидеть за столом?.. На праздники мы организовали график дежурств. Это, может, трудно, и мои сотрудники, возможно, были не очень рады, но, по большому счету, что лучше: сидеть за столом или дарить людям прекрасное?

p11В музее помимо экскурсий проводятся и спектакли, нетак ли?

Всего два-три раза. В первый раз вдова нашего покойного друга, кукольника из Тбилиси Гарри Давтяна, привезла марионеточный спектакль. Потом был моноспектакль. А в последний раз Акоп Казанчян представил тут пьесу «Соната для виолончели» Ара Ернджакяна с участием Назени Ованнисян и Ованнеса Бабаханяна. Проводятся тут и камерные концерты, иногда – просмотры фильмов.

p12Кстати, о кино. В прошлом году стало известно, что по инициативе украинских кинематографистов будет снят фильм, главную роль в котором исполнит Серж Аветикян.

Да, этот фильм будут снимать Украина, Франция, Грузия и Армения. Что из этого получится, я, честно говоря, не знаю. Я не большой сторонник игрового фильма о нем. Во-первых, многие люди живы: жена, друзья и, что немало важно, те, кто вредили, строчили на него доносы. Во-вторых, сценарий мне не особенно понравился. Известно, что Параджанова выпустили из тюрьмы, когда за него вступились Луи Арагон и Лиля Брик. Его выпустили 30 декабря и до последнего провоцировали. Офицер в аэропорту говорил: «Ну что, гад, здесь будешь резать вены или в туалете?» Параджанова нехотя выпустили на свободу, но фактически он жил в Тбилиси под домашним арестом. «Мне не давали снимать кино – я начал делать коллажи. Коллаж – это спрессованный фильм», – говорил Сергей Параджанов. А у них в сценарии – открываюся ворота, выходит Параджанов, и там стоит Света с цветами. В Советском Союзе такого не было, а в его случае – тем более быть не могло! Смысл?.. Снимать кино о Параджанове, тем более игровое, сейчас, думаю, не стоит… Однако если съемки все же начнутся, то мы тоже не сможем оставаться в стороне. Я обязан буду стать консультантом этой картины. Но что из этого получится?.. Поживем – увидим…

Закончить беседу хотелось бы словами самого Параджанова из письма кинодраматургу, близкому другу режиссера Тамаре Шевченко: «Сейчас у меня странная миссия – я великий утешитель. Я сталкивался с коллегами с девятью или двенадцатью судимостями, и каждый человек – это фильм. Ровно в час дня тут на горизонте проходит поезд. И вот уже пять лет одна и та же женщина из ваго на-рестора намашет передником, и все ее ждут. Она есть доброта. Дождь, снег, ветер, поезд опаздывает, а она машет и машет, и все знают, что снова час дня….»

В случае копирования и размещения материалов ссылка на журнал и сайт www.designdeluxe.am должна быть активной и является обязательной.