Интервью подготовила Асмик Шамцян
Фото Yerophoto и Лики Брутян

ar6Аршалуйс Дарбинян живет и работает в США уже 27 лет. Ее характерную дерзкую стрижку и белоснежную улыбку, увидев раз, вы уже не забудете никогда. Не говоря уж о том, что вы проникнетесь к ней искренней любовью и уважением, просто поняв основы ее жизни. «Делая добро, ты теряешь меньше нервных клеток, чем когда совершаешь зло», «ложитесь в постель с чистой совестью», «давать – значит получать» – эти фразы на протяжении многих лет она повторяет как мантру. Чтобы не плутать вас в дебрях догадок, скажу: Аршалуйс Дарбинян, она же Ашико, уже много лет является культурно-новостным лицом телекомпании «Горизонт», а также ведет самые громкие мероприятия шоу-бизнеса, которые проводятся в США нашими соотечественниками.

 

Чем ты занималась в ереванский период своей жизни?

Насколько знаю, ты и начинала с медийных, публичных профессий. Все началось в 1993 году и продолжается до сегодняшнего дня. Как часто бывает, все произошло случайно. В школьные годы я участвовала в дубляжах «Арменфильма», а однажды снялась в эпизодической роли в фильме «Мхитар Спарапет». Я также записывалась на радио: читала стихи. Это были незабываемые дни! Вот и весь мой ереванский опыт. Попав в США спустя несколько лет, я продолжала работать на армянском радио, но уже главным редактором. Я набрала коллектив интеллектуалов, потому что считаю, что только так можно делать интересные передачи, да и работать с ними намного легче. Есть такая пословица: «Лучше иметь умного врага, чем глупого друга». Но самым замечательным было то, что все мои сотрудники оказались очень хорошими людьми. Каждый день рождались интересные идеи, создавались новые программы, совершенствовались старые. А через несколько лет я ушла оттуда, и опять – случайно.

ar5На самом ведь деле недалеко ушла – на телевидение. Почему изменила радио?

Традиция: мой голос. Как-то я прочитала текст, а на следующее утро мне позвонили и предложили вести программу новостей в телекомпании «Горизонт». Это было в 1993 году. Интересно, что телекомпания вещала на западноармянском языке. Я первая стала вести «Новости» на восточно-армянском, на котором говорят в Армении. Мне казалось, что это не понравится многим, поскольку телекомпания была основана западными армянами, и зрители привыкли именно к этому звучанию. Но тогда я услышала фразу, которую не забуду никогда: «Лицо «Горизонта» изменилось». Это означало победу. Меня приняли, и это вдохновило. Тогда новости выходили в эфир раз в неделю, и почти всю работу я выполняла одна – писала, редактировала материалы и вела выпуск. Сложно, но интересно. Я была единственным диктором, поэтому работала при любых обстоятельствах, и случалось, что выходила в прямой эфир с температурой 390. Когда ты в студии, забываешь про все недуги и оказываешься в абсолютно другом мире и делаешь свою работу максимально профессионально. Но сейчас все изменилось. Новости выходят в эфир каждый день. Появились информационные программы, политические комментарии. Несколько лет назад впервые вышла в эфир передача «Искусство с Аршалуйс Дарбинян». Вместе с тем есть и получасовая передача «Искусство», входящая в информационную часть.

ar4У тебя в гостях бывают многие известные люди вплоть до звезд мировой величины. По какому принципу ты их выбираешь?

Во-первых, это люди, которым есть что сказать. Не люблю убивать время попусту, и сама тоже не принимаю приглашений от телеведущих, если мне нечего сказать. В этом вопросе я очень принципиальна. Например, мне нравится делать интервью с зарубежными армянами, достигшими признания и успеха. Мне интересно общаться с такими людьми, понять, как они достигли если не всего, то многого, и сумели доказать, что им можно доверять. Возможно, это откроет двери для молодых, кто не знает, каким путем достичь своей цели. Я очень патриотичная, поэтому считаю, что достижение каждого армянина – это достижение всей нации. Однажды я познакомилась с очень известным в Америке фотографом. Я даже предположить не могла, что он армянин. Вместе с удивлением я почувствовала и невероятную гордость. Я пригласила его в мою передачу, сказав: «Армянское телевидение, возможно, вам ничего не даст: вы добились почти всего. Но поверьте, что в армянской общине найдутся люди, которые будут горды и воодушевлены вашими успехами, и только поэтому вам стоит стать моим гостем». И он согласился. Одним словом, я могу убедить человека стать гостем передачи, разговорить его. Большая часть моих респондентов – состоявшиеся, зрелые люди, например, Дживан Гаспарян, Константин Орбелян и многие другие, которые не раз говорили, что мне удается вывести людей на откровенность.

ar3Кто был самым интересным гостем?

Демис Руссос, живая легенда! Он был эксклюзивным гостем моей программы. Это искренний и очень интересный собеседник. Когда мы встретились, он внезапно сказал мне: «Сними очки, я хочу видеть твои глаза». С этого началась наша беседа, и мы, несмотря на разницу в возрасте, очень подружились. Еще очень запомнился Янни. Во время интервью он вдруг обнял меня и сказал, что я похожа на его сестру. Это притом, что к нему даже просто приближаться можно на строго определенное расстояние. Такие у звезд порядки (улыбается).

Кто составляет основную часть твоей аудитории?

Наша аудитория – это армяне всегомира, а не только Калифорнии, где живет, как известно, самая большая община. Передачи телекомпании «Горизонт» можно смотреть и в режиме онлайн во всемирной сети. Поэтому когда я представляю, например, легенду армянского театра, то для наших соотечественников, которые никогда не были в Армении, это представляет большой интерес. Но аудиторию составляет также моя соседка-испанка, которая ни слова не знает по-армянски. Она смотрит те передачи, гостями которой становятся иностранцы. Я не фокусируюсь только на армянах, поэтому среди зрителей есть много американцев.

ar2Ты человек очень общительный и дружелюбный. Много ли у тебя друзей?

Я могу общаться со всеми, но дружу только с подобными мне. А если точнее, то люблю общаться с людьми умнее меня: у них есть чему учиться, даже если ты считаешь себя профессионалом. Если человек считает, что больше нечему учиться, значит, он уже мертв. Я дружелюбный человек и люблю моих друзей, которыми восхищаюсь. Их много и в Ереване, и в Америке. Это по-настоящему преданные люди, которые радуются моим успехам едва ли не больше меня. А в Глендейле у меня свой круг, в котором также много иностранцев. Работы это касается в той же мере.

А с кем легче работается?

Не могу сказать, что с армянами работать не получается. Но с иностранцами все намного легче, спокойнее, без формальностей, я уже не говорю о настоящих профессионалах, у которых я многому научилась. Это огромное удовольствие. Например, недавно я попала на кастинг раньше назначенного времени, и сотрудники компании сделали все, чтобы во время ожидания я не почувствовала дискомфорта. У армян такого не встретишь. К сожалению, мы пока так не умеем.

Как на твой взгляд, сильная разница между армянами, прожившими всю жизнь в Америке, и теми, кто приехал туда не так давно?

Не скажу, что пропасть, но разница, конечно, есть. В течение последних лет она стала меньше. Любой интеллектуальный человек, встретивший себе подобного, принимает его, тем более, если это соотечественник. Американские армяне имеют абсолютно другую психологию, они думают как американцы. Но в любом случае мы ищем общие точки, чтобы понять друг друга и стать ближе.

Чуть выше ты упомянула про кастинг. Кроме телевидения, в твоей американской жизни нарисовался и Голливуд. Более того, ты являешься членом Гильдии американских актеров. Как тебе удалось попасть в святая святых кино?

Я собиралась приехать в Армению, когда мой агент позвонил и сказал, что представители одной кинокомпании хотят встретиться со мной. Даже день был назначен, 11 июля. Я ответила, что в это время буду в Ереване, на что он сказал, что это моя карьера и что вся жизнь основана на риске. Мой агент прав. Не каждый день тебя выбирают в Голливуд для кинопроб! Я сдала свой билет, заплатив штраф, и наконец настал решающий день. После проб меня попросили остаться, и те пять минут, что я ждала, были самыми длинными в моей жизни. Одним словом, я прошла кастинг и снялась в фильме «SCI: NY» (SCI – Crime Scene Investigation – изучение места преступления. В США так называется реальная служба, которая занимается сбором и анализом вещественных доказательств – прим. ред.). И что интересно, за этот фильм я получила именно столько, сколько заплатила за штраф, около 1000 долларов. Так я попала в американское кино. Это совершенно иной мир, и я верю, что кино обязательно что-то меняет в жизни каждого человека.

Чья роль тебе досталась?

Я играла женщину, которая была лидером в семье. Я навсегда запомню съемки в этом фильме, потому что, во-первых, я играла с настоящими звездами – Гэри Синизом и Мелиной Канакаридес (Gary Sinise и Melina Kanakaredes). Это очень известные в Америке актеры, но в Армении о них мало знают. И во-вторых, на съемочной площадке ко мне относились так, как относятся к настоящим звездам. И это не преувеличение. Там ко всем проявляют колоссальное уважение. Но я была в шоке от того, что Гэри спорил со мной на тему Карабаха и хорошо знал не только армянскую историю и искусство, но и сегодняшнюю реальность. После премьеры мне предложили стать членом Гильдии американских актеров. Конечно, я согласилась. После этого были съемки еще в двух фильмах. Я продолжаю ходить на кастинги и пробы, но приоритетом остается телевидение.

ar1Как ты думаешь, учеба в Университете Южной Калифорнии помогла тебе достичь той планки, на которой ты сейчас находишься?

Конечно, учеба дала мне хорошие знания, я изучала английский язык и литературу. Это престижный университет, открывающий широкие возможности. С моим дипломом я могу пойти в престижную компанию и начать работать с высокой должности. У меня были очень хорошие преподаватели, профессора, причем не только литературоведы, но и актеры. Сегодня мой сын учится в Калифорнийском университете, но сначала он поступил в USC, и мы даже получили от них письмо, где были слова благодарности, что представители разных поколений одной семьи выбрали именно их вуз. Там училась и моя сестра.

Что дала тебе Америка?

Я живу в этой стране уже 27 лет. Всеми своми достижениями я обязана этой стране. Если ты целеустремленный и любишь учиться, тебе не мешают. Но человеческие качества я получила от Бога и от родителей. Личность не может полностью измениться, она может только отшлифовываться, как драгоценный камень. Я уже говорила, что нужно стремиться работать и общаться с более умными людьми, чем ты, и мне повезло: я всегда встречала именно таких людей. Откровенно говоря, принять полностью стиль жизни американцев я не могу, потому что у меня более традиционные представления и воспитание, и я остаюсь верна им. Но у американцев есть черты, которые мне хотелось бы видеть и у армян. Например, привычка улыбаться. Чтобы в Америке решить проблему, не нужны знакомые. Нужно просто знать язык и иметь голову на плечах. Америка дает возможность сделать карьеру и продвинуться, но только тем, кто в силах принять именно такую форму жизни. Жизнь – это дорога с двусторонним движением, и если ты живешь в Америке, ты должен хотя бы частично принять их стиль жизни, но никто не будет требовать, чтобы ты изменял своим принципам.

Ты думала о том, чтобы вернуться в Армению? Сможешь жить здесь?

Я не могу категорично заявить, что не могу жить здесь, но также не могу сказать, что послезавтра перееду. Невозможно бросить все, что было нажито за 27 лет жизни. Как продиктует жизнь, обстоятельства, так и будет. Но в Ереване многое изменилось: дороги стали лучше, а люди – улыбчивей.

В случае копирования и размещения материалов ссылка на журнал и сайт www.designdeluxe.am должна быть активной и является обязательной.