Интервью подготовил Рубен Пашинян

s5

“Я очень рад, что наш оркестр своим существованием и достижениями доказывает, что у молодых профессионалов также могут быть претензии на высокое искусство!” – считает основатель, худрук и главный дирижер Государственного молодежного оркестра Армении Сергей Смбатян. В рамках I международного фестиваля культуры и искусств “Встречи друзей” состоялось выступление оркестра в Одессе, а в честь 20-летия независимости Армении самый молодой (по определению) армянский музыкальный коллектив выступил с гастрольными концертами по Европе. (На момент интервью гастроли ожидались – прим. ред.). Подробнее беседуем с талантливым музыкантом и дирижером оркестра Сергеем Смбатяном.

Как вас приняли в Одессе?

Согласитесь, Одесса, в силу устоявшихся там традиций и, конечно же, тех ее выходцев, что ныне являются законодателями профессионального искусства во всем мире, представляет собой не самую легкую площадку для выступления, а тем более для премьерного. Получив приглашение на фестиваль, мы прекрасно осознавали это, равно как и то, что зритель так или иначе будет сравнивать нас с другими коллективами, и постарались основательно подготовиться. Из зарубежных произведений в нашу программу вошли: симфоническая поэма “Джинны” для фортепиано с оркестром (Франка) – произведение ранее не исполнялось в Одессе – и прелюдия “Послеполуденный отдых Фавна” Дебюсси, также не звучавшая там последние 15 лет.

s6В армянской программе были представлены произведения Хачатуряна, а “Праздничную увертюру” Александра Арутюняна оркестр посвятил человеку, сыгравшему большую роль в становлении оркестра – присутствующему там Михаилу Швыдкому в честь его дня рождения. Физически это был очень тяжелый концерт, но тот моральный заряд, подъем и удовольствие, которое мы испытали, не сравнить ни с чем. Мы выступали с прекрасными музыкантами – Алексеем Ботвиновым (Украина) и Джулией Зильберквит (США). Симфонический оркестр – это махина, и для того, чтобы получился контакт солиста и оркестра, требуются порой долгие репетиции. Но иногда и вовсе не получается. А вот с первоклассными музыкантами получается все очень легко и быстро! Тем не менее, мы очень волновались перед концертом. Но когда по окончании зал встал на ноги и буквально “утопил” нас в аплодисментах, мы поняли, что справились-таки с поставленной перед нами нелегкой задачей. Мы, можно сказать, выдержали это испытание на мажорной ноте, и доказательством тому – повторное приглашение в Одессу.

s1Вы часто выступаете за рубежом и имеете возможность сравнивать как профессионализм исполнителей, так и благосклонность зрителя. В чем на Ваш взгляд, разница, между одесским и ереванским зрителем?

Разница изначально в том, что наш зритель нас не только знает, но и с первых дней возникновения оркестра следит за нашими успехами. Однако одесский прием оказался не менее теплым, и это, с объективной точки зрения, для нас очень важно! Конечно, в Армении, равно как и в любой другой стране, применимо утверждение об отсутствии пророков в своем отечестве. Раньше мне казалось, что падкость на все заморское – характерная черта исключительно нашего зрителя. Однако, повидав мир, я понял, что подобное положение вещей практически повсюду. К примеру, если ты живешь в Лондоне, и тебя как музыканта не признает Нью-Йорк, Москва, Токио и т.д., то тебе и в Лондоне делать нечего.

Вы успешно зарекомендовали себя как талантливый скрипач, а потом переквалифицировались в дирижера. Вас никогда не коробил тот факт, что Вам приходится оправдывать свою новую ипостась, так как зритель подсознательно сравнивает Смбатяна-дирижера с Смбатяном-скрипачом?

Честно говоря, нет. Возможно, потому, что сам никогда не проводил подобной параллели. Все это одно целое – музыкант-скрипач, музыкант-дирижер… Главное, быть по-настоящему музыкантом, а остальное, как говорится, детали. Конечно, желательно совершенствоваться в каком-то одном направлении, и тут как в математике: есть желаемое и необходимое. Поэтому я больше Смбатян-дирижер.

s7Нормальная тенденция любого творца – самосовершенствование, обучение. Ваша аспирантура в Лондоне не страдает из-за обилия гастрольных выступлений?

Наоборот, мой преподаватель Пол Бро – один из самых признанных в Англии мастеров – даже приветствует мою “международную обкатку”. В Академии также с большим пониманием относятся к моей концертной деятельности. Кстати, многие из моих лондонских учителей довольно неплохо осведомлены об Армении и считают нас носителями одной из самых богатых культур в мире.

Приятно, когда тебя идентифицируют по той культуре, которую и ты действительно считаешь своей… Хотя бытует мнение, что за рубежом мало кого интересует твое происхождение, а тем более история и культура: хороший специалист – любят, плохой – нет. Так ли это?

И да, и нет. Американца или англичанина мало волнует их этническое происхождение: один – гражданин США, другой – Великобритании. А вот для представителей малых народов весьма важен фактор самоидентификации. Можно сказать, этот фактор как бы является для них логическим продолжением инстинкта самосохранения. С другой стороны, отрадно, что мы, являясь малочисленным народом, дали миру такое количество прекрасных музыкантов. Перечислять можно долго… К примеру, одни из самых лучших скрипачей в мире – Сергей Хачатрян и Михаил Симонян – сегодня входят в пятерку лучших. А это очень серьезная заявка! Я никогда не задумывался, кто армянин, а кто нет. Но, конечно, очень приятно, когда за рубежом встречаешь армянскую фамилию.

s4Что Вы вкладываете в понятие “армянский музыкант”? Что оно значит для Вас?

Быть армянским музыкантом – это, прежде всего, быть ответственным за культуру своей страны, пропагандировать творчество армянских композиторов, которые, к сожалению, сегодня не представлены в мире на том уровне, какого действительно заслуживают. Наш оркестр исполняет произведения Мирзояна, Тиграняна, Айрапетяна, Арутюняна и многих других. После прошлогоднего выступления в Берлине, где мы исполняли “Потерянный воздушный шар” Айрапетяна, пришло много писем от немецких коллег с просьбой отправить им запись и ноты этого произведения. Я очень рад, что пропаганда армянской музыки – как в Армении, так и вне ее пределов – легла в основу фестиваля современной музыки и этой тенденции активно придерживаются мои коллеги-дирижеры, блестяще представляя произведения армянских композиторов во всем мире.

s2Кстати, о фестивалях. Осенью Ереван, как правило, пестрит таковыми. Ваш оркестр будет представлен в рамках какого-то из них?

Знаете, я по натуре оптимист, однако наличие такого количества фестивалей считаю не вполне уместным. Тратятся немалые деньги на привоз артистов, зачастую… известных лишь самим организаторам фестивалей. Я не хотел бы называть конкретных имен, но мне неприятно, что в Ереван порой приглашаются третьесортные музыканты и представляются армянской публике как суперзвезды. Очень обидно, ведь те же гастролеры уезжают из Еревана далеко не с лучшими впечатлениями об уровне и культуре нашей страны. Помню, я встречался в Москве с музыкантом, побывавшим на одном из таких наших фестивалей. Все его впечатления о Ереване сводились к интересам исключительно гастрономическим – он говорил об Армении лишь как о месте, где можно вкусно поесть. Этакий общепит… Очень обидно. Я считаю, как бы ни было сложно сегодня в социально-бытовом плане, мы не имеем никакого морального права так играть с именем страны, так опускаться. …Что касается наших планов, то по возвращении из Берлина у нас состоится ряд осенних концертов. В декабре ожидается приезд великолепного пианиста Дениса Мацуева. Мы давно с ним дружим, и он всегда с радостью выступает перед нашей аудиторией.

s3И напоследок, расскажите о предстоящих гастролях в Европе.

Я очень горд тем, что честь представлять Армению в рамках празднования 20-летия независимости страны выпала именно нам. Гастроли пройдут в Бельгии, Германии и Голландии. Помимо трудов армянских композиторов – Тиграна Чухаджяна, Эдварда Мирзояна и Эдуарда Айрапетяна – в программу вошли также произведения Рахманинова, Верди и Генделя. Предусмотрена и вокальная программа в исполнении молодого талантливого баритона Геворка Акопяна. Солировать будут также Лусине Хачатурян, Сергей Хачатрян и Карен Арутюнян. Первое выступление коллектива в рамках европейских гастролей состоится в Брюсселе, а завершится программа в Гааге. Уверен, наш оркестр, то есть поколение музыкантов, выросших в нелегкие годы становления армянского государства, сможет достойно выступить, в очередной раз продемонстрировав, что Армения является страной с прекрасными музыкальными традициями и высококлассными профессионалами, которых отличает высокое исполнительское мастерство и сценическая культура.

Интервью: 06/08/2011

В случае копирования и размещения материалов ссылка на журнал и сайт www.designdeluxe.am должна быть активной и является обязательной.