Родился в Ванадзоре в 1950г.
В 1973г. окончил Ереванский Государственный. Художественно-театральный институт.
С 1984г. член Союза Художников СССР.
1975г.-персональная выставка в Музее Современного Искусства в Ереване 1973-84гг.-многочисленные республиканские и международные выставки 1984г.-персональная выставка в Союзе Художников Армении
1990г.-персональная выставка в Лос-Анджелесе
1991г.-выставки во Франции и Судане.
1992г.-выставка в Голландии 1993г.-выставка в Лондоне
1994г.-выставка в Бейруте
1995г.-выставка в Москве
1996г.-выставка в Абу-Даби
1997г.-выставка в Антверпене
Наш разговор с художником Генри Гарукяном начинается чуть ли не у двери его мастерской, в которой он творит и живет одновременно. Заранее заготовленные вопросы сами собой растворились в воздухе, уступив место почти монологу художника, изредка все же прерываемому мной. Как действительно талантливому человеку, Гарукяну легко удалось обойти общие места, временами неизбежные при такого рода разговорах, и установить ощутимую связь между изобразительным искусством и дизайном, физиками и лириками и т.д.
Генри Гарукян: Дизайн и изобразительное искусство – не отдельные понятия. Ведь что такое картины или роспись стен, если не дизайн помещения? Нам только кажется, что дизайн – сравнительно недавнее изобретение человечества. Вот, например, царские дворцы, предметы обихода высшего света, кареты и т.д. Это чистой воды дизайн. И здесь возникает вопрос: для чего создаются картины? Это такой же продукт, как и остальные, предназначенный для конкретного места. И моя задача – создать картину, которая найдет свое место. Современное искусство стало более мобильным, расширило границы своих форм, превратившись в действие в пространстве, поэтому использовать его в дизайнерских целях часто невозможно. Мне хочется сказать и об общности науки и искусства, всегда идущих одним путем. Параллель между физиками и лириками неслучайна: они мыслят одинаково. Например, расщепление атома первыми изобразили художники. Физики начали думать об атоме тогда, когда возникла авангардная живопись. Объем с этой точки зрения первым начал видеть Сезанн. Я тоже размышляю о микро- и макромире, и если изображаю какую-то фигуру, это не значит, что думаю именно о ней; через нее я передаю свое видение формы, объема, взаимоотношений в мире… Картины имеют специфичный характер: на мольберте они одни, на стене – другие, на выставке – третьи. В русском языке есть замечательная фраза, которая очень точно передает одушевленность полотна – “картина погибла”. Любая вещь, а особенно предмет искусства, обретает одушевленность от контакта с человеком, создающим ее. Например, если раньше я выбрасывал отслужившие свой век палитры, то сейчас я сохраняю их, потому что тоже считаю их картинами. Таким образом, картины становятся частью дизайна практически любого помещения – музея, галереи или дома. При этом они могут как украшать, так и уродовать их. Например, Мунк или Пикассо писали совсем не красиво, у первого есть даже неприятные с эстетической точки зрения работы, но в правильном контексте пространства они могут выглядеть прекрасно. Дело в форме мышления – одни с ним согласны, другие – нет. Изобразительное искусство – один из способов размышлений об очень серьезных материях. Картина – не простая плоскость, а космическое пространство, на котором предстоит построить свой мир. Меня всегда пугала белая, чистая поверхность полотна. Так же, на мой взгляд, обстоят дела и с дизайном, начиная от пепельниц и заканчивая ракетами и подводными лодками. Весь мир, по большому счету дизайнерский продукт утилитарного или эстетического назначения.
Design DeLuxe: Художниками становятся или рождаются?
Генри Гарукян: И становятся, и рождаются. Вспоминая своих однокурсников, я понимаю, что многие талантливые студенты так и не стали художниками и наоборот. Полученными в вузе одинаковыми знаниями каждый распоряжается по-своему, поэтому и результаты абсолютно разные. В институте я был отличником и получал огромное удовольствие от своей работы, я буквально дышал и жил искусством. Это продолжается до сих пор. Мне много раз предлагали различные должности, но мне ничего не нужно, кроме моей профессии. Я нахожу себя и мне хорошо только в живописи.
Design DeLuxe: Как вы определите свой стиль?
Направления в живописи были созданы для того, чтобы определить пути, по которым двигались художники. Например, классицизм, абстракционизм,импрессионизм и все остальные –измы – не более чем условная классификация. У армянской живописи – недолгая история (я имею ввиду станковую живопись). Когда до нас с большим запозданием добралась живопись, которую я считаю европейской культурой, мы смогли как-то обойти всеизмы. У армян вообще – мышление символическое, объяснение которого я усматриваю в христианской культуре, в которой не принято прямо выражаться; каждое слово имеет подтекст. Армянские художники выражались абсолютно свободно, создав свою школу живописи, которой сложно дать определение. 60-е годы прошлого века были революционными для всего мира, в том числе и для Армении. Тогда у нас появилась талантливейшая плеяда художников – Оник Минасян, Минас Аветисян, Мартин Петросян, Эдик Харазов и еще многие-многие другие. Кстати, недавно вышло в свет академическое издание книги Рубена Ангаладяна о художниках-авангардистах Армении. У нас много действительно хороших художников, но, как часто бывает, мы не замечаем их…
Design DeLuxe: У Вас есть звания?
Генри Гарукян: Нет, и я рад этому. Для меня это совершенно непонятная и ненужная вещь, характерная для авторитарных режимов. Для меня важно признание людей. Например, на мою выставку в Москве три дня подряд ходила одна пожилая еврейка, и это для меня более ценно, чем покупка моей картины. Я расстроился, когда все мои работы в количестве 20 штук, выставленные в 90-ом году в Америке, были за несколько часов куплены, потому что, я уверен, мало кто понимал их действительную цену. Для американцев это было очередное капиталовложение.
Design DeLuxe: Как же Вы решаете материальные проблемы?
Генри Гарукян: Я сторонник формулы “делай свое дело и будь что будет”. Когда я стою перед мольбертом, я не думаю о продаже картины. Если вдруг такая мысль промелькнет, это конец работе – картина будет испорчена, даже если это заказ. И правильность моего подхода доказана самой жизнью.
В случае копирования и размещения материалов ссылка на журнал и сайт www.designdeluxe.am должна быть активной и является обязательной.