Интервью подготовила Асмик Шамцян
Фото Ваге Минасяна, а также предосталены Артаком Игитяном
                                                                 

a1В конце апреля в кинотеатре «Москва» состоялась премьера фильма «Рассвет над озером Ван». Это история рода, состоящего из четырех поколений армян-эмигрантов. Фильм рассказывает о судьбах трех мужчин – деда Карапета (Карен Джангирян), сына Тиграна (Жан-Пьер Ншанян), внука Геворка (Арен Ватьян). Главный герой Карапет Памбукчян – сын беженки, выжившей во время резни и обосновавшейся в США. Он прилагает много усилий, порой радикальных и некомфортных для окружающих, стараясь сохранить в своих детях национальную самоидентификацию и чувство сопричастности к потерянной родине, но с каждым новым поколением это становится все сложнее.Сын сознательно отказывается от своих корней и живет космополитом, а внук – уже стопроцентный американец и влюблен в однокурсницу-турчанку.

v1Однако генетическая память оказывается сильнее всех наслоений. В фильме рассматривается один день этой семьи. События происходят 23 апреля. Премьера картины прошла сразу в нескольких городах – Ереване, Москве, Лос-Анджелесе, Париже и Стамбуле. Фильм выдвинут на участие в Венецианском кинофестивале. Мы побеседовали о фильме с режиссером-постановщиком Артаком Игитяном.

a5Кому принадлежала идея снять фильм на тему геноцида?

Полтора года назад Михаил Багдасаров предложил мне сценарий, написанный Ареном Ватьяном, точнее, пьесу «Чокнутые». Это была моя первая крупная работа в Армении, несколько раньше я снял ролик об Армении, который до сих пор показывают по каналу «Евроньюс». Уже 25 лет я живу то во Франции, то в России. Мы долго работали и много чего изменили в первоначальном сценарии. Он был написан на русском языке, но я настоял на его переводе на западноармянский. Кроме Жана Ншаняна, никто из актеров не владел им. Благодаря ему, а также нанятым нами профессорам-лингвистам мы смогли добиться верности произношения и правильной интонации актеров. С небольшим трудом, но цель была достигнута.

a2Ваш фильм получился ретро- и перспективным – взгляд на историческое событие в разрезе трех поколений одной семьи.

Верно, но тема касается всего народа и вообще всех людей. Фильм дает возможность подумать о путях сближения двух народов и решении вопроса геноцида. Естественно, это не значит, что история должна быть забыта. Фильм очень далек от политики. Я хотел подчеркнуть значение семейных ценностей и генетической памяти, о которых начинают забывать, живя за границей. Тема в действительности не только армянская. Фильм для каждого из нас.

a8По сюжету между армянином и турчанкой был роман, который закончился ничем. Это специально было так задумано?

В том-то и дело, что пока вопрос не будет решен, между ними ничего не может произойти. Это один из основных моментов, который дает повод задуматься. Вообще же базовая мысль фильма заключена в работе генетической памяти армянина и условиях, при которых она начнет работать. Тема сложная, но я настоял, чтобы героиню-турчанку играла турецкая же актриса, и могу сказать, что общение и работа с новым поколением в какой-то мере доказывает, что оно готово к диалогу.

v2После съемок каждого эпизода мы собирались и подробно обсуждали всю информационную часть истории, и я вам скажу, что, например, для Гюниши Зан было принципиальным оставить именно такой поворот в отношениях, ведущий к поиску путей решения, а не окончательному разрыву. В фильме снимались актеры из разных стран, что дало возможность в полной мере выявить на экране менталитет жителей этих государств. Хочу особо отметить игру Карена Джангиряна, исполнившего роль главного героя картины Карапета. Кстати, изначально роль писалась под Армена Джигарханяна, но он не смог из-за болезни. Мы смотрели и Владимира Мсряна, и Карена Джанибекяна, и Соса Саргсяна. Последним был Джангирян, на нем я и остановил свой выбор.

a9

А что скажете по поводу саундтрека?

Поскольку стилистика фильма решена в немного нестандартной манере подачи темы геноцида, я долго искал, кто бы мог написать музыку. Требовался иной подход, ориентированный не столько на армянского зрителя, сколько (и в большей мере) на иностранного. И мне показалось, что именно Айко имеет эту культуру. У нас получилось весьма плодотворное сотрудничество. Я присутствовал во время работы Айко над музыкой и понял, как важно слышать и видеть, как она рождается. Айко получил 100-процентную связь с драматургией, картиной, операторским рисунком и т.д.

a6Как проходили съемки в Западной Армении?

Это были первые профессиональные киносъемки на острове Ахтамар, на этом я настоял принципиально. У нас не было официального разрешения на съемку, но люди, с которыми мы встречались, принимали нас очень хорошо – никаких неадекватных действий. Некоторые «вспоминали», что их бабушка была армянкой, и шептали нам на ухо, что «знаете, мы все понимаем, поэтому и помогаем вам».

Насколько знаю, работа над фильмом заняла у вас удивительно мало времени.

Да. Всего десять месяцев от А до Я. На съемки ушло три месяца, монтаж длился три-четыре месяца, еще два ушло на озвучку.

И напоследок расскажите о команде, с которой работали над фильмом.

У нас подобралась прекрасная команда профессионалов. Кроме актеров, работу которых видят все, особо хочу отметить огромную роль тех, кто остался за кадром, но без которых фильм мог бы не состояться. Это директор картины Ваган Товмасян, с которым я планирую и дальше работать и который стал моим другом.Спасибо большое моему помощнику, талантливому режиссеру Вагану Степаняну.

a4Мы прекрасно сработались с продюсером Мартуном Адояном из компании «Парадиз», который вел всю группу с первого дня до премьеры. Я благодарен Национальному киноцентру Армении в лице Геворга Геворгяна. И отдельно хочу отметить неоценимый вклад Михаила Багдасарова. Я считаю его не просто большим бизнесменом, но и человеком искусства, который активно участвует в культурной жизни нашей страны, способствуя ее развитию. Спасибо им всем!

В случае копирования и размещения материалов ссылка на журнал и сайт www.designdeluxe.am должна быть активной и является обязательной.