tr4Павел Коган родился 6 июня 1952 года в Москве в семье легендарных музыкантов. Отец – Коган Леонид Борисович, великий скрипач, профессор, народный артист СССР, лауреат Ленинской премии. Мать – Гилельс Елизавета Григорьевна, выдающаяся скрипачка, профессор Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. В 1970 году, когда Павлу Когану было 18 лет, его талант скрипача получил высшую оценку на престижнейшем соревновании – Международном конкурсе скрипачей имени Яна Сибелиуса в Хельсинки. За этой победой последовали многочисленные концерты с крупнейшими оркестрами страны, Европы, Японии, США, в том числе с Филадельфийским симфоническим оркестром филармонии и Оркестром Лос-Анджелеса. Однако блестящая карьера скрипача стала для него великолепной основой для дирижерской деятельности. Павел Леонидович был и остается убежден в том, что дирижерская профессия – это синтез, квинтэссенция всего музыкального творчества. В мае 1989 года П.Л. Коган возглавил МГАСО, который в разное время возглавляли такие именитые мастера, как Лев Штейнберг, Николай Аносов, Лео Гинзбург, Вероника Дударова. Павел Леонидович возглавляет созданный им Международный музыкальный фонд, в задачи которого входит, в частности, поддержка юных дарований.

25 и 27 ноября в концертном зале имени Хачатуряна состоится презентация Международного конкурса им. Арама Хачатуряна. Он проходит под патронатом супруги президента РА Риты Саркисян. Конкурс откроет Московский государственный академический симфонический оркестр (МГАСО) под управлением Павла Леонидовича Когана. Дирижировать вторым концертом МГАСО будет Сергей Смбатян. Журнал Design DeLuxe обеспечивает информационную поддержку. Предлагаем вашему вниманию эксклюзивное интервью Павла Когана, данное нам незадолго до приезда в Армению.

 tr3

Design DeLuxe: По­че­му в сво­е вре­мя ча­ша ве­сов кач­ну­лась в сто­ро­ну ди­ри­жерс­ко­го пуль­та, а не скрип­ки? Что пос­лу­жи­ло ре­ша­ю­щим мо­мен­том?

Па­вел Ко­ган: О ди­ри­жи­ро­ва­ни­и я меч­тал с ран­не­го детст­ва. С тех са­мых пор, как я на­чал за­ни­мать­ся иг­рой на скрип­ке, т.е. с ше­сти лет. Воз­мож­ность ис­поль­зо­вать для ре­а­ли­за­ци­и сво­их ху­до­жест­вен­ных и­дей не о­дин, а мно­жест­во инст­ру­мен­тов зах­ва­ты­ва­ла ме­ня. Со вре­ме­нем к э­то­му же­ла­ни­ю до­ба­ви­лось и стрем­ле­ни­е по­стичь сим­фо­ни­чес­кий ре­пер­ту­ар, не­объ­ят­ный да­же по срав­не­ни­ю со скри­пич­ным. Од­на­ко о­бу­че­ни­е ди­ри­жерс­кой про­фес­си­и не­до­ступ­но для ре­бен­ка в си­лу не­под­го­тов­лен­но­сти е­го те­ла и ду­ши. Я прек­рас­но по­ни­мал э­то и восп­ри­ни­мал сво­ю скри­пич­ну­ю карь­е­ру лишь как пер­ву­ю сту­пень на пу­ти к ди­ри­жерс­ко­му бу­ду­ще­му. И как толь­ко о­но ста­ло ре­аль­ным, стал по­сте­пен­но от­хо­дить от соль­ных вы­ступ­ле­ний. Так что воп­рос вы­бо­ра меж­ду спе­ци­аль­но­стя­ми пе­ре­до мно­ю ни­ког­да не сто­ял – я всег­да гре­зил толь­ко о пуль­те и об уп­рав­ле­ни­и ор­кест­ром.

DDL: Что спо­собст­во­ва­ло Ва­ше­му ста­нов­ле­ни­ю как про­фес­си­о­на­ла?

П.К.: Ок­ру­же­ни­е мо­их ро­ди­те­лей, ве­ли­ких му­зы­кан­тов и та­ко­го же масш­та­ба лич­но­стей. К ним тя­ну­лись и с ни­ми дру­жи­ли са­мы­е вы­да­ю­щи­е­ся лю­ди той э­по­хи. Мне до­ве­лось об­щать­ся с А­ра­мом Ха­ча­ту­ря­ном, Ев­ге­ни­ем Мра­винс­ким, Дмит­ри­ем Шо­ста­ко­ви­чем, Мо­и­се­ем Вайн­бер­гом, Да­ви­дом Ойст­ра­хом, Э­ми­лем Ги­лель­сом, Ев­ге­ни­ем Свет­ла­но­вым, Ти­хо­ном Хрен­ни­ко­вым, И­са­а­ком Стер­ном, Юд­жи­ном Ор­ман­ди, Ле­о­нар­дом Берн­стай­ном, Ло­ри­ном Ма­а­зе­лем. О, ка­ки­е э­то бы­ли встре­чи! Э­тих ле­ген­дар­ных му­зы­кан­тов по­сто­ян­но бес­по­ко­и­ли твор­чес­ки­е ис­ка­ни­я, не­у­дов­лет­во­рен­ность со­бо­ю, стрем­ле­ни­е до­стичь вер­шин в сво­ем ис­кусст­ве. Ни­ког­да не слы­шал я от них пох­валь­бы в собст­вен­ный ад­рес, им бы­ло нес­вой­стен­но са­мо­до­вольст­во. На­о­бо­рот, каж­дый ка­ял­ся в чем-то, толь­ко е­му за­мет­ном нес­де­лан­ном, не­за­вер­шен­ном, не­и­де­аль­ном. Вли­я­ни­е на ме­ня их бе­сед не­за­бы­ва­е­мо! Бла­го­да­ря им я по­нял, что е­динст­вен­ный для ар­ти­ста спо­соб до­стичь и­стин­ных вы­сот в сво­ем ма­стерст­ве – по­сто­ян­но­е са­мо­со­вер­шенст­во­ва­ни­е. Без не­го на­сту­па­ет стаг­на­ци­я, а вслед за не­ю – твор­чес­ка­я смерть.

DDL: Вы возг­ла­ви­ли Мос­ковс­кий го­су­дарст­вен­ный а­ка­де­ми­чес­кий сим­фо­ни­чес­кий ор­кестр в 1989 го­ду. Чем от­ли­ча­ет­ся ны­неш­ний ор­кестр от тог­даш­не­го?

П.К.: Се­год­няш­ний МГА­СО – ор­кестр ми­ро­во­го у­ров­ня, из­вест­ный и лю­би­мый пуб­ли­кой бо­ле­е чем в пя­ти­де­ся­ти стра­нах, прак­ти­чес­ки на всех кон­ти­нен­тах. Кол­лек­тив вла­де­ет ог­ром­ным ре­пер­ту­а­ром, лю­бы­ми му­зы­каль­ны­ми сти­ля­ми.

DDL: Ка­ки­ми э­сте­ти­чес­ки­ми прин­ци­па­ми Вы ру­ко­водст­ву­е­тесь в сво­ей ди­ри­жерс­кой де­я­тель­но­сти?

П.К.: Э­сте­ти­ку ди­ри­жи­ро­ва­ни­я при­вил мне не­за­бы­ва­е­мый Иль­я Му­син, у ко­то­ро­го я не­ко­то­ро­е вре­мя у­чил­ся в Ле­нинг­ра­де, по­ка не по­лу­чил раз­ре­ше­ни­е на по­ступ­ле­ни­е в Мос­ковс­ку­ю кон­сер­ва­то­ри­ю к Ле­о Гинз­бур­гу. Ос­нов­на­я и­де­я е­го шко­лы со­сто­я­ла в том, что ди­ри­жер пла­сти­кой сво­е­го те­ла о­бя­зан пе­ре­да­вать пуб­ли­ке, а пла­сти­кой сво­е­го ли­ца – ор­кест­ру те о­щу­ще­ни­я, ко­то­ры­е он ис­пы­ты­ва­ет во вре­мя вы­ступ­ле­ни­я. Воз­мож­но, я у­див­лю Вас, ес­ли ска­жу, что Му­син поль­зо­вал­ся при­е­ма­ми, при­ня­ты­ми в ба­ле­те, но э­то так. Тан­цов­щи­ки ли­ше­ны воз­мож­но­сти пе­ре­да­вать сво­и э­мо­ци­и сло­ва­ми, и от них тре­бу­ет­ся сде­лать э­то с по­мощь­ю пла­сти­ки те­ла и ли­ца. То же, да­же нем­но­го слож­не­е, с ди­ри­же­ра­ми. Ведь к за­лу о­ни по­вер­ну­ты спи­ной.

 tr2

DDL: Ка­ки­ми спо­со­ба­ми Вы до­би­ва­е­тесь и­де­аль­ной иг­ры ор­кест­ра?

П.К.: Не­об­хо­ди­мо мно­го тру­дить­ся, не жа­ле­я ни сил, ни вре­ме­ни, не у­пус­ка­я ни­ка­ких ню­ан­сов и ме­ло­чей. Э­то тон­чай­ша­я, ю­ве­лир­на­я ра­бо­та, тре­бу­ю­ща­я кро­пот­ли­во­го и бе­реж­но­го от­но­ше­ни­я, аб­со­лют­ной пог­ру­жён­но­сти в про­цесс и глу­бо­чай­шей сос­ре­до­то­чен­но­сти. Так­же важ­но до­ве­сти до соз­на­ни­я каж­до­го му­зы­кан­та за­ду­ман­ный мно­ю за­мы­сел ис­пол­не­ни­я то­го и­ли и­но­го со­чи­не­ни­я.

DDL: Как Вы ду­ма­е­те, что от­ли­ча­ет Мос­ковс­кий А­ка­де­ми­чес­кий сим­фо­ни­чес­кий оркестр от о­сталь­ных? Есть ли у не­го сво­я, фир­мен­на­я иг­ра?

П.К.: МГА­СО – кол­лек­тив аб­со­лют­ных е­ди­но­мыш­лен­ни­ков, и по­э­то­му, на мой взгляд, он от­ли­ча­ет­ся от дру­гих ор­кест­ров о­со­бой сыг­ран­ность­ю, тон­чай­шим о­щу­ще­ни­ем ан­самб­ля и, бе­зус­лов­но, собст­вен­ным не­пов­то­ри­мым сти­лем. Кри­ти­ки от­ме­ча­ют бо­гатст­во зву­ко­вой па­лит­ры и темб­ра струн­ных инст­ру­мен­тов, вы­со­чай­шу­ю штри­хо­ву­ю куль­ту­ру, мощь мед­ных, ар­ти­сти­чес­ку­ю сво­бо­ду иг­ры му­зы­кан­тов ор­кест­ра.

DDL: Ка­ки­е ка­чест­ва де­ла­ют хо­ро­ше­го ди­ри­же­ра?

П.К.: У­ро­вень по­лу­чен­но­го им об­ра­зо­ва­ни­я, ог­ром­на­я лю­бовь к сво­е­му де­лу, аб­со­лют­но­е зна­ни­е му­зы­каль­ных инст­ру­мен­тов, по­ни­ма­ни­е че­ло­ве­чес­кой пси­хо­ло­ги­и, ши­ро­та кру­го­зо­ра, ха­риз­ма­тич­ность, бе­зуп­реч­но­е вла­де­ни­е ре­пер­ту­а­ром и раз­лич­ны­ми му­зы­каль­ны­ми сти­ля­ми, предп­ри­им­чи­вость, ар­ти­стич­ность… На са­мом де­ле э­тих ка­честв бес­чис­лен­но­е мно­жест­во. По­то­му ди­ри­жи­ро­ва­ни­е и счи­та­ет­ся од­ной из са­мых слож­ных про­фес­сий.

DDL: Хо­ро­ший слу­ша­тель, ка­кой он?

П.К.: Я люб­лю каж­до­го че­ло­ве­ка, при­шед­ше­го в кон­церт­ный зал. Вне за­ви­си­мо­сти от то­го, по ка­кой при­чи­не он э­то сде­лал. Все о­сталь­но­е за­ви­сит толь­ко от ме­ня и от ор­кест­ра. Э­то на­ша ог­ром­на­я от­ветст­вен­ность. У­дер­жать слу­ша­те­ля, не до­пу­стить ску­ки, за­ин­те­ре­со­вать. А ап­ло­ди­ру­ет он меж­ду ча­стя­ми ис­пол­ня­е­мо­го про­из­ве­де­ни­я и­ли нет, не так важ­но. О­дин раз пох­ло­па­ет, у­ви­дит, что дру­ги­е э­то­го не де­ла­ют, и боль­ше не бу­дет. О­пять же не­ важ­но, как, э­мо­ци­о­наль­но и­ли сдер­жан­но, восп­ри­ни­ма­ет че­ло­век прог­рам­му. Ведь э­то за­ви­сит во мно­гом от е­го пси­хо­ти­па, от на­ци­о­наль­ных о­со­бен­но­стей. Так что мы ждем на сво­их кон­цер­тах всех.

 tr1DDL: А как Вы о­ха­рак­те­ри­зу­е­те ар­мянс­ку­ю а­у­ди­то­ри­ю?

П.К.: Э­то лю­ди му­зы­каль­но о­чень гра­мот­ны­е, жи­во ин­те­ре­су­ю­щи­е­ся всем про­ис­хо­дя­щим в му­зы­каль­ном ми­ре, спо­соб­ны­е о­це­нить каж­дый ню­анс ис­пол­не­ни­я и прек­рас­но раз­би­ра­ю­щи­е­ся в е­го ка­чест­ве. И е­ще не­ве­ро­ят­но тем­пе­ра­мент­ны­е и от­зыв­чи­вы­е на по­сы­лы, и­ду­щи­е со сце­ны.

DDL: Се­год­ня мно­го го­во­рят о кри­зи­се пре­емст­вен­но­сти по­ко­ле­ний. Су­щест­ву­ет ли э­то яв­ле­ни­е для Вас и как нуж­но пре­о­до­ле­вать е­го?

П.К.: Я счи­та­ю, что ес­ли ты не чувст­ву­ешь в се­бе ни тя­ги, ни та­лан­та к то­му де­лу, ко­то­рым за­ни­ма­лись тво­и ро­ди­те­ли, то нуж­но ис­кать собст­вен­ный путь, сво­ю про­фес­си­ю. И на­о­о­бо­рот, ес­ли де­ти про­яв­ля­ют не­под­дель­ный ин­те­рес к кру­гу за­ня­тий ро­ди­те­лей, то им сле­ду­ет не стес­нять­ся ко­сых взгля­дов ок­ру­жа­ю­щих и их ут­верж­де­ний, что, дес­кать, отп­рыск по бла­ту все по­лу­чил, а сво­их та­лан­тов не и­ме­ет, и ид­ти э­той до­ро­гой.

DDL: В Ва­шей семь­е у пре­емст­вен­но­сти по­ко­ле­ний нет да­же на­ме­ка на кри­зис. Как Вы ду­ма­е­те, та­лант пе­ре­да­ет­ся по нас­ледст­ву?

П.К.: По­ла­га­ю, та­лант – ин­ди­ви­ду­аль­ный на­бор спо­соб­но­стей к то­му и­ли и­но­му за­ня­ти­ю, и есть он у каж­до­го. Толь­ко вот, к нес­часть­ю, оп­ре­де­лить, в чем и­мен­но э­тот та­лант со­сто­ит, да­но не каж­до­му. И ча­сто че­ло­век, ко­то­рый мог бы, ска­жем, ге­ни­аль­но печь бу­лоч­ки, ста­но­вит­ся вра­чом, му­ча­ет и се­бя, и па­ци­ен­тов. А что ка­са­ет­ся нас­ле­до­ва­ни­я та­лан­та… И­ног­да он пе­ре­хо­дит сле­ду­ю­ще­му по­ко­ле­ни­ю, и­ног­да нет, э­то за­ви­сит от во­ли Бо­га.

DDL: Боль­шу­ю часть жиз­ни Вы про­во­ди­те за ру­бе­жом на гаст­ро­лях, жи­вя, е­стест­вен­но, в го­сти­ни­цах. А ка­кой у вас дом? О­пи­ши­те е­го, по­жа­луй­ста.

П.К.: Боль­шу­ю часть вре­ме­ни, не за­ня­то­го гаст­ро­ля­ми, я про­во­жу в сво­ей мос­ковс­кой квар­ти­ре, где я по­се­лил­ся с 1956 го­да. Э­то о­чень кра­си­во­е и у­ют­но­е ме­сто. Е­го прост­ранст­во вы­дер­жа­но в клас­си­чес­ком сти­ле и на­пол­не­но вос­по­ми­на­ни­я­ми, фо­тог­ра­фи­я­ми бы­вав­ших в нем лю­дей.

 DDL: Есть ли у Вас ка­ки­е-ли­бо прист­ра­сти­я в пла­не е­ды, о­деж­ды, ма­шин?

П.К.: Ко­неч­но есть. Я фа­нат ав­то­мо­би­лей. При­чем мо­я ма­ши­на долж­на быть на­деж­ной и ком­форт­ной од­нов­ре­мен­но, у­мест­ной и в бы­ту, и для пред­ста­ви­тельс­ких це­лей, и (о­бя­за­тель­но!) кра­си­вой. В пос­лед­не­е вре­мя я пред­по­чи­та­ю всем про­чим “Фолькс­ва­ген Фа­э­тон”, поль­зу­юсь толь­ко им и да­же не по­мыш­ля­ю о под­бо­ре за­ме­ны. Он ве­ли­ко­ле­пен! В е­де я при­ве­ред­лив. О­бо­жа­ю вы­со­кок­лас­сну­ю на­ци­о­наль­ну­ю кух­ню в о­ри­ги­на­ле. Т.е. та­ку­ю, ко­то­ру­ю го­то­вят а­бо­ри­ге­ны. А о­деж­ду, пос­коль­ку я че­ло­век пуб­лич­ный, по­ку­па­ю толь­ко от “ста­тус­ных” про­из­во­ди­те­лей.

DDL: Ка­ка­я глав­на­я со­став­ля­ю­ща­я Ва­шей жиз­ни пос­ле му­зы­ки?

П.К.: От­дых. Я меч­та­ю о нем по­сто­ян­но. Пред­став­ля­ю, как при­е­ду ку­да-ни­будь, где теп­ло, ля­гу на пляж на бе­ре­гу мо­ря и бу­ду ле­жать нес­коль­ко дней, слу­шать шум при­бо­я, греть­ся под лу­ча­ми сол­ныш­ка и ника­ких нот не возь­му в ру­ки. Но пер­во­е, что кла­ду в че­мо­дан, со­би­ра­ясь в от­пуск – пар­ти­ту­ра, а то и не од­на, пле­ер, кас­се­ты и дис­ки с за­пи­ся­ми. При­ез­жа­ю на ме­сто, тут же у­са­жи­ва­юсь за ра­бо­ту, отв­ле­ка­ясь толь­ко на е­ду и ко­рот­ки­е про­гул­ки, во вре­мя ко­то­рых о­пять меч­та­ю о бу­ду­щем от­ды­хе. И так всю жизнь. Му­зы­ка не от­пус­ка­ет ме­ня ни на ми­ну­ту.

DDL: Ваш ор­кестр сла­вит­ся раз­но­об­ра­зи­ем му­зы­каль­ной па­лит­ры. Про­из­ве­де­ни­я ка­ких ав­то­ров Вы выб­ра­ли для ар­мянс­ких гаст­ро­лей?

П.К.: Э­то и­зу­ми­тель­ны­е, яр­ки­е со­чи­не­ни­я рус­ских ком­по­зи­то­ров и, ко­неч­но, А­ра­ма Ха­ча­ту­ря­на. “А­ра­гонс­ка­я Хо­та”, “А­да­жи­о” из ба­ле­та “Спар­так”, “Сю­и­та” из ба­ле­та “Рай­мон­да” и “Кар­тин­ки с вы­став­ки” ни­ко­го не о­став­ля­ют рав­но­душ­ны­ми. А вто­рой кон­церт МГА­СО в Е­ре­ва­не прой­дет под уп­рав­ле­ни­ем о­да­рен­но­го мо­ло­до­го ди­ри­же­ра Сер­ге­я Смба­тя­на. Для сво­е­го вы­ступ­ле­ни­я он выб­рал Кон­церт для скрип­ки А­ра­ма Ха­ча­ту­ря­на (с у­ча­сти­ем скри­па­ча Ми­ши Си­мо­ня­на) и е­го же Вто­ру­ю сим­фо­ни­ю. У­ве­рен, э­то бу­дет бли­ста­тель­ный фи­нал гаст­ро­лей мо­е­го ор­кест­ра в Ар­ме­ни­и!

В случае копирования и размещения материалов ссылка на журнал и сайт www.designdeluxe.am должна быть активной и является обязательной.