Интервью подготовила Асмик Шамцян                                                                                                                                                          Фото Грайра Базе

gb7ГАБО (Габриэл Манукян)Род. в Ереване в 1957 г. 1971-1975 гг. – художественное училище им. Терлемезяна 1982-1988 гг. – Ереванский художественно-театральный институт 1971-2010 гг. – групповые и персональные выставки в Армении, Великобритании, США, Франции, Италии, России, Ливане, Болгарии, Китае и Японии. Многие картины Габо находятся в частных коллекциях Армении, России, США, Болгарии, Сирии, Ливана, Германии, Швейцарии, Аргентины.

…Его фантасмагории похожи друг на друга, но далеко не стереотипны, каждая из них неповторима, просто это обитатели одной и той же волшебной страны – чудесной, поющей, летающей, пляшущей – страны красоты и веселья… Царство Габо населено фантастическими персонажами, однако это не какие-то инопланетяне, они все узнаваемы: это земляне, но в странной, необычно гиперболизированной интерпретации. Бесконечно летящие, парящие, застывшие в невесомости фигуры, обгоняя друг друга, вторгаются в пространства, очерченные границами их создателя, и, не успев появиться на свет, стремятся улететь далеко за пределы маленького перенаселенного царства. Им так же тесно, как и их доброму создателю с большим сердцем. Создается ощущение, что все его создания временно поселены на маленьком островке и с нетерпением ждут своего часа, чтобы ринуться в бесконечное космическое пространство.

Генрих Игитян

gb6“Яблоку негде упасть”, 2010 г. холст, акрил, 85*90см

Наш разговор с художником начинается довольно необычно. Габо (иначе его практически не называют) вступает первым, как бы опережая весь последующий ход интервью.

Как живу, так и пишу. Я прошел довольно серьезную школу, чтобы говорить картинами. В свое время я даже не сознавал, что живопись – это способ самовыражения, образ жизни. Например, было время, наполненное безумной энергией, когда я писал животных, похожих на людей, и наоборот. Сейчас, оглядываясь назад в поисках путей, которые привели меня к нынешнему состоянию, я не могу зафиксировать этот момент перехода. Мне кажется, что я все тот же и не изменился нисколько. Но это не так, конечно. Зеркало – самая яркая иллюстрация…

gb5“Разболтанные”, 2010г. холст, акрил, 85*90см

Что вы испытываете, глядя на свои прежние картины?

Я вспоминаю больше время, когда писал их, что думал и чувствовал. Был период, когда я считал, что картины продавать нельзя. Сейчас все повернулось на 180 градусов. Теперь я уверен, что если твои картины не покупают, значит, ты никому не нужен.

А вообще стоит такой вопрос – понимания картины?

Абсолютно не стоит. Если уж речь зашла об этом, то скорей всего нужно говорить о непонимании друг друга. Случается, разговариваешь с человеком, а в глазах – пустота. Будто говоришь со стеной.

gb3“Попытка”, 2011г. холст, акрил, 85*90см

То есть диалог с произведением художника ведется лишь на эмоциональном уровне?

Тоже нет, наверное… Эмоция в этом промежутке вообще может исчезнуть. По моим ощущениям, картины – способ самовыражения, когда слов не хватает. Временами я начинаю обвинять себя в том, что не смог донести свою мысль до кого-то в словах. А перед мольбертом таких вопросов не возникает. Мои чувства передаются холсту, и часто картина рождается незаметно. Иногда только холст меня и понимает. Ну, впрочем, и идеи у меня не такие, которые можно понять лет этак через двадцать (иронично смеется). В простоте тоже есть сложность.

Но ваши картины не так просты при всей их кажущейся несерьезности.

Нужно всего лишь настроиться на картину. Тогда можно увидеть очень многое. Но и то… не всем дано. А вообще, речь идет о полнокровном восприятии жизни.

gb2“Надувательство”, 2011г. холст, акрил, 85*90см

А какой реакции ждете от зрителей?

Только не равнодушия! Всего, чего угодно. Равнодушные – самая невыносимая категория людей. Для меня эмоциональная включенность в процесс – вопрос жизненной важности. Я реагирую на все. Я должен понять все, поговорить с каждым, прояснить ситуацию, понять чувства и эмоции других людей.(После паузы) Я пишу только тогда, когда даже не совсем осознаю это. Живопись такая штука, которая буквально «уносит» твое время, и ты не в состоянии понять, куда оно делось. Никогда не рисовал, когда выпью. Или ты пьешь, или рисуешь.

У некоторых художников эти два процесса взаимосвязаны…

Нет, нет и нет! Живопись – это совершенно другой вид искусства. Тут все немного наоборот. Не ты, а холст должен быть немного безумным. Вы не находите?

Я бы сказала, что холст, как бы это сказать, принимающая сторона, поэтому творческое безумие, скорей, должно исходить от вас. А в чем для вас безумие холста?

Я не могу поставить выше живописи никакой другой вид искусства – ни музыку, ни поэзию… Самые сильные эмоции можно выразить красками и кистью. И, кстати, ни в коем случае не под воздействием вина или водки. Все становится на свои места, когда ваше сознание достигает нужного градуса, извините за каламбур.

gb1А может ли искусство вас опьянить?

В высоком смысле. Не думаю. Человек учится всю жизнь. Этому способствуют книги, весь ход жизни, который учит постоянно. Ведь не могут быть одинаковыми 20-летний юноша и 90-летний старик. У последнего даже слова звучат иначе, это философия человека, прожившего жизнь. И это крепкая философия. Никакая водка, никакие наркотики не заменят этого чувства – прожитости и понятости (в известных пределах) жизни.

Вы из тех редких армянских художников, которые рисуют сочными, яркими красками..

Мои цвета не бесцельны. Каждая краска имеет свое настроение, свои перепады и может создать ваше настроение. Контраст черного и белого может вызвать радость, прилив энергии. Есть задача правильного совмещения разных цветов на полотне. Ну и опыт, конечно, как никак, я рисую уже 50 лет. И прекрасно знаю, что получится, если к оранжевому добавить такое-то количество синего. К слову, да? В свое время, находясь в поисках, я много копировал любимых художников – Босха, Дали, Брейгеля, Миро…

gb4Чтобы приобрести хорошую технику, обязательно ли копировать великих?

Все зависит от таланта. Мой сокурсник когда-то говорил, что не читает книг, чтобы не подпасть под влияние и не потерять собственных мыслей. И со временем он как-то пропал из виду, неизвестно, стал ли он художником, вообще – кем-то. Исчезают и те, кто гонится за стилем. Только искренность и открытость могут выделить художника из толпы, сделать его настоящим. В жизни не бывает случайностей. Все кем-то предрешено. Тот же Миро не стал бы Миро, если бы гнался за стилем. Вокруг множество обманок. Кто-то присвоил себе вещь, не принадлежащую ему («вещь» в широком понимании), и убедил других, что так и было. Люди все разные, и каждый должен искренне относиться к своим мыслям, которые пытается донести до людей. Тогда и рождается тот самый стиль.

Судя по вашим картинам и первой фразе, у вас не жизнь, а сплошной праздник.

Ну да! Рождение нового дня – уже праздник. Если есть желание быть счастливым, видеть вокруг праздник и веселые лица – ты это увидишь!

В случае копирования и размещения материалов ссылка на журнал и сайт www.designdeluxe.am должна быть активной и является обязательной.