В творчестве многих армянских художников все еще сохраняется ренессансное понимание искусства, по крайней мере, в структуре изобразительных средств. Композиции художника и скульптора Шота Восканяна – это тот малый замкнутый мир, где ощущается стремление к покою, к здоровой, непринужденной чувственности. В его работах нет тенденции к повествованию, нет ярких образных завязок. Более того, раз найденный сюжетный мотив повторяется в разных вариантах. Его композиции призваны иллюстрировать внутреннее состояние человеческого духа, сквозь который и преломляется видимый и окружающий нас мир. А главным формообразующим элементом Шота Восканяна является цвет, вернее, светоцвет. Избранная художником суженная колористическая палитра (в основном все тональности коричневого и золотисто-желтого) – результат движения солнечного света в тесных пространствах его интерьеров. Цвет и свет – главное средство художника, его язык.
Марина Степанян, искусствовед
Где проходит, на Ваш взгляд, граница между искусством и дизайном? Они не могут существовать раздельно. Дизайн является непосредственным продолжением живописи или скульптуры, одной из ее ветвей. Они взаимодополняемы. Связь дизайна с искусством очевидна. Очень важно, когда нация обогащается эстетически правильно воспитанными людьми. Я считаю, что это имеет непосредственное отношение к дизайну в широком понимании слова. Поэтому необходимы эксперты в сфере дизайна. Дизайн – профессия богатых стран. В советское время он находился в крайне ущербном положении: у всех были одинаковые вещи – дома, посуда, одежда и т.д.
Где в таком случае Вы “располагаете” свою профессию?
Создавая свои произведения, дизайнер воплощает в жизнь свои мечты. То же самое происходит и со мной. Дизайнер думает о комфорте и красоте своих работ, которые на протяжении, возможно, довольно длительного времени будут служить своим владельцам, вызывая даже их привязанность и эмоции. Как только дизайнер начнет смотреть на свою работу сквозь пальцы, пиши пропало. То же самое и с художником. Картина должна исходить от естественного состояния и движений души. В этом смысле художник похож на ребенка, выражающего свой внутренний мир посредством красок и кисти. И очень важно в процессе творчества учитывать, что конечный результат будет необходим хотя бы нескольким людям, которые полюбят данную вещь и будут скучать по ней в разлуке. У меня дома есть коллекция картин, которой я любуюсь каждое утро. Я люблю эти картины, и даже недолгое расставание с ними дается мне с трудом. То же самое касается и бытовых вещей.
В чем заключается эстетика окружающего вас пространства?
Есть такое определение комфорта: чувствовать себя как рыба в воде. В своем доме и мастерской я чувствую себя именно так. Здесь царят спокойствие и уют, позволяющие мне жить и творить с удовольствием. Продумана каждая деталь и место расположения предметов интерьера.
Ваши картины также создают этот дух.
Не подумайте, что я хвастаюсь, но есть большие любители моих картин, которые хранят их в своих коллекциях. И когда я слышу, что те же полотна любят их дети и внуки, то невероятно радуюсь, поскольку понимаю: картины находятся в полной гармонии с этой семьей и домом. Это лишь частный пример. А вообще, в каждой вещи есть своя энергия, которая питает чувства. Например, в моей семье был, точнее, и до сих пор есть обеденный сервиз. Каждому члену нашей большой семьи из него досталось по одному предмету. Ко мне попала тарелка, которой я очень дорожу. Похожие чувства испытывают и мои сыновья. Казалось бы, простая совершенно вещь, но содержащая в себе массу других, более серьезных понятий, таких как память о роде, ответственность перед своими предками и потомками.
Как Вы пришли к скульптуре?
О, это давняя история! В детстве родители повели меня в музыкальный кружок в Дом пионеров. К сожалению, оказалось, что у меня нет слуха. Но когда мы выходили оттуда, за полуоткрытой дверью я заметил детей, которые что-то лепили. Это меня очень заинтересовало. Так я попал в кружок лепки. Это было в третьем или четвертом классе. Мое увлечение продолжалось несколько лет. И вот два года назад меня как будто прорвало. Я начал заниматься скульптурой, как одержимый. Одну из них, по мотивам “Инфанты” Веласкеса, я очень люблю. У меня много работ, посвященных этому художнику. Еще одна любимая тема, идущая из детства – цирк.
Что же стало с живописью? Вы занимаетесь ею так же интенсивно, как раньше?
Нет. Живопись отошла на второй план, к сожалению. Естественно, временно.
Какова совершенная с точки зрения скульптуры вещь?
В этой вещи важны, во-первых, форма, во-вторых, линии. Если вещь декоративно-прикладная, то она должна быть также функциональна. Но для меня важнее всего ее энергия. Художественный объект может дать гораздо больше энергии, чем иной человек. Когда смотрю на скульптуру Родена “Поцелуй” или картину Рембрандта “Возвращение блудного сына”, я получаю колоссальную энергию. И наоборот, общаясь с некоторыми людьми, опустошаюсь. Представляете, какую энергию вложили эти художники в свои произведения, если они до сих пор имеют столь сильное воздействие?! Красота – вот что способно произвести внутреннее цунами, даже если вещь абсолютно прикладная. На моих картинах – почти одни женщины. Мужчины изображены символически. Как можно рядом с совершенной женской красотой поместить какого-нибудь мускулистого? (смеется – ред.)
Ну почему же Вы оставляете своих дам в одиночестве?
Нет, что вы!? Здесь есть мужчины, но хорошо замаскированные: присутствуют в виде света или иных символов. Помните Данаю? Каждый мужчина мечтал бы очутиться на месте Зевса, проникшего к ней в виде золотого дождя. Я убежден, что нельзя восхвалять красоту женщины и “примешивать” при этом мужчину. Второй, столь же прорисованный образ в общей концепции картины явно лишний. Я предпочитаю символичные образы. Женщина – это баланс, равновесие, которого явно не хватает мужчинам, а армянским в особенности.
Вы можете объяснить свои работы, проанализировать их? Зачем?
Всякий художественный объект говорит сам за себя. Более того, различные объяснения могут “убить” его. Например, мои скульптуры на тему цирка кажутся детскими, но несут в себе много философского начала, или картина “За ширмой”, таящая в себе загадку… Сейчас, глядя на картины других художников, я чаще смотрю на качество мазка, чем на содержательную часть: так я могу сделать вывод о душевном состоянии художника. Картины рождаются от работы внутреннего “завода”. Есть художники, которые часто, стоя перед пустым холстом, даже не представляют, что же они будут писать.
Мне их жаль, потому что в конечном итоге они не знают, зачем живут, чем завершится их жизнь. Не существует проблемы возраста и наличия хороших идей. Великие мастера творили до глубокой старости и никогда не чувствовали пустоты. Если же затягивать с осуществлением своей внутренней идеи, она может просто умереть, так и не родившись. Или появится уродец. Надо писать так, как чувствуешь здесь и сейчас. В моих картинах со временем менялась техника – толщина краски, сила мазка и т.д., но идеи узнаваемы всегда. И снова повторюсь: важна энергия, сообщаемая картиной, и ее продолжительность. “Красивости” могут быть приятны глазу ну месяц, потом теряют всю привлекательность. Поэтому, задумывая полотно, я думаю о том, что оно должно долго служить источником эмоций и энергии.
В случае копирования и размещения материалов ссылка на журнал и сайт www.designdeluxe.am должна быть активной и является обязательной.