Интервью подготовила Асмик Шамцян
Фото Армана Караханяна, а также предоставлены Давидом Минасяном                                       

km10

Давид Минасян ­ скульптор, сценограф, гл. художник театра «Амазгаин» под руководством Соса Саркисяна. Человек большой души и бесподобного чувства юмора. Его самые известные скульптуры «Московский дворник» и «Мужчины», не так давно украсившие наш город, придали ему теплоты и человечности, доброго юмора и иронии, чего, надо признать, Еревану не хватало именно в смысле скульптурных композиций. Некоторые невинные вопросы из интервью уводили Давида в философские гуманистические дали, но я решила ничего не менять, поскольку склонна считать, что так его натура вырисовывается рельефнее.

km6В чем главная особенность характера человека вашей профессии?

Честность по отношению ко всему: к себе, к другим, к работе, к материалу, к друзьям, к родине, к сегодняшнему дню. Смелость, потому что самое главное для художника в широком смысле этого слова ­ реагировать на события, на проблемы, на все чудное и не чудное, на все красивое и некрасивое. И юмор. Человеку, у которого нет юмора, нет места в моем окружении. Эти три ка­ чества важны для того, чтобы творить, фантазировать, «композировать», а для того, чтобы просто рисовать, нужна просто механика. «В кафе» Вернемся к красоте и некрасоте.

km5Они для вас в чем?

В восприятии. Это всего лишь вопрос восприятия. Красота ­ это когда честно, смело и с юмором. Красота не только то, что принято считать таковой, не только Жизнь Со Вкусомвизуально, не только на слух. Красота ­ это поведение, образ жизни, красота или не красота ­ это как наши водят машину ­ со вкусом или без, не красота, когда не со вкусом паркуют машину, не со вкусом переходят дорогу, не со вкусом спорят с милиционерами или в магазине. Одно явление может быть для меня красивым, а для другого ­ нет, и это естественно. Если мне не нравятся какие­то уродливые скульптуры или картины, естественно, что они нравятся автору. Но после Кочара, после Никогосяна нельзя ставить памятники, эскизы к которым я не показал бы даже себе, будь я их автором.

km14А что для вас уродство?

Это как в Ереване водят машину, как не уступают место в автобусе пожилым людям, как в эфире звучат уродливые и непонятные шутки, новости. Вот это все уродство.

km9А если в контексте искусства?

Например, уродливая скульптура та, которая мне ни о чем не говорит, не вызывает ответной реакции; когда, глядя на нее, не хочется думать вообще. Есть скульптуры, которые вызы­ вают ощущение скуки, трагичности. В Ереване много памятников, которые не вызывают ничего, даже отвращения, и это хуже всего.Возможно, поэтому ни одна из ваших скульптур не оставляет равнодушной. Их почему­то хочется потрогать. Как, например, происходит с вашей извест­ ной скульптурой «Мужчины». Но мне всегда хотелось знать, эта легендарная четверка чуть меньше натуральной ве­ личины или так мне только кажется? На самом деле они в натуральную величину и даже больше на 3­4 см, каждый в своих пропорциях. Мы намеренно не стали ставить «Мужчин» на пьедестал. Потому что их родственники, родные, друзья и просто поклонники должны были приходить сюда, стоять рядом и фотографироваться. Жизнь Со ВкусомА для этого нужен непосредственный контакт. Но это канон – скульптура смотрится чуть меньше своего реального размера. И как говорил Леонардо да Винчи, «скульптура имеет необъяснимое свойство в течение времени уменьшаться». И еще одна вещь. Если бы «Мужчины» были меньше или больше, они не полюбились бы ереванцам и всем туристам так, как сейчас.

km7Как по­вашему, почему они вызывают такую симпатию?

Во­первых, это сверхпопулярный и очень любимый ереванцами фильм. Во­вторых, кроме персонажей, в нем играют любимые всеми актеры.Жизнь Со Вкусом В­третьих, гениальный режиссер Эдмонд Ке­ осаян… Что я сделал? Перевел кадр из этого фильма с пленки в бронзу. Было очень много версий по поводу выбора кадра, и мы остановились на восьмой версии, предложенной сыном режиссера Тиграном Кеосаяном. Я говорил, что придумаю композицию лучше: они сидят на скамейке и разговаривают, сидят в кафе, собрались вокруг машины… Но режиссер остается режиссером: Тигран Кеосаян оказался прав. Действие фильма происходит летом, а в последнем кадре все видят снег. Все происходит очень быстро, и многие не помнят этот кадр. Такие режиссерские задумки нельзя терять. В течение всего эскизного процесса я помнил, что я делаю эскиз к кадру фильма, а не к персонажам или актерам. Это не памятник Фрунзику и всем остальным,это памятник кадру фильма и Эдмонду Кеосаяну. Насчет места вообще никаких споров не возникло. Все основные события разворачивались именно там, оттуда главный герой смотрел на балкон, где жила Карине. Вот, пожалуй, новостью и неожиданностью для Еревана стал размер скульптуры, позволивший родным актеров приходить сюда каждый день и «общаться» с ними. Судя по всему этому, у меня получилось, и скульптура стала сверхпопулярной, и мне от этого очень хорошо.

km13В одном из интервью вы сказали, что в Ереване много ненужных памятников, скульптур и т.д. При этом удивились, что нет памятника Гоар Гаспарян или Сергею Параджанову. Где вы видите, скажем, памятник великой певице?

Жизнь Со ВкусомПроблема в том, что, когда говорят «памятник», люди сразу представляют большую площадь, пьедестал, что­то пятиметровое и т.д. Памятник Гоар Гаспарян в натуральную величину может находиться на какой­ нибудь маленькой аллее у Оперы и изображать прогуливающуюся певицу. Например,напротив кинотеатра «Наири» может же стоять памятник одному из лучших армянских режиссеров ­ Параджанову. Ведь главное, чтобы скульптура была доступной по размерам. Монументализм ­ это не размеры, монументализм ­ это мышление. Есть люди и персонажи, которым нет памятников в Ереване. Почему нет Аршила Горки, Рубена Мамуляна? Вернусь к теме «Муж­ чин». Изначально Тигран Кеосаян заказывал памятник отцу, но потом они с семьей решили, что лучше памятник любимым персонажам, созданным его отцом, чем бюст, похожий на него. Не каждый способен быть таким великодушным и мудрым. И, кстати, так легко ни один памятник не ставился, как «Мужчинам». Люди приходили и предлагали свою помощь и деньги. Начальник «Ергорсвета» распорядился организовать освещение. Работница соседнего знаменитого кафе «Козырек» бесплатно носила кофе рабочим. Когда мы везли готовую скульптуру в открытой машине, движение на проспекте Маштоца остановилось, все стояли и аплодировали. Почему? Это гениальный фильм ге­ ниального режиссера.

km1Однако в вашей жизни есть еще и сценография в театре «Амазгаин», костюмы к спектаклям за вашим авторством.

Все началось со скульптуры. Я по образованию скульптор, и отец у меня тоже скульптор. С восьмого класса меня перевели в училище Терлемезяна, после я четыре года учился в Художественно­театральном институте на факультете скульптуры и в этот период влюбился в эту работу. Стержень, гены ­ все это хорошо, но самое главное ­ иметь вкус, потому, что в 21 веке во всех жанрах, во всех видах искусства, во всех ­измах все настолько зрело и столько раз использовано, что очень поздно о чем­то говорить. После «Черного квадрата» Малевича уже не надо было ничего придумывать, минимализировать и т.д. Дело не в том, классическая работа или абстрактная. Я сделал «Мужчин», «Дворника», я буду делать другие работы в разных жанрах, в разных стилях, и мне не нужно доказывать, что я это могу. Моя задача показать данную тему в правильном материале, в правильном решении, в правильном жанре, в правильномзме, чтобы она служила своей цели. Сегодня надо думать только об этом, потому что человечество и природу надо спасать, а спасать должен каждый своим оружием. Я это делаю своим искусством. Жизнь Со ВкусомА чтобы не скатиться назад и не упасть в пропасть, надо, во­первых, приблизить челове­ ка к природе, во­вторых, вернуть людей к вкусу, потому что все, что сейчас творится на планете, на 80­90% безвкусно. Вкус ­ это как вести войны, как завоевывать женщин… Когда­то женщин завоевывали комплиментами, дарами, поведением, честностью, не как сейчас. Надо вернуться к этим нравам. Я не пессимист, но есть тенденция к регрессу, мы видим это в эфире, в городе… В общем, на ваш вопрос я не ответил.

km3Зато произнесли пламенную речь. Ну, хорошо, а ваш сценографический посыл доходит до зрителей, меняет что­ то?

Я слышал разные слова благодарности, но не хочу говорить об этом, потому что будет очень нескромно. Но как­то, оформляя спектакль, я был свидетелем того, как один из актеров отказался участвовать в спектакле по каким­то своим причинам, но потом вернулся обратно. Потом он сказал, что принял такое решение именно из­за сценографии. Если кто­то выходит из зала растроганным, если кто­ то говорит комплименты в адрес актеров и спектакля, если кто­то в этот день припарковался хорошо (понятие собирательное и многозначное для Давида – прим. ред.), это все равно комплимент мне. В истории нашего театра было и такое, что после спектакля про эмиграцию одна семья, которая присутствовала на спектакле, вернула билеты в Америку.

km2Давайте поговорим про счастье. Раньше вы говорили, что для счастья вам не хватает двух вещей: любви и сына. И то, и другое у вас уже случилось. Расскажите про ощущения.

Действительно, до появления ребенка ты ничего не понимаешь. Это правда. Но вот что интересно. Своего сына я ждал еще до женитьбы и всегда говорил, что скучаю по нему. Эти этапы я уже несколько раз переживал в себе и просто ждал. Когда я взял его на руки через два часа после рождения, первое, что я сделал, спросил его: «Где ты был?» Вот почему во мне ничего особо и не перевернулось. И семья, и сын, естественно, уже есть счастье, это также большая ответственность. Вообще ребенок что­то меняет в человеке. Во мне изменилось две вещи: я бросил курить и начал пробовать быть более честным в своем искусстве. Потому что когда он вырастет и многое начнет понимать, его мнение для меня будет очень важно.

it32Вы так много говорите про честность. Скажите, пожалуйста, она вам не мешает?

Ну, когда ее становится слишком много…Я не знаю, ее слишком много или слишком мало. Я надеюсь и пытаюсь быть честным, только еще учусь и думаю, что могу дойти до… вот! искренности. Я думаю, что в искренности и честности самое важное ­ это вкус, которому надо учиться и не изменять.

km8По тому, как часто вы употребляете слово «вкус», пусть и в ином контек­ сте, я чувствую, что вы любите вкусно поесть?

Во­первых, еда должна быть разнообразной, я не могу есть сначала первое, потом второе и т.д. Вкусы должны постоянно меняться, чтобы в этих маленьких промежутках чувствовались контрасты, потому что вкус ­ единственное, что меня привлекает в процессе еды. Очень люблю и восточную, и европейскую кухню. Китайскую кухню, будучи в Шанхае, я не понял.

it31Я и вегетарианец, и мясоед. Повод сам должен диктовать меню: обед ли это с женщиной, с какой именно женщиной, с другом, деловой обед, о чем будет разговор и т.д.. Я очень люблю готовить сам, потому что это творческий процесс. Когда я жил в Карабахе, мы с другом готовили сами, и я научился многому. Я понял, почему мужчины готовят лучше: они это делают интуитивно, импровизируя, не экономят на продуктах, потому что каждый раз готовят, надеясь, что это в последний раз, и выкладываются полностью.

it30Вы, наверное, с большим вкусом за­воевывали свою жену?

Она училась в нашем институте, где я преподаю. Я для нее г­н. Минасян, а она для меня Ани. Она была интересной девочкой с первого же курса и выделялась всем ­ сиянием глаз, осанкой, походкой. Я встречал ее несколько раз в библиотеке, что для меня показатель. Когда я решил, что пора жениться, она была примерно на третьем курсе; я понял, что пора жениться на ней. Она танцевала в государственном ансамбле «Дружба», а мы делаем проект с ансамблем.

it26В течение этого времени я предприни­маю мелкие авантюры типа должны прийти портные, чтобы взять мерки для костюмов, а костюмы – балахоны, и никаких мерок не надо. А поскольку их худрук, Норайр Гургено­вич Меграбян, был очень строгим, то мне пришлось уговаривать его, чтобы портные пришли во время репетиции и взяли номера телефонов танцоров. Я стоял рядом, чтобы «случайно» узнать ее номер. Он у меня уже был, но я бы не позволил себе так сразу позвонить ей, я же преподаю в этом институте. А когда позвонил, сказал ей, что у меня заказ на скульптуру влюбленных, и я хочу, чтобы прототи­пом девушки была она, а для любой девушки 20 лет это похоже на сказ­ку. А потом комплименты, маленькие сувениры… В том же году через пару месяцев была помолвка, и в конце года в ноябре свадьба.

it23О чем мечтаете?

О многом, о материальном и о нематериальном. Надо все сделать, все успеть, все увидеть, везде побывать. Мечтаю о детях. Профессиональная мечта ­ иметь возможность выбирать проекты, идеи, режиссера, театр, то есть делать то, что хочется, а не то, что нужно. Мечтаю, чтобы так было у всех, мечтаю, чтобы в Армении рынок искусства был хотя бы работающим, чтобы художники выставлялись, чтобы артистам аплодировали.

it27Мечтаю, чтобы наконец­то госинститут понял, что культура, наряду с армией, одна из важных сфер для бытия. Если перефразировать известный афоризм про армию, то получится следующее: если не кормить свою культуру, то за короткое время будешь кормить чужую. Армении нужен обмен культурами обязательно посредством поездок, для того, чтобы зарождалось новое. А я хочу, чтобы рождалось чистое, со вкусом, цивилизованное, надежное. Какая­то часть армянской нации скоро опять проснется. Я мечтаю о возрождении.

В случае копирования и размещения материалов ссылка на журнал и сайт www.designdeluxe.am должна быть активной и является обязательной.