Текст Асмик Шамцян
Фото предоставлены администрацией Международного музыкального фестиваля “Ереванские перспективы” и “Ереван Продакшнс”
«У фестиваля, как у любого музыкального произведения – симфонии или оратории, есть основная идея, – начинает рассказывать Степан Ростомян. – И она состоит в том, что мы хотим вывести многовековую армянскую культуру за пределы нашей страны, сделать ее узнаваемой посредством концертов музыкантов с мировыми именами. Это принятая во всем мире форма. Есть много городов, название которых когдато ничего не сообщало – Вербье или Кронберг, например.
В Кронберге собираются крупнейшие музыканты, которые формируют культурную атмосферу, обсуждают различные вопросы, дают мастерклассы. Благодаря таким идеям эти города сегодня известны во всем мире как культурные столицы мира, задающие тон и высокие критерии. Наша задача состояла в том, чтобы превратить Ереван в культурную столицу и заставить звучать рядом с именами прославленных музыкантов и армянские фамилии».
«Я как артменеджер, получивший квалификацию в Британии, обеими руками была за идею Ростомяна основать в Армении международный музыкальный фестиваль столь высокого уровня, – продолжает Сона. – Развивая идеологию своего замысла, он разработал программу первого фестива ля. И начал со своих друзей – пианиста Алексея Люби мова и скрипачки Татьяны Гринденко. У них как раз была ностальгия по Армении. Мы пригласили также четыре камерных оркестра -Московский ансамбль современной музыки, «Киев Кремерату», «Эар» (ансамбль электроакустической музыки из Венгрии) и Opus Post из России. Для первого раза фестиваль получился довольно масштабным, охватив кроме музыки и другие сферы искусств: театр с Нурицей Матосян из Англии с моноспектаклем «Черный Ангел» о жизни Аршила Горки, уникальную выставку видеоарта и.т.д.
Наш первый фестиваль состоялся благодаря гранту, полученному от фонда Сороса. В 2000 году сложно было найти бизнесменов, имеющих желание спонсировать искусство». Международный музыкальный фестиваль получил название «Перспективы XXI» и благополучно просуществовал под ним десять лет. А в сентябре 2010 года по неписаным правилам Европейской фестивальной ассоциации был переименован в «Ереванские перспекти вы» – по месту проведения фестиваля, как это делается со всеми аналогичными мероприятиями.
Ну а «перспектива»- это практически бренд, по которому безошибочно «вычисляют» ереванский фестиваль. В числе его особенностей то, что фестиваль представляет в Армении выдающихся музыкантов мира в течение всего года в рамках осенних, весенних или зимних концертных сезонов. Сияние «Ереванских перспектив» «В 2001 году, когда наша страна праздновала 1700-летие принятия христианства, государственный комитет по проведению празднеств поручил нам организацию двух международных фестивалей – духовной и классической музыки, – продолжает рассказывать Сона.
Были приглашены коллек тивы высочайшего полета хор Московской патриар хии, греческий, болгарский, грузинский хоры. Концерты были просто фантастические! Также была организована музыковедческая научная конференция с участием ведущих специалистов из десяти стран. Очень жаль, что фестиваль духовной музыки не проходит ежегодно, тем более в первой христианской стране мира.
Например, в Эстонии существует 34 музыкальных фестиваля, половина которых – духовной музыки, причем ежегодных!» Сияние «Ереванских перспектив» После этого афиши с именами артистов с мировой известностью стали для жителей армянской столи цы привычным (не путать с обыденным!) элементом городского антуража. Как было не возгордиться «искусстволюбивому» сердцу?! Квартеты «Кронос» и «Токио», Гидон Кремер, Юрий Башмет, Валерий Гергиев, Кшиштоф Пендерецкий, Кристоф Эшенбах, Иван Монигети…
А когда фестиваль удостоился высокого патронатa Сержа Саркисяна и заручился спонсорской поддержкой журнала «Ереван», в истории фестиваля начался взлет. В Армению удалось привезти большой симфонический оркестр фестиваля Шлезвиг Холштейн. А это совсем другой уровень по организационным критериям. Оркестр собирается всего раз в год, поскольку в его состав входят лучшие молодые музыканты мира и дирижируют ими профессионалы номер один в мире Бернстайн, Гергиев… В том году на дирижерском помосте стоял Кристоф Эшенбах.
Большой зал филармонии им. Арама Хачатуряна такого звучания еще не слышал! В последующие годы Ереван посетили Симфонический оркестр Мариинского театра и Лондонский королевский филармонический оркестр. Выступления таких крупных коллективов администрация фестиваля сумела сделать ежегодными, встав, таким образом, в один ряд с фестивалями, бюджет которых составляет 57 млн евро.
Правда, нашим удается делать ровно то же самое, но со значительно более скромными средствами. Не которые переговоры длятся годами, но в итоге мировые знаменитости соглашаются приехать на гастроли, часто куда за меньшие гонорары. Загадка… Но результат налицо. Сияние «Ереванских перспектив»Сона Оганесян: «Оглядываясь на пройденный путь, я понимаю, через какие сложности нам пришлось пройти. Добиться гастролей великих музыкантов в Армении нетак просто. Период с 2003 по 2008 год без преувеличения можно назвать временем партизанских действий.
Переговоры с менеджерами музыкантов могли растягиваться на годы. Опять же нужно было изыскивать средства на проведение концертов. В 2007 году мы направили в Брюссель письмо с просьбой о членстве, адресованное Европейской ассоциации фестивалей. Когда они увидели список музыкантов, побывавших в Армении с концертами, то были буквально поражены: музыканты только топкласса, никого из среднего звена.
Ереван, возможно, по многим критериям и близко не стоит ко многим европейским городам, но обладает статусом столицы, ведущей активную музыкальную жизнь, по уров ню не уступающую Берлину, Лондону, Парижу и т.д. И страныучастницы Европейской ассоциации фестивалей единогласно проголосовали за нас. А ведь не каждый фестиваль может стать членом этой ассоциации.Армения – единственная страна в регионе и вообще в СНГ, кроме России, получившая членство. Вот итог наших трудов и стараний.
И честь и хвала Сержу Саркисяну, который гарантировал нам свой патронат, когда он еще занимал пост премьерминистра. Наша страна была достойно представлена на всех уровнях музыкального мира. Огромная благодарность журналу «Ереван» – генеральному партне ру фестиваля».
За сверкающим фасадом выступлений великих музыкантов, рукоплесканиями и обожанием восторженной публики всегда стоят люди, благодаря невидимым стараниям которых все вышеописанное становится возможным. И тут, пожалуй, пора рассказать о нелегком труде артменеджера, который остается за кадром, и немного персонализировать историю фестиваля.
Сона Оганесян: «В 2004 году мы воплотили в жизнь один из самых сложных наших проектов – гастроли квартета«Кронос». Это самые дорогие и самые придирчивые, я бы сказала, музыканты. Они играют саундтреки к лучшим голливудским фильмам, выступают в самых престижных залах мира и т.д. Когда мы поделились своим замыслом с послом США в Армении Джоном Ордуэем, он произнес следующую фразу: «Если вам удастся привезти «Кронос», я дам половину их гонорара. Откровенно говоря, сомневаюсь в успехе вашего предприятия».
Основания для таких слов, если честно, были. Мы вели переговоры с квартетом четыре года, получили бесчисленное множество отказов с самыми разными обоснованиями: не хотим ехать в этот регион, у вас неспокойно, иракская война… Но… Они приехали и выступили в Ереване. Во время одного из интервью первая скрипка Дэвид Харрингтон сказал, что побывал во всех странах мира, но такой страны, как Армения, нигде не видел. Вот его слова: « Я потрясен! Ваш народ, язык, музыка священны. Один Гегард чего стоит!
У вас маленькая, но духовно богатая страна». Члены квартета не могли прийти в себя от восхищения. И это не преувеличение. Еще они сказали, что потрясены красотой армян. В общем, такая история с «Кроносом». По словам Ростомяна, история фестиваля никогда не стояла на месте. Она обрастала все новыми и новыми идеями. «Главное – наметить идею и идти к ней, – говорит композитор. – Как только создашь форму, обязательно найдется материал, которым можно ее наполнить».
Другой воплощенной вжизнь идеей Ростомяна было проведение дней композиторов живых легенд. Так, у нас побывали Кшиштоф Пендерецкий, Родион Щедрин, Гия Канчели, Софья Губайдуллина. То, о чем композитор так спокойно рассказывает, на самом деле уникальная даже по мировым масштабам программа. Сона Оганесян: ««Кшиштоф Пендерецкий на сегодняшний день – один из величайших композиторов столетия. Его хотели видеть в Армении все, начиная с Арама Хачатуряна!
Известно, что бабушка Пендерецкого – армянка. Его приглашали, надеясь, что он станет вторым Шарлем Азнавуром для нашего народа. В итоге в начале апреля 2008 года в Ереване состоялось пять концертов, на которых около двух десятков известнейших в мире исполнителей сыграли 25 произведений Пендерецкого. Музыканты были поражены количеством, активностью и реакцией нашей молодежи, которая топала ногами, пританцовывала, в общем, всячески выражала свое восхищение произведениями этого «волшебника нот».
Иван Монигети под впечатлением от увиденного сказал, что «возрождение мировой культуры начнется именно с Армении». В 2000ом, в самом начале нашей деятельности, по меткому выражению Эдуарда Топчяна, на сцене было больше народа, чем в зале. А сейчас зрители сидят даже в проходах».А в 2008 году началась новая веха в деятельности фестиваля. В блистательном сонме приезжающих в Ереван мировых знаменитостей классической сцены отдельными вкраплениями начали появляться звезды мировой попцены, джаза и этномузыки.
Первыми ласточками стали небожители Ал Джеро и Джордж Бенсон. Их выступления произвели невероятный эффект. А потом у нас побывали Горан Брегович, больше известный по своим бесподобным композициям к фильмам Эмира Кустурицы, легенадарный Джо Кокер. «Если Вам интересен процесс ведения переговоров, – делится секретами профессии Сона, – могу сказать, что с каждым агентом приходиться разговаривать на его языке и добиваться, чтобы тебя принимали за равного. Благодаря богатой биографии сегодня нас знают и уважают самые высокопоставленные менеджеры, представляющие звезд классической музыки и мегазвезд шоубизнеса». При всей торжествующей поступи высокой культуры никуда не скрыться от чисто технических проблем, решение которых, увы, никак не может находиться даже в столь умелых руках. Любой маломальски понимающий человек подтвердит, что Еревану катастрофически не хватает концертных залов с акустикой, светом и вообще антуражем того же уровня, что и исполнение вышеназванных артистов.
Проблема и с вместимостью залов. Самый большой – на 7 тысяч мест – в СКК им. Демирчяна, следующий по численности зал – на 2 тысячи. А где проводить концерты, скажем, на три или четыре тысячи мест – непонятно. Одно из последних выступлений, произведших фурор и бурю среди ереванцев, был концерт величайшего тенора современности Пласидо Доминго.
К его божественному дару и потрясающей силе исполнения прибавилось и чисто человеческое восприятие.Организаторы выступления говорят о нем как о некоем невиданном человеческом экземпляре, такой это концентрат доброты, великодушия, деликатности, юмора и еще многого такого, что практически не встречается в одном человеке и в столь роскошном сочетании. Выступление Доминго проходило в малом зале СКК, и он поинтересовался, почему не в большом. Пришлось сказать, что качество акустики в большом хуже.
Доминго невозмутимо ответил, что с таким звукорежиссером, как Джерри Йэд, можно получить отличный звук хоть в пустыне. Непревзойденное звучание выступлений всех концертов знаменитых «трех теноров» и выдающихся звезд – его рук дело. Доминго привез с собой не только свое искусство, но и, по выражению Степана Ростомяна, большой импульс. Очень возможно, что ежегодный международный конкурс его имени, проходящий в разных городах, в 2013 году состоится в Ереване. В этом году – Москва, в следующем – Париж.
Доминго директор и худрук нескольких оперных театров, и в перспективе возможна постановка новых опер армянских композиторов на сцене ЛосАнджелесской оперы. А теперь по поводу зала. Уже есть территория, на которой через некоторое время начнется возведение большого концертного зала специально для фестивалей, что не может не вызывать радости. Сияние «Ереванских перспектив»Проект разработан архитектором Саркисом Сардаряном.
И еще. В международных академиях бытует практика сбора наилучших музыкантов в небольших городах с целью мастерклассов, на которые обычно съезжаются талантливые студенты. Ру ководство фестиваля намерено создать аналог такой академии в Бюракане. Проект практически готов. «Со следующего года начнется реализация нашего замысла – фестиваля духовной музыки, – говорит Степан Ростомян. – Здание академии построено рядом с церковью V века. Это будет чемто вроде города искусств. Вот такая идея!» Сияние «Ереванских перспектив»Бренд «Перспективы» уже вышел за рамки нашей столицы. В 2012 году музыкальный фестиваль состоится за океаном под названием «Перспективы. Майами». Обозначился и Лондон. Опятьтаки цель фестиваля – пропаганда армянского фактора, внедрение нашей культуры в мировое культурное пространство.
И это – одно из самых важных достижений. Еще одна задача фестиваля состоит в развитии культурного туризма. Эта сфера во всем мире тесно связана с деятельностью международ ных музыкальных фестивалей того же порядка, что и наш. Степан Ростомян поделился с нами ближайшими планами: «Сейчас мы хотели бы начать развивать другое направление – заказы музыкальных произведений композиторам и их премьеры.
Нам хочется совместить первые исполнения произведений армянских и зарубежных композиторов. Мы намерены также создать фестивальный оркестр, в который войдут лучшие музыканты Армении, и который будет развивать концертную и гастрольную деятельность не только в нашей стране, но и за ее пределами».Сегодня организаторы фестиваля работают над крупным проектом, посвященным 20летию неависимости Армении Фигуранты – мегазвезды. Возможно, нам удастся увидеть Шер или услышать скрипку Джошуа Белла, виолончель ЙоЙо Ма, фортепианную игру Аркадия Володоса или Лондонский симфонический оркестр.
В случае копирования и размещения материалов ссылка на журнал и сайт www.designdeluxe.am должна быть активной и является обязательной.