Интервью подготовила Асмик Шамцян
Фото Завена Хачикяна   
Стиль разработан Гаянэ Сарибекян и Асмик Мовсесян 
Место проведения фотосъемок галерея Art Elit

g8

Гаяне Асламазян – одна из самых востребованных сегодня медиа-персон. Широта ее интересов впечатляет: режиссер-документалист, телеведущая, искусствовед, с недавних пор – актриса, и вот сейчас – галеристка. Образ мексиканской художницы Фриды Кало, придуманный специально для этого проекта, лег на потрясающе ладную натуру. Скоро открывается галерея Гаяне Асламазян Art Elit, и лучшего места для фотосессии, чем это, просто не найти. Мы с Гаяне знаем друг друга не первый год, нас связывала совместная работа в новостях одного из телеканалов, у нас теплые приятельские отношения, посему общение соответствует именно этим обстоятельствам.

 

 

Почему ты, девушка гламурная, телеведущая, актриса и вообще публичная персона, пошла в галеристки, а не, скажем, салон красоты открыла?

На самом деле мой выбор совершенно логичный, потому что по профессии я искусствовед, и то, что жизнь повела меня по другим путям, совершенно не значит, что я забыла свою профессию (которую, кстати, люблю бесконечно и стараюсь далеко не отходить от нее). Написание статей, организация выставок – все это присутствовало в моей жизни всегда. Просто сейчас я решила, что эта часть должна быть активнее, чем все остальное. Мысль о галерее существовала давно, так же, как фирма Aslamazyan gallery и бренд Art Elit. Просто я только что смогла осуществить часть своего плана, открыв художественную галерею.

g7А скажи, пожалуйста, кого ты выбрала в экспоненты? Вообще есть ли у тебя концепция жизнедеятельности своего детища?

Картинная галерея будет представлять современных, большей частью молодых художников, но только тех, кто близок моему мироощущению и концепции этого проекта. В чем суть концепции? Предметы искусства многие привыкли воспринимать как некую составную часть быта, что глубоко неверно, на мой взгляд. Их создатели – люди гораздо более тонкие, чувствительные, восприимчивые, чем все остальные, и именно свое восприятие они нам и передают. И в зависимости от того, с какими мирами общается художник, то и переносит на физический план, в свое произведение. Искусство должно нести в себе позитивную энергию, красоту, а не разрушение. Одним словом, я выбираю художников по тому, что они передают нам с вами. На данном этапе в искусстве возникло законсервированное состояние. Всякое развитие происходит по спирали. Поэтому, говоря о законсервированности, я имею в виду точку покоя, после которой предполагается резкое развитие. Принятые на каком-то отрезке времени формы сейчас уже неактуальны, а новых пока нет. Если ты заметила, сейчас художники все больше тяготеют к смешению стилей, коллажам, что указывает на то, о чем я говорю. Будучи искусствоведом, я долгое время не понимала, в чем на самом деле заключается моя функция. Мы писали бесконечные и, как я сейчас понимаю, бессмысленные работы о художниках и скульпторах прошлого. Именно тогда я и разочаровалась в выборе профессии. Гениальные художники и скульпторы творили, а нам нужно было догадаться, что же такое на самом деле они хотели выразить той или иной линией или цветом. Ведь вероятнее всего, что наши догадки шли по неверному следу. Меня это сильно расстраивало. В результате постоянной работы над собой я поняла: искусствовед – это не тот, кто говорит о произведении искусства после его создания, а тот, кто соучаствует с художником в процессе творчества.

А всякому ли художнику нужен такой человек? Может, ему удобнее расти одному, без направляющей, так сказать, руки.

На мой взгляд, поддержка нужна всякому человеку. Это совершенно не значит, что ты должен диктовать свою волю и вкус. Отнюдь. Но дело в том, что у нас почти отсутствует школа искусствоведов. К большому сожалению. У нас одни художники оценивают и критикуют других. Это некорректно и непрофессионально. Не должен творческий человек оценивать работы своего коллеги. Для этой цели и должны существовать искусствоведы.

g2Честно говоря, я немного смутно представляю себе этот процесс сотворчества.

До сих пор я работала с двумя художниками – Геворгом Егиазаряном и моей мамой Карине Асламазян. Начало работы связано с каким-то подобием расследования – какие периоды работы у него были, с чем связаны, что он ищет, к чему идет и т.д.

Похоже на работу психолога.

Ну, примерно. Некоторое время я «вела следствие» работ Геворга Егиазаряна. Например, пыталась понять что-то про цифры, которые присутствовали в его картинах. Дошла чуть ли не до Аристотеля с Пифагором, возможно даже, что он и не думал о них, когда писал свои картины. Но итог мы с ним получили одинаковый. Разными путями, но мы пришли к одной и той же идее. Хочу сказать, что моя функция как искусствоведа в данном случае оправданна, поскольку есть живое общение между художником и мной. Если рассматривать творца как посредника между его духовным миром и всеми остальными, то он даже сам может не до конца понимать всех механизмов передачи, и моя роль здесь вполне уместна. Мама – мой строжайший критик, она просто не щадит меня, и дождаться от нее похвалы крайне сложно. Но вместе с тем она прислушивается к моим советам. Мы обсуждаем все ее идеи еще на уровне эскиза, вместе находим какие-то ходы, ее видение будущей работы и т.д. Но я никогда не вмешиваюсь в процесс зарождения идеи, у меня просто нет на это права. Я присоединяюсь чуть позже.

g6Здесь я вижу работы твоей мамы, художницы Карине Асламазян, подавляющее большинство которых духовного содержания. С чем это связано?

Я бы сказала, что, скорее, это картины культурно-исторического содержания. Мама очень много читает и знает древнюю историю Армении и нашла множество параллелей с другими культурами, в частности индийской. Например, мифологический образ вишапов, символ мудрости и знаний, есть и в Индии и называется наги. Есть изображение Зороастра, ведь у нас когдато проповедовали зороастризм. Т.е. мама проповедует армянскую историю с самых ее истоков, а она так или иначе связана с духовной жизнью народа. Многие картины, которые сейчас висят в галерее, были написаны для ее выставки в Америке. Еще одна, большая часть картин, связана с философией Рерихов. Мы с ней большие поклонники их мировоззрения и являемся членами Армянского рериховского общества, участвуем в процессе перевода духовнофилософских книг, дефицит которых у нас очень острый. На открытии галереи экспозицию составят только ее картины. У мамы был знаменательный год: юбилей, удачная выставка в Москве. А затем экспозиция изменится, пополнившись произведениями других художников и скульпторов.

Ладно, давай поговорим о том, чем тебе как галеристу придется заниматься. С одной стороны, это артбизнес (ключевое слово «бизнес »), с другой, помощь молодым художникам, как ты говоришь. Какой ты представляешь себе потен циальных посетителей своей галереи?

Ну вот смотри. Что у нас проис ходит на ТВ? Народ диктует содержание практически любого канала. Мне это НЕ нравится, потому что ТВ – это мощный инструмент для передачи хорошей и нужной информации и формирования мировоззрения. А вместо этого оно дает людям то, что они хотят смотреть. И это далеко не лучший выбор. Если в эфир пошла культурная передача, не набравшаяся достаточного рейтинга, то все, ее судьба решена: она больше не появится на телеэкранах. Если я буду следовать такому же принципу, то моя галерея превратится в декоративный салон с разными красивостями, которыми только обои закрывать.

g5А ты представляешь себе ту грань, на которой тебе предстоит балансировать, чтобы, как говорится, и волки, и овцы…?

Пока сложно говорить об этом, поскольку галерея еще не начала действовать. Хотя одно могу сказать точно: у меня немного даже альтруистическая цель – помогать молодым и малоизвестным художникам, но вместе с тем и проводить в жизнь свои собственные идеи. Любое произведение искусства обладает собственной энергетикой, поэтому моя цель заключается в том, чтобы представленные в галерее арт-объекты обладали хорошей и позитивной энергетикой.

У тебя здесь будут еще и скульптуры, как я поняла.

Да, у меня есть предварительная договоренность со скульптором Давидом Минасяном, которого я очень люблю и уважаю, о том, что его работы также будут экспонированы здесь. Но, как я уже сказала, в сфере моих интересов – помощь молодым и малоизвестным художникам. Часто в стремлении заработать на хлеб насущный они забывают о своем настоящем предназначении. Жизнь очень сложная, и пробиться могут не все.

g4А почему одна стена в галерее розовая?

Эта детская стена. Здесь будут экспонированы только детские работы. Хочу особо отметить, что работа этого фрагмента галереи строится на благотворительной основе. Часть вырученных за картины средств пойдет детям, остальная часть – на развитие Детского эстетического центра, в работе которого я с большим удовольствием участвую. Вообще мне ужасно нравится работать с детьми.

И в чем заключается твоя работа?

Ну если в общем, то в том, чтобы Центр действовал, жил. Детей там учат рисованию, музыке, вообще развивают свободное мышление и творчество. Я активный сторонник предоставления полной свободы творчества. Они там учатся общаться с природой: у всех есть свое собственное растение, за которым они ухаживают и т.д. Смотри (она показывает на рисунок на большом листе ватмана), вот эту картину писали мои пацаны одномоментно, поэтому расположение фигур и домов немного разное. Скоро она появится в общей экспозиции.

g3А что с сериалами? Комфортно тебе в роли актрисы?

Ты меня знаешь и в другом амплуа, еще по телевидению, где у меня была совершенно другая роль. Мне нравится быть за кадром, а не в кадре. Процесс создания фильма мне нравится больше. А свое актерство я воспринимаю как путь ученичества. Если я попала в кино, то значит, мне нужно пройти этот путь. Учиться у настоящих профессионалов. Я смотрю кино с режиссерской, операторской и сценарной точек зрения. И в этом процессе тоже продолжаю учиться.

g1Мечты вроде бы сбылись. А что дальше? Нет-нет! Мечты еще не сбылись, я пока на полпути.

Готова ли экспозиция, которая придет на смену работам Карине Асламазян после открытия галереи? Возможно, здесь состоится фотовыставка Артура Овакимяна. А еще готовы картины детей, и они ждут. Детская выставка, которая, как я сказала, будет на благотворительных принципах. Я хочу, чтобы моя галерея жила, а не была подобием музея. Мне хочется, чтобы сюда ходили люди, знакомились художники. У нас о-о-очень много талантливых людей, у которых, к сожалению, крайне мало возможностей для самовыражения. Может, мне удастся им помочь. Ну, при этом не забывая и собственных интересов. (Улыбаясь).

Желаем удачи в твоих альтруистических и практических намерениях!

В случае копирования и размещения материалов ссылка на журнал и сайт www.designdeluxe.am должна быть активной и является обязательной.