Интервью подготовила Наира Аматуни и Асмик Шамцян
Фото предоставлены дирекцией Государственного молодежного оркестра Армении
Государственный молодежный оркестр Армении не впервые приглашает знаменитых музыкантов в нашу страну. Благодаря ему и, в частности, его дирижеру Сергею Смбатяну, мы услышали одного из самых лучших скрипачей современности. Максим Венгеров снискал славу благодаря виртуозному владению скрипкой и ювелирной тонкости интерпретации музыкальных произведений. Само собой разумеется, что он и играет на соответствующем инструменте – скрипке, вышедшей в 1727 году изпод рук Антонио Страдивари. Венгеров получил почти все мыслимые и немыслимые международные награды, в том числе и престижнейшую Грэмми в номинации “Лучшее инструментальное соло с оркестром” за исполнение скрипичного концерта Бриттена и альтового концерта Уолтона с Лондонским симфоническим оркестром. А в 2008 году Максим Венгеров взял в руки дирижерскую палочку. С тем же успехом. Представляем вам эксклюзивное интервью с этим талантливейшим музыкантом.
Максим, расскажите, пожалуйста, про путь, который привел вас к славе и мировой известности.
В моей жизни было много знаменательных событий. Я родом из Новосибирска и начальное обучение прошел там, а потом, с семи до десяти лет, учился в Москве у Галины Степановны Турчаниновой; затем снова вернулся в Новосибирск и продолжил обучение у профессора Захара Брона. С раннего детства я играл концерты с оркестром, а мой первый концерт был в пять лет.
Что вы тогда ощущали? Для ребенка это слишком большая нагрузка.И как повлиял этот концерт на вашу дальнейшую деятельность?
Я был взрослым с самого начала. С пяти лет я уже знал, что музыка это мой хлеб, моя жизнь, моя работа, поэтому ощущения, с которыми я выхожу на сцену сейчас, и тогда, в шесть лет, абсолютно одинаковые. Это и ответственность, и легкое сценическое возбуждение, и большая работа, и, конечно же, огромная радость, поэтому мало что изменилось с тех пор.
Удивительно! А вам не жаль, что у вас, простите за прямоту, не было детства?
Ну что вы! Детство это мимолетность, момент, впереди вся жизнь, поэтому, конечно же, я не жалею. Кроме того, я всю жизнь могу быть ребенком, а в будущем, когда у меня будут свои дети, можно будет наверстать упущенное и ни о чем не жалеть!
Был ли этап в вашей карьере, который вы называете знаковым?
На моем пути было много этапов. В одиннадцать лет я сыграл в Большом зале консерватории на открытии конкурса Чайковского. Это был действительно знаковый концерт, который сделал меня широко известным не только в Советском Союзе, но и на Западе. Было много менеджеров, приглашений… и вот с этого, можно сказать, началась большая концертная жизнь. Происходили важные встречи, но, конечно же, самой важной оказалась встреча с маэстро Ростроповичем, который стал моим наставником на протяжении семнадцати лет. Были встречи со знаменитыми дирижерами – Метой, Мути, Джульини… Я практически со всеми играл.
От кого вы унаследовали свою любовь к музыке и что способствовало вашему профессиональному становлению?
Моему профессиональному становлению способствовала моя же собственная мотивация достичь высот в музыке. Я всегда очень любил музыку, так как родился в музыкальной семье. Музыка была убежищем для нас, путеводной звездой, к которой мы всегда стремились. Это всегда была радость быть в музыке, жить в музыке. Родители мои музыканты. Мать преподавала рояль, была дирижеромхоровиком и директором музыкальной школы. Отец, гобоист, играл в Новосибирском симфоническом оркестре на протяжении двадцати лет. Я часто посещал их репетиции. В общем, рос в музыке, поэтому для меня она была чем то естественным, чем я занимался каждый день.
Вы играете на скрипке и альте, дирижируете, преподаете. Какая из этих ипостасей ближе всего, где вы находите себя в полной мере?
Очень трудно ответить на этот вопрос, поскольку, как я уже говорил, очень люблю музыку, и нет ничего, что было бы для меня наиболее предпочтительным. Скрипка является как бы продолжением души, смычок – естественным продолжением правой руки. А когда я дирижирую, то тут все немного по-другому. Мой инструмент – каждый музыкант оркестра, а их было много, замечательных музыкантов, с каторыми я успел поработать по всему миру. Это огромная радость – разделять с людьми музыку, делиться своим опытом и исполнять репертуар композиторов, которые, к сожалению, не написали скрипичный концертов, например, симфонии Брукнера, Малера, Шуберта. Поэтому дирижирование дает мне возожность исполнять репертуар, который не был написан для скрипки.
Вы не стали ограничиваться только концертами и преподаванием, вы также и выступали с лекциейконцертом “Путешествие скрипки”. У вас особая связь с этим инструментом?
Скрипка это мой материнский язык, язык моего детства, поэто му я всегда возвращаюсь к этому инструменту и играю на нем с огромной любовью и удовольствием. Но дирижирование, педагогика и игра на альте подпитывают мою скрипичную деятельность, У меня сейчас все в гармонии: я играю, дирижирую, у меня очень интересная концертная деятельность благодаря тому большому пути, который я успел пройти. Наверно, это потому, что я очень рано начал. В семь лет я уже играл взрослые концерты Мендельсона, Лаврова, в десять я уже играл Паганини, поэтому мне всегда было очень интересно развиваться дальше. Стоять на месте не в моем стиле.
У вас редчайшая скрипка Страдивари, на которой играл сам Крейцер. Со скрипками этого мастера связано много легенд, случалось ли с вами чтолибо экстраординарное в связи с этим?
Скрипка Страдивари это моя любовь, моя вторая девушка. (Смеется). Именно с этой скрипкой связано много интересных историй. Самое главное то, что я приобрел ее на аукционе в Лондоне 1 апреля. Точнее, на аукционе присутствовал мой представитель, а я находился в Японии. И когда он сказал мне, что скрипка Страдивари – моя, я не мог поверить в это – первое апреля! Но второго он подтвердил свою покупку.
А ваша первая девушка не ревнует ко второй?
(Смеется.) Конечно, их невозможно сравнить, потому что это два абсолютно разных вида любви. У меня очень мудрая и все понимающая девушка.
Несколько лет назад рядом со скрипкой появилась дирижерская палочка. “Страдивари” не стала обижаться?
Дирижерская профессия очень объемная, мне пришлось три года концентрироваться на ней, и я решил повременить с концертами и играл очень мало, а сейчас возвращаюсь к своему полному концертному скрипичному графику. Скрипка, вы правы, действительно очень ревнивый инструмент, который требует очень много внимания к себе, поэтому пришлось даже пожертвовать чем-то для того, чтобы научиться дирижерской профессии.
Много было жертв?
Я не назову это жертвами, скорей, временными уступками. Приходится много работать и не всегда удается отдохнуть. Но это нормально, я не жалуюсь. Я это делаю с удовольствием, поскольку музыка, скажем так, половина моей жизни, ведь еще есть столько интересного! У меня много хобби. Я занимаюсь спортом, люблю плавать, немного подкачиваю мышцы, чтобы быть в хорошей физической форме, занимаюсь йогой и медитацией, люблю играть в бильярд, пинг-понг, очень люблю природу. И вот на все это, конечно, не всегда хватает времени.
А как вы все успеваете?
Я думаю, главное не торопиться, и тогда все успеешь. Главное, не пытаться успеть все, тогда сделаешь больше.
Вы ведь еще занимаетесь благотворительной деятельностью. В 23 года вы стали первым музыкантом – посланником UNICEF. Какие благотворительные проекты вы уже реализовали и какие планы на будущее?
Я очень долго занимаюсь благотворительной деятельностью. Я посол доброй воли UNICEF и ездил с проектами этой организации в Уганду, Таиланд, Боснию и Герцеговину, был даже в восточном Гарлеме в Америке. В Уганде я встречался с детьми, которые уже были солдатами, в Таиланде с детьми, инфицированными ВИЧСПИД. Это было очень интересно – играть для них. На следующий год у меня запланированы проекты, о которых я смогу объявить немного позже. Еще я даю очень много мастерклассов по всему миру. У меня был свой проект: я создал музыкальную школу в Израиле, в которой учатся одаренные дети начиная с трех лет. Также я являюсь патроном проекта в Южной Африке MIaGI (Music Is a Great Investment, в дословном переводе “музыка это самый лучший вклад”). Так что у меня много интересных проектов и на будущее.
Какую музыку вы любите слушать?
Я очень люблю джазовую музыку, хороший поп, а вообще самая лучшая музыка для меня иногда тишина. Ухо тоже должно отдыхать.
Вы себя считаете гражданином мира, но вы также почетный гражданин Германии и Израиля. В какой стране или городе вам лучше всего?
Мне лучше всего там, где мои друзья. Должен сразу сказать, что с Арменией, со многими армянами меня связывают дружеские, теплые отношения. Расскажу про моего замечательного пианиста и первого дирижерского педагога Вага Папяна (именно так пишется на Западе это имя, а не в привычной для нас транскрипции Вааг – прим. ред.). Кстати, 2 мая в Брюсселе у нас будет сольный концерт. Он первый убедил меня дирижировать и подарил мне радость этой профессии, за что я ему очень благодарен. Он мой очень хороший друг. Я работал с замечательным музыкантом Ваграмом Сараджяном, который живет сейчас в Америке. Я учился в свое время в Германии с прекрасным скрипачом Николаем Мадояном. По всему миру у меня есть замечательные друзья, которых я очень ценю, поэтому мой приезд в Армению для меня очень волнителен. Я с нетерпением жду этого момента. Тем более что Армения – это единственная страна на Кавказе, где я еще не был.
Какую программу вы выбрали для армянских слушателей?
В первом отделении прозвучит Пасхальная увертюра Римского-Корсакова, затем концерт Сибелиуса, а во втором – “Шахерезада” Римского-Корсакова. Я очень благодарен маэстро Смбатяну (Сергей Смбатян, художественный руководитель и дирижер Государственного молодежного оркестра Армении – прим. ред.) за то, что он дал мне возможность дирижировать прекрасным коллективом Молодежным оркестром Армении.
Вы сформировали для себя некий образ идеального слушателя? Вообще он есть, этот идеальный слушатель?
Я никогда не задумываюсь, что такое идеальный слушатель, ведь есть разные традиции, разные культуры, разные темпераменты и разные, наверное, слух и восприятие. Для меня всегда очень приятно и волнующе приехать в новое место, где я еще не был, к публике, с которой я еще не знаком, поэтому я очень жду концерта в Ереване.
У вас много орденов и наград, вам приходилось хотя бы однажды выходить в свет при всех регалиях? (Смеется).
У меня замечательная одежда, и мне не нужно ее украшать. Я не выхожу никуда, как на 9-е мая.
Дома отдыхаю, когда есть время. Я живу в Монако, тут замечательно, очень часто бывает солнышко.
Нам очень интересно узнать, какой у вас дом. Вы могли бы его описать?
Это дом начала XX века в стиле вelle epoque. В этом стиле выполнены многие здания Монако казино, Опера… Я очень люблю старинную мебель и даже коллекционирую ее. Видимо, это и потому, что я люблю Страдивари.
Можно ли ваш дом назвать классическим?
Ну конечно, да. Хотя сам я современный человек и люблю модерн, но мне очень нравится старина и именно в этом месте.
Есть ли у вас неосуществленная мечта?
У каждого человека есть мечты. Но моя уже осуществилась. У меня двое чудных детей и любящая жена.
В случае копирования и размещения материалов ссылка на журнал и сайт www.designdeluxe.am должна быть активной и является обязательной.