Ара Алекян, скульптор Родился 4 апреля 1959 году в г. Веди, Армения.
1975 – Колледж изобразительных искусств им. Терлемезяна.
1979 – Художественно-театральный институт. 1989 – Институт Изобразительных искусств и Армянский Филиал Российской Академии Художественного Искусства. Я помню свое искреннее расстройство несколько лет назад, когда узнала, что очаровательные металлические животные переедут с площади Шарля Азнавура в Брюссель. Ну почему все самое хорошее – им?! Но, как говорится, свято место пусто не бывает – прошло немного времени, и на площади появился новый персонаж, едва ли не лучше прежних – паук на длинных тонких лапках. Чудная скульптура, собранная, как и все остальные, из самого что ни на есть хлама – отслуживших свой век металлических деталей. Автор этого зверинца – скульптор Ара Алекян, человек, нашедший общий язык с металлом.
Презентацию своих железных скульптур Вы часто сопровождаете огнем. С чем это связано?
Огонь – это целая философия. Железо – материал, который можно расплавить и получить из него некий предмет. Я оживляю скульптуру огнем. Свою первую акцию я организовал в 2005 году в кафе “Поплавок”, когда состоялась презентация скульптуры лошади. Я обернул ее старыми советскими газетами и поджег, и наша “лошадь независимости”, как я называю ее, постепенно появлялась из огня. То же самое я повторил во время открытия скульптуры паука на площади Шарля Азнавура, потому что традиция покрывать скульптуру тканью мне не нравится. Вообще все, что я делаю, выходит из огня. Но презентацию скульптур я иногда сопровождаю не только огнем, но и пантомимой.
Вы всегда любили работать с железом?
Искусству скульптуры я учился десять лет, у меня есть работы из мрамора, бронзы. Первые изделия были в абсолютно другом стиле, ближе к классике, но мне всегда хотелось попробовать и понять, что это такое – делать сварку на железе. Я даже не знал, как происходит процесс паяния. Мои студенческие композиции очень нравились моему профессору Ара Арутюняну. Прежде чем начать работать над скульптурой, нужно связать каркас,и этот каркас у меня получался настолько красивым, что даже при наличии минимального количества деталей он уже был практически завершенным изделием, и мне не хотелось что-то менять. И Ара Арутюнян говорил, чтобы я начал работать в стиле, который позволит оставаться на уровне такого вот каркаса, и даже подсказал мне способ… Так я приобрел сварочный аппарат и начал работать с металлом. Тогда я понял, что попал именно в свою нишу, в свой интереснейший мир, где и нахожусь по сей день. Но выяснилось также, что мне ближе работа с промышленными отходами из железа, потому что здесь открывается огромное количество возможностей.
Дают ли Вам подсказку сами отходы, ведь Вы работаете без предварительного эскиза?
Для меня они – формы, составные части скульптуры. Глядя на них, я рассматриваю этот ненужный кусок железа как часть моей скульптуры, а не как бывшую деталь. Я не делаю никаких эскизов, все образы живут во мне. Когда процесс созревания завершается и я вижу окончательный результат, начинается работа. Меня часто спрашивают, с какой детали я начинаю собирать свои скульптуры. Я объясняю, что для меня важно создать в воздухе некий объем, вокруг которого и происходит «сборка» всей скульптуры.А процесс окончательной сварки всех деталей происходит, когда я уверен, что все они на своих местах. При этом все мои работы можно разбирать и снова собирать, поскольку я всегда думаю об их транспортировке. Все мои известные скульптуры: паук, лошади, бык и т.д. – сборные, а кроме того, просматриваемые: глядя на любую точку своей скульптуры, я одновременно могу видеть и обратную сторону скульптуры. Они прозрачны…
У Вас есть любимые места для сбора деталей для будущих скульптур?
Конечно! В Ереване есть места промышленных отходов, где меня отлично знают, всегда хорошо встречают и даже денег не берут. Стоит мне попасть туда, как я начинаю мечтать о монументальных работах, детали для которых так велики, что без крана не обойтись, а это мероприятие довольно дорогостоящее и, к сожалению, сейчас мне недоступное.
Большинство Ваших работ изображает животных. Почему?
Я очень люблю животных, мне нравится их пластика. Меня всегда привлекали скульптуры, держащиеся на тонких ногах. Например, у меня есть бегущий петух, муравей, несколько пауков, и у всех очень тонкие ноги. Мне нравится изящество, созданное при помощи грубого железа. Но у меня есть также образы известных людей. Одна из моих любимых – скульптура Сергея Параджанова, к которой я приделал специальное приспособление, создающее эффект просмотра старого фильма с кинопленкой на заднем плане.
Для работы с железом, возможно, нужны особые черты характера…
Я всегда очень любил ковку, люблю работать с железом, это мое. Мы понимаем друг друга.
Но, кроме работы с металлом, Вы также недавно снялись в художественном фильме, а до этого был документальный. Что это за картины?
Да, действительно, есть две ленты – документальная и художественная. Первая рассказывает обо мне, а в другой я снялся в эпизодической роли художника, то есть сыграл самого себя. Это фильм режиссера Сурена Бабаяна, снятый по мотивам произведения Перча Зейтунцяна “Не смотри в зеркало”. По сюжету герой переживает сильный стресс, поскольку потерял свое лицо.И вот он идет к художнику, чтобы тот написал его портрет, и тогда, возможно, он поймет наконец, кто же он на самом деле. В роли художника я и снялся, а сцена снималась в моей мастерской. Мне очень понравился процесс съемок кино, должен сказать. Специально для этого фильма я создал интересную скульптуру из глины и железа – фигуру женщины.А вторая часть моей “киношной” истории – это ежегодный благотворительный конкурс конных композиций, проходящий во Франции. В 2005 году мы послали туда 12-минутный фильм режиссера Сурена Тер-Григоряна, который рассказывает о создании скульптуры лошади и называется “Рожденный из огня”. Жюри, начав смотреть фильм, через несколько минут выключило его, потому что никаких лошадей там не было в помине. Добрую половину ленты занимал я: искал в куче железного хлама какие-то детали, что-то паял, гайки закручивал и т.д. После просмотра 450 фильмов, присланных на фестиваль, один из членов жюри снова обращает внимание на диск с нашим короткометражным фильмом, кстати, самым коротким среди лент-участниц, и жюри снова начинает просмотр, на этот раз до конца, после чего все начинают аплодировать. По их словам, в течение нескольких лет существования фестиваля никто не снимал фильм об этих животных с этой точки зрения. И наш фильм удостоился гран-при. В том же, 2005 году этот фильм получил приз на фестивале “Золотой абрикос”.
Часть Ваших металлических животных несколько лет назад была перевезена за рубеж, в частности, в Бельгию. Насколько мне известно, они там на очень хорошем счету…
Сейчас в Брюсселе находится шесть моих работ, четыре из которых – крупные скульптуры: две лошади, бык и медведь. Недавно в Брюсселе был издан каталог с описанием двухсот лучших скульптурных работ города, куда попала и одна из моих лошадей. Для меня это большая честь, поскольку каталог охватывает работы скульпторов разных периодов, и попасть в компанию к мастерам эпохи Возрождения, к Бурделю или Майолю – это серьезный повод для гордости. Есть много маленьких работ в Италии, Франции, США, России, Ливане. Все они попали в частные коллекции.
А не чувствуете сожаления, расставаясь со своими работами?
Я сожалею только о том, что не могу видеть их тогда, когда у меня возникает такое желание. Например, я регулярно хожу на площадь Шарля Азнавура, чтобы “навестить” паука и быка. А без этого я начинаю буквально тосковать.
А имена своим скульптурам даете?
Единственный раз. Один молодой человек из Лос-Анджелеса приобрел одну из моих скульптур – голову лошади, и решил, что она похожа на Куркик Джалали из армянского эпоса. Так мы ее и назвали. А остальные скульптуры безымянные.
Почему мы не видим Ваших персональных выставок?
Знаете, я просто не успеваю набрать необходимое количество работ. Практически все скульптуры проданы. Недавно поступило предложение из Ирана. Обычно работа над крупными скульптурами длится 5-6 месяцев, за тот же период я могу сделать двадцать небольших работ. Но времени катастрофически не хватает: заказы. Но у меня есть возможность, которой нет у других скульпторов: мои работы постоянно демонстрируются под открытым небом.
В случае копирования и размещения материалов ссылка на журнал и сайт www.designdeluxe.am должна быть активной и является обязательной.