Текст  / Анаит Айрапетян
Фото / архив Аркадия Айрапетяна

ah0

Ар­ка­дий      Ай­ра­пе­тя­н родился 4 июня 1928 года. Умер 30 марта 1993 года в Ереване. Армянский советский режиссер, сценарист и актер. Заслуженный деятель искусств Армянской ССР (1981), лауреат Государственной премии Армянской ССР (1970). Окончил актерский факультет Ереванского театрально-художественного института (1951). В 1951-1956 — актер и ассистент режиссера Армянского драматического театра им. Г. М. Сундукяна. С 1956 — второй режиссер, с 1969 — режиссер постановщик киностудии “Арменфильм”. C 1976 – секретарь Союза кинематографистов Армении. С 1988 по 1993 совмещал с работой заведующего социологическим фондом Союза кинематографистов Республики Армения.

Заниматься кино – значит писать на горящей бумаге. Кино не считается ни с чем и ни с кем; как снежный ком, оно собирает и наматывает на себя время и сгущает, сгущает его. Его автор – сама жизнь. Все принадлежит ему, все мысли, все движения. Кино создают вместе, ибо это – взаимосвязанность человеческих отношений.Рапид – это ус­ко­рен­ная съем­ка, ко­то­рая на эк­ра­не пе­ре­во­дит естест­вен­ные дви­же­ния в за­мед­лен­ные.

ah6

 ”О моем друге” Х. Абраамян и А. Айрапетян

Обыч­но в ки­но так изоб­ра­жа­ют вос­по­ми­на­ния, сны, рет­рос­пек­тив­ные мыс­ли. Та­ким же спо­со­бом мож­но, оки­нув взгля­дом прош­лое, вспом­нить бур­ную и уди­ви­тель­ную жизнь од­но­го из са­мых пре­дан­ных пок­лон­ни­ков и де­я­те­лей ки­но – Ар­ка­дия Ай­ра­пе­тя­на. Та­ким он был всег­да – и ког­да на­чи­нал ас­си­стен­том, и ког­да стал вто­рым ре­жис­се­ром, а потом – ре­жис­се­ром-по­ста­нов­щи­ком. Ни один сло­варь ми­ра для не­го не со­дер­жал на сво­их стра­ни­цах сло­ва “не­воз­мож­но”. Его мож­но бы­ло встре­тить в са­мых не­ве­ро­ят­ных и стран­ных ме­стах. Од­наж­ды, во вре­мя съе­мок филь­ма “Плен­ни­ки Бар­со­ва ущелья” в Дом­байс­ких го­рах, нуж­но бы­ло сни­мать эпи­зод с мед­ве­дем. Ко­со­ла­пый ни в ка­кую не хо­тел под­чи­нять­ся дрес­си­ров­щи­ку.

ah7Москва, международный кинофесиваль с участием Р. Мамуляна, А. Айрапетяана, Г. Джанибекяна и др.

Съем­ки за­тя­ги­ва­лись, мед­ведь по­нем­но­гу на­чи­нал зве­реть. В об­щем, си­ту­а­ция гро­зи­ла сры­вом съе­моч­но­го про­цес­са. Но вот ас­си­стент ре­жис­се­ра А.Ай­ра­пе­тян ре­шил в оди­ноч­ку раз­ру­лить проб­ле­му. Не ска­зав ни­ко­му ни сло­ва, он при­ма­нил мед­ве­дя на съе­моч­ную пло­щад­ку его лю­би­мым ла­комст­вом – сгу­щен­ным мо­ло­ком. Зверь ус­пел по­ку­сать его ру­ку, по­ка ел сгу­щен­ку. Но Ар­ка­дий Ай­ра­пе­тян не был бы со­бой, ес­ли это хоть как-то оста­но­ви­ло его. Цель бы­ла до­стиг­ну­та – съем­ки филь­ма за­вер­ши­лись вов­ре­мя, что на­зы­ва­ет­ся, ко вза­им­но­му удов­лет­во­ре­нию сто­рон.Его буй­ный тем­пе­ра­мент не поз­во­лял ему за­дер­жи­вать­ся на од­ном месте. Он дол­жен был быть вез­де. Пет­ро­вич (так по-близ­ко­му зва­ли его мно­гие) мог быть кас­ка­де­ром, мог пе­рек­рыть ожив­лен­ную ули­цу боль­шо­го го­ро­да, мог оста­но­вить строй­ку и отк­рыть лю­бые две­ри. У не­го как-то очень лов­ко по­лу­ча­лось ру­ко­во­дить всей буй­ной и раз­но­шерст­ной съе­моч­ной груп­пой, со­сто­я­щей из 40-50 че­ло­век, при­чем не­за­ви­си­мо от ме­ста и об­сто­я­тельств, будь это боль­шие го­ро­да или Бо­гом за­бы­тые угол­ки.Без вся­ко­го стес­не­ния он мог бе­жать за ар­ти­стом и ки­но­ка­ме­рой, бу­ду­чи на­де­лен не­ма­лым ве­сом.

ah3Слева направо: Ю. Ерзинкян, А. Айрапетян, Л. Вагаршян, А. Джалалян

Не раз­ду­мы­вая, он бро­сил­ся в бур­ную ре­ку спа­сать то­ну­щую де­вуш­ку, аб­со­лют­но не ду­мая о том, что пла­вать-то он ну сов­сем не уме­ет. Это слу­чи­лось во вре­мя съе­мок филь­ма “Ко­ми­тас”, ког­да на бе­ре­гу Арак­са сни­ма­ли эпи­зод бегст­ва. Мно­жест­во спа­са­те­лей, опе­ра­то­ров, ос­ве­ти­те­лей бы­ли сви­де­те­ля­ми, как бур­ная ре­ка на­ча­ла уно­сить од­ну из акт­рис, и Ар­ка­дий Пет­ро­вич – вто­рой ре­жис­сер филь­ма – бро­сил­ся в ре­ку и спас де­вуш­ку.Как те­атр на­чи­на­ет­ся с ве­шал­ки, так ки­но на­чи­на­ет­ся с ор­га­ни­за­ции. Ина­че филь­ма про­сто мо­жет не быть. А ор­га­ни­за­ция тре­бу­ет та­ких че­ло­ве­чес­ких ка­честв, как во­ля, яс­ный ум, де­ло­вая гиб­кость. Ор­га­ни­за­торс­кий та­лант пред­по­ла­га­ет це­лый комп­лекс раз­ных лич­ност­ных ка­честв.

ah5

 С. Исраелян, А. Айрапетян, Дж. Тер- Татевосян, Сос Саркисян

Во вре­мя съе­мок филь­ма “Тре­у­голь­ник” сце­на­ри­сту ни­как не уда­ва­лось уго­во­рить че­ло­ве­ка с очень ин­те­рес­ным ти­па­жом на­сто­я­ще­го на­и­рий­ца снять­ся в филь­ме.Ни день­ги, ни уго­во­ры не мог­ли убе­дить это­го гор­до­го гюм­рий­ца за­нять­ся, по его собст­вен­но­му вы­ра­же­нию, кло­унст­вом. Все уже умы­ли ру­ки, ког­да на пло­щад­ку при­шел А.Ай­ра­пе­тян. Бук­валь­но че­рез се­кун­ду все бы­ли по­ра­же­ны, уви­дев, как за Пет­ро­ви­чем, слов­но ре­бе­нок, бук­валь­но бе­жал этот “креп­кий оре­шек”. Поз­же, ког­да кол­ле­ги пы­та­лись уз­нать, чем же су­мел прив­лечь гюм­рий­ца Ай­ра­пе­тян, он спо­кой­но от­ве­тил: “Я ска­зал ему – пош­ли, он и по­шел”. Ки­но рож­да­ет­ся на съе­моч­ной пло­щад­ке. Мед­ли­тель­ность и не­со­об­ра­зи­тель­ность мо­гут сыг­рать са­мую неб­ла­го­дар­ную роль для не­го.

ah4 ” Пленники Барсова ущеля “

Ког­да сни­ма­ли фильм “Братья Са­ро­я­ны”, од­ним из ре­жис­се­ров-по­ста­нов­щи­ков ко­то­ро­го был А. Ай­ра­пе­тян, нуж­но бы­ло не теряя времнени снять эпи­зод, как вда­ли во мгле бык тя­нет плуг. Сроч­но ну­жно бы­ло до­стать бы­ка. Но в этом се­ле и близ­ле­жа­щих ме­стах жи­вот­но­го не бы­ло по оп­ре­де­ле­нию. Вре­мя шло. Но вот ко­го-то оза­ри­ло. К ис­пол­не­нию ро­ли бы­ка прив­лек­ли ко­ро­ву, пок­ра­сив ей вы­мя в тем­ный цвет, а ро­га спря­та­ли.Та­кая вот не­хит­рая исто­рия. Про­сто фе­но­мен ор­га­ни­за­ции – это ги­по­та­ла­мус ки­но и фор­му­ла это­го да­ра не­из­вест­на, так­же как не­из­вест­на внут­рен­няя за­ко­но­мер­ность без­раз­ли­чия. Мас­сов­ка – это квин­тэс­сен­ция пест­рых ха­рак­те­ров и раз­но­об­ра­зия че­ло­ве­чес­ких на­тур. И вот здесь про­яв­ля­ет­ся уни­каль­ность ре­жис­серс­ко­го та­лан­та, у не­го долж­ны быть во­ля, так­ти­ка и стра­те­гия, уме­ние най­ти об­щий язык с каж­дым, а спо­соб­ность к вла­сти долж­на быть в кро­ви. Все это бы­ло бук­валь­но спре­ссо­ван­но в од­ном че­ло­ве­ке, ко­то­рый мог соз­дать из съе­моч­ной гру­ппы ми­ни-го­су­дарст­во. В фильме “Тре­у­голь­ник” по­на­до­би­лись кад­ры са­мо­ле­та, низ­ко ле­та­ю­ще­го над куз­ни­цей.

ah8

 При получении Гран-при “Злата Прага”

Но тог­даш­нее ру­ко­водст­во Юж­но­кав­казс­ко­го во­ен­но­го ок­ру­га на­от­рез от­ка­за­лось дать раз­ре­ше­ние на этот ма­невр. Но съем­ка, тем не ме­нее, со­сто­я­лась, и са­мо­лет сде­лал над куз­ни­цей да­же не один, а нес­коль­ко кру­гов. Что тут объ­яс­нять – про­сто так по­на­до­би­лось для ки­но.Пет­ро­вич об­ла­дал безг­ра­нич­ным чувст­вом юмо­ра и оба­я­ния и был асом раз­ных фо­ку­сов и шу­ток, о ко­то­рых по­том сла­га­ли ле­ген­ды. Пос­ле за­вер­ше­ния съе­мок “Брать­ев Са­ро­янов” по пра­ви­лам то­го вре­ме­ни фильм нуж­но бы­ло сдать мос­ковс­ко­му ру­ко­водст­ву. Хо­рен Аб­ра­а­мян и Фрун­зе Дов­ла­тян по­е­ха­ли в бе­ло­ка­мен­ную на по­ез­де, а Ай­ра­пе­тян по­ле­тел на са­мо­ле­те. Он до­ле­тел на день рань­ше и дол­жен был встре­чать сво­их кол­лег на вок­за­ле.

ah9Съемочный момент фильма “Аревик”

Но обык­но­ве­нная встре­ча бы­ла сов­сем не в его ду­хе. Что он сде­лал? Он на­нял це­лый та­бор цы­ган со все­ми их деть­ми, на­зой­ли­вы­ми и крик­ли­вы­ми жен­щи­на­ми и при­тан­цо­вы­ва­ю­щи­ми муж­чи­на­ми. И вся это шум­ная и кра­соч­ная тол­па дви­га­лась по пер­ро­ну с кри­ка­ми “Фрун­зик! Хо­рик!”, вы­зы­вая исте­ри­чес­кий при­ступ ра­до­сти у из­вест­ных ки­нош­ни­ков и их дру­зей.Ар­ка­дий Ай­ра­пе­тян был ре­жис­се­ром-по­ста­нов­щи­ком филь­ма “Аре­вик”, ко­то­рый на меж­ду­на­род­ном Пражс­ком фе­сти­ва­ле те­ле­ви­зи­он­ных филь­мов “Зла­та Пра­га” по­лу­чил гран-при. В эти дни в Моск­ве шел один из нес­кон­ча­е­мых съез­дов. И ког­да в его ра­бо­те на­сту­пил пе­ре­рыв, в пря­мом эфи­ре из Пра­ги по­ка­за­ли наг­раж­де­ние Ар­ка­дия Ай­ра­пе­тя­на и Со­фи­ко Чи­а­у­ре­ли. Нуж­но бы­ло ви­деть, ка­кое ли­ко­ва­ние выз­ва­ло их по­яв­ле­ние на сце­не!Это бы­ла по­бе­да, до­стиг­ну­тая с боль­шим тру­дом. Но ког­да по­том его спра­ши­ва­ли, как уда­лось вы­иг­рать приз, он от­ве­чал с ус­меш­кой: “Дал бу­тыл­ку конь­я­ка – и по­лу­чил…” Кста­ти, Со­фи­ко сня­лась в этом филь­ме толь­ко бла­го­да­ря оба­я­нию Ай­ра­пе­тя­на. Од­на­ко впос­ледст­вии она гор­ди­лась, что пос­ле столь­ких сыг­ран­ных ро­лей ее на­зы­ва­ли Аре­вик.Весь про­цесс съе­мок филь­ма “Ко­ман­ди­ров­ка в са­на­то­рий” шел в Минс­ке – на за­во­де хо­ло­диль­ни­ков. Вся тер­ри­то­рия за­во­да прев­ра­ти­лась в од­ну ог­ром­ную съе­моч­ную пло­щад­ку, и все ру­ко­водст­во, как один, жда­ло ука­за­ний Пет­ро­ви­ча.

ah10С Мартиросом Сарьяном

Фильм рас­ска­зы­ва­ет о доб­ро­те, ког­да че­ло­век да­рит всем свое ду­шев­ное теп­ло, не до­жи­да­ясь прось­бы о по­мо­щи. Та­ко­ва бы­ла и сущ­ность Ай­ра­пе­тя­на. Бла­го­да­ря ей он ока­зы­вал­ся там, где лю­ди нуж­да­лись в нем боль­ше все­го. Ник­то не про­сил его соп­ро­вож­дать сво­е­го ве­ли­ко­го учи­те­ля Вар­да­на Аче­мя­на в Моск­ву и быть ря­дом с ним во вре­мя его бо­лез­ни. Ник­то не про­сил его пе­ре­во­ра­чи­вать весь ме­ди­цинс­кий мир с ног на го­ло­ву, ког­да за­бо­лел ре­бе­нок его дру­га – опе­ра­то­ра Ру­доль­фа Ва­ти­ня­на. Ник­то не про­сил его вы­би­вать квар­ти­ры для сот­руд­ни­ков ки­но­сту­дии. Ник­то. Но он де­лал все это с лю­бовью, до­ступ­ной да­ле­ко не всем.Он хо­ро­шо соз­на­вал свою функ­цию, свою труд­ную обя­зан­ность, груз ко­то­рой вы­дер­жи­ва­ют нем­но­гие, отб­ра­сы­вая его по­даль­ше. А Ар­ка­дий Ай­ра­пе­тян был из тех на­тур, ко­то­рые в лю­бых, да­же са­мых кош­мар­ных си­ту­а­ци­ях сох­ра­нял свое приз­ва­ние – он да­вал жить дру­гим и всег­да оста­вал­ся че­ло­ве­ком.

Когда о готовящемся материале узнал известный кинорежиссер Нерсес Оганесян, он не мог остаться равнодушным к памяти своего друга и написал небольшое письмо-воспоминание. Мы публикуем его с удовольствием.

ah1

Нерсес Оганесян Кинорежиссер Народный артист Армении, Лауреат Государственной премии РА

На Ар­мен­филь­ме в 50-80-ые го­ды од­ним из ак­тив­ней­ших фи­гур твор­чес­ко­го со­ста­ва сту­дии был ре­жис­сер Ар­ка­дий Ай­ра­пе­тян. “Наш Пет­ро­вич”, как с дру­жес­кой теп­ло­той его на­зы­ва­ли все – от ря­до­вых ос­ве­ти­те­лей до ди­рек­то­ров сту­дии. Ар­ка­дий при­шел в ки­но из те­ат­ра им. Сун­ду­кя­на, где он был ак­те­ром и, как бы се­год­ня ска­за­ли, ме­нед­же­ром. Oн ор­га­ни­зо­вы­вал ма­лые гаст­ро­ли, бе­не­фи­сы, твор­чес­кие ве­че­ра из­вест­ных ак­те­ров и т.д. Ре­ко­мен­до­вал его сво­е­му сы­ну, ки­но­ре­жис­се­ру Ла­эр­ту Ва­гар­ше­ви­чу в ка­чест­ве ас­си­стен­та ве­ли­кий Ва­гарш Ва­гар­шян, знав­ший Ар­ка­дия по те­ат­ру. В ско­ром вре­ме­ни он ос­во­ил свое но­вое по­ло­же­ние, стал вто­рым ре­жис­се­ром у Юрия Ер­зин­кя­на, Ла­эр­та Ва­гар­шя­на, Гри­го­рия Ме­лик-Ава­кя­на и дру­гих ма­сте­ров тог­даш­не­го “Ар­мен­филь­ма”. Да­лее он стал ра­бо­тать са­мо­сто­я­тель­но. Че­ло­век не­у­ем­ной ор­га­ни­за­торс­кой и твор­чес­кой энер­гии, с обост­рен­ной ин­ту­и­ци­ей и, что не­ма­ло­важ­но, без бо­лез­нен­ных ам­би­ций, за­ча­стую при­су­щих лю­дям ис­кусст­ва, он был “тру­до­го­ли­ком” в луч­шем смыс­ле это­го сло­ва. В те го­ды “Ар­мен­фильм” был тех­ни­чес­ки пло­хо обо­ру­до­ван и мно­гие цик­лы мон­таж­но-съе­моч­но­го про­цес­са мы про­из­во­ди­ли на ба­зе боль­ших сту­дий – Мос­филь­ма, Лен­филь­ма. При­хо­ди­лось и де­ко­ра­ции ста­вить в па­виль­о­нах ино­го­род­них сту­дий. В по­доб­ных си­ту­а­ци­ях Ар­ка­дий был не­за­ме­ним и про­яв­лял при­ме­ры вы­со­ко­го про­фес­си­о­на­лиз­ма. Дос­ко­наль­ное зна­ние ки­но­де­ла да­ва­ли ему пра­во опе­ра­тив­но, са­мо­сто­я­тель­но ре­шать про­из­водст­вен­но-твор­чес­кие воп­ро­сы на ме­стах и, как пра­ви­ло, всег­да в ин­те­ре­сах ка­чест­ва сни­ма­ю­ще­го­ся филь­ма. В кон­це 60-х го­дов ки­но­сту­дия ока­за­лась в слож­ном по­ло­же­нии с филь­мом “Братья Са­ро­я­ны”.

ah2

1961 год. Киев. Киноэкспедиция съемочной группы “Рожденные жить” во главе с Лаэртом Вагаршяном встретила Вильяма Сарояна в Киеве, оказавшегося там по дороге в Армению.(Слева направо) Нерсес Оганесян, Лаэрт Вагаршян, фотограф Ваган, Аркадий Айрапетян, Вильям Сароян, Арташес Джалалян.

Пер­во­на­чаль­ный ва­ри­ант сни­мал мо­ло­дой ре­жис­сер. Бы­ла пот­ра­че­на зна­чи­тель­ная часть смет­ных ас­сиг­но­ва­ний, ис­поль­зо­ва­ны сро­ки, но отс­ня­тый ма­те­ри­ал не уст­ра­и­вал Гос­ки­но СССР. Что­бы не вда­вать­ся в фи­нан­со­во-эко­но­ми­чес­кие под­роб­но­сти и в струк­ту­ру со­ветс­ко­го ки­ноп­ро­из­водст­ва ска­жу, что в по­доб­ных си­ту­а­ци­ях кол­лек­тив сту­дии ли­шал­ся пре­ми­аль­ных, ки­но­сту­дия те­ря­ла фильм-еди­ни­цу на бу­ду­щий год, ко­ро­че го­во­ря, на­сту­пал “кри­зис” и нуж­но бы­ло спа­сать “Ар­мен­фильм”. Тог­даш­ний ди­рек­тор “Ар­мен­филь­ма” Ла­эрт Ва­гар­шян при­нял, по-мо­е­му, са­мое оп­ти­маль­ное и муд­рое ре­ше­ние. Он во­ле­вым ре­ше­ни­ем на глав­ные ро­ли ут­вер­дил Фрун­зе Дов­ла­тя­на и Хо­ре­на Аб­ра­амя­на, ре­жис­се­ра­ми-по­ста­нов­щи­ка­ми наз­на­чил Ар­ка­дия Ай­ра­пе­тя­на и Хо­ре­на Аб­раа­мя­на, а ху­до­жест­вен­ным ру­ко­во­ди­те­лем – Фрун­зе Дов­ла­тя­на. Ре­зуль­тат оче­ви­ден каж­до­му ар­мянс­ко­му зри­те­лю (и не толь­ко ар­мянс­ко­му). О до­стой­ной леп­те, вне­сен­ной в этот про­ект Ар­ка­ди­ем, не раз с бла­го­дар­ностью го­во­ри­ли и Фрун­зе, и Хо­рик. Его семья ре­пат­ри­и­ро­ва­лась в Ар­ме­нию в 1946 го­ду из Ира­на. Его детст­во и юность прош­ли в Те­ге­ра­не. Там он окон­чил шко­лу и од­нов­ре­мен­но по­мо­гал от­цу в скром­ном биз­не­се. Так что предп­ри­ни­ма­тельс­кая жил­ка бы­ла у не­го в кро­ви.Нач­ни он свою де­я­тель­ность в се­год­няш­ние дни, в се­год­няш­ней Ар­ме­нии, он, не­сом­нен­но, стал бы круп­ным арт­ме­нед­же­ром или ки­ноп­ро­дю­се­ром.На Ро­ди­не он стал Зас­лу­жен­ным де­я­те­лем ис­кусств, Ла­у­ре­а­том Го­су­дарст­вен­ной пре­мии, од­ним из ру­ко­во­ди­те­лей Со­ю­за ки­не­ма­тог­ра­фи­стов Ар­ме­нии. К мо­е­му глу­бо­ко­му со­жа­ле­нию, объ­ем этой за­мет­ки не поз­во­ля­ет бо­лее под­роб­но рас­ска­зать о Пет­ро­ви­че. О его жи­вом ха­рак­те­ре и его че­ло­ве­чес­ком оба­я­нии, ка­ким он был от­цом се­мейст­ва, как лю­бил сво­их до­че­рей, свою же­ну, акт­ри­су ТЮ­За, Та­ню и т.д. и т.п. По­э­то­му по­лу­чи­лись штри­хи к порт­ре­ту. Или ска­жем, сло­во о мо­ем, увы! по­кой­ном дру­ге Ар­ка­дии Ай­ра­пе­тя­не.

В случае копирования и размещения материалов ссылка на журнал и сайт www.designdeluxe.am должна быть активной и является обязательной.