Интервью / Ануш Аракелян
Фото / Дмитрий Исхаков
Алексей Чумаков родился в марте 1981 года в Самарканде. Он носитель двух культур, двух традиций. Отец – Георгий Георгиевич – болгарин, мама – Лилия Аванесовна – армянка, родом из Нагорного Карабаха. Музыкальные способности Алексея проявились очень рано. В Самарканде он научился играть на перкуссионных и ударных инструментах. С одиннадцати лет стал писать песни. В результате талант и усердие принесли артисту всеобщее признание и любовь.
Музыкант, телеведущий, писатель, сценарист… Он многогранен и успешен во всех выбранных творческих областях. Став призером первого сезона музыкального шоу “Народный артист” в 2003 году на телеканале “Россия”, сделал отличную карьеру. Концерты, гастроли, участие в различных масштабных телепроектах, а также музыкальные альбомы превратили Алексея Чумакова в настоящую звезду. Но особенную любовь зрителей принесло участие в телепроекте “Один в один”, где Чумаков блистал в течение трех сезонов два раза как участник и один раз в составе жюри.
Алексей Чумаков – обаятельный и талантливый человек с хорошим чувством юмора.
Алексей, расскажите, пожалуйста, с чего начался ваш творческий путь? Помните свое первое выступление?
Это было в Самарканде. В пять лет я спел песню Игоря Саруханова “Дорогие мои старики” на свадьбе, где присутствовало то ли четыреста, то ли пятьсот человек. Кому-то это может показаться мелочью, но для меня первое выступление перед столь многочисленной аудиторией казалось чрезвычайно важным. Кстати, эту песню я люблю по сей день.
Вас изменила популярность?
Известность – это когда тебя знают, а популярность – когда любят. Но как узнать, насколько я популярен и насколько сильно меня любят? Я не могу ответить на этот вопрос. А что касается изменений, то человек многого в себе не замечает и на какие-то нюансы может не обращать внимание. С уверенностью могу лишь сказать, что я каждый день остаюсь верен самому себе. Хотя для всех хорошим не будешь в любом случае.
Естественно, как любой известный человек, я стал более закрытым. Люблю маленькие компании. Раньше у меня было огромное количество знакомых, иногда я даже не знал, с кем пришел тот или иной приятель. Но раз пришел, пусть заходит. Сейчас же такое невозможно. Так что круг общения предельно сузился, а процесс “обрастания” новыми друзьями замедлился.
Уверенности в завтрашнем дне поубавилось. Это нормально. Когда есть что терять, начинаешь больше беспокоиться о настоящем. Реже живешь только завтрашним днем.
И, конечно же, внимательность. Понимаете, известность – это не только когда публика смотрит на артиста. Известность в большей степени это обязанность артиста перед зрителем. Известность не просто приобрести, но очень легко потерять неверными поступками, неверными словами, песнями, неверной жизненной позицией. Оступившись, огромное количество артистов вмиг теряли все, что у них было.
При этом, заботясь о вкусе и о внимании зрителя, нужно одновременно не потерять себя во всем этом. Соответственно, внимательнее относишься к тому, что говоришь, что делаешь, как выглядишь, что несешь на концертах. Так что, скорее, сознание всего этого изменило меня, а не известность как таковая.
Вы больше прислушиваетесь к советам профессионалов или к критике поклонников?
Будем честны: мы все не любим критику. Когда человек говорит, что без критики никуда, он лукавит. “Никуда” – без дельных советов, а не без критики. Это абсолютно разные вещи. Совет профессионала это не критика, а рекомендация, даже если он (профессионал – А. А.) не очень угоден. Но есть один маленький секрет, который всем известен: совет нужно давать тогда, когда тебя об этом просят, а не когда ты хочешь его дать. Поэтому я сам стараюсь не делать этого и не “впитываю” советы тех, у кого я их не спрашиваю.
У нас многие любят покритиковать. Знаете, сидя на кухне, все отлично во всем разбираются. Обсуждают политику, кино, как правильно петь, шить, строить дома или руководить страной. Но кухонные советчики никогда не напишут тебе слов поддержки. Это не те поклонники, которые вдохновляют, подтверждая твою нужность как артиста. Речь сейчас о ничего не создавших диванных советчиках. Таких людей я игнорирую. А вот истинные поклонники, те, кто неравнодушен и искренен с тобой, не занимаются критикой. Не торопятся найти неправильность в тебе. Они чаще поддерживают и дают силы. Красота ведь всегда в глазах смотрящего. Главное, помнить: нам даны воспитание, вкус и сердце. Поэтому я чувствую, к кому прислушиваться, а к кому нет. Но для любого нормального человека всегда главный и самый строгий критик – он сам.
Кто ваша муза и творческий стержень в жизни?
Моя муза – это чувства, эмоции, восприятие жизни. Естественно, с помощью близких, любимых людей. А стержень всегда один – успешность того, чем ты занимаешься.
Расскажите, пожалуйста, о шоу “Один в один”. Как вы попали на проект?
Мне позвонили с Первого канала, предложили интересное шоу. Никто из нас, включая канал и продакшн-компанию “ВайТ Медиа” (WeiT Media), толком не знал, что получится. Я согласился: “Давайте попробуем”. И это был ад (смеется). Очень сложный проект. Я участвовал в большом количестве разных шоу и могу сказать, что психологически, эмоционально, физически и творчески “Один в один” в моем личном рейтинге – самый сложный. Чем легче кажется задумка, тем тяжелее ее осуществление в реальности.
Но если нам удалось развлечь публику, и она получила от этой программы удовольствие, значит, наши мучения не напрасны, и мне было приятно внести свою лепту в добрые эмоции зрителей.
У вас есть кумиры в музыке, в жизни?
Есть артисты, чьим поклонником я являюсь. Обожаю Стиви Уандера! Мне кажется, он не имеет себе равных. И мне трудно представить, что в ближайшем будущем кто-то хотя бы приблизится к нему по вкладу в мировую музыкальную индустрию.
А какие гастроли запомнились вам больше всего и чем?
Думаю, всегда запоминаются самые первые и самые тяжелые гастроли. Когда ты идешь по тайге несколько километров пешком в минус сорок шесть, когда тебя кидают организаторы, и ты не можешь улететь, когда опаздываешь на поезда и добираешься через речные дамбы и переправы… Но, слава богу, послевкусие остается все-таки не от таких поездок, а от интересных гастролей. Таких, к счастью, намного больше.
Диапазон ваших талантов удивляет. Кроме сценической деятельности вы профессионально пишете книги. Как получилось, что вы внезапно начали писать?
Не знаю, насколько профессионально, это излишне громко сказано. Но человек начинает писать, когда ему есть что сказать. Как только я принял эту глобальную мысль, я начал. Локально же, более предметно, толчком послужила очень простая вещь: из-за огромного количества мыслей у меня началась бессонница, и я стал сочинять истории, чтобы занять себя, отвлечься от тяжелых мыслей и перейти в “другой мир”. Чтобы следовать иной карте. Так все началось. Сейчас издаем вторую книгу, и я уже почти дописал третью.
А к каким сюжетам тяготеете?
К мистическим. Очень люблю этот жанр.
Вы бы хотели развиваться в сторону кино, театра?
Я, к сожалению, не очень понимаю театр и люблю кино намного больше. С ним больше и связан. Но все мои интересы околотворческие, ничего из ряда вон выходящего я не делаю. Вот если бы я был прекрасным хирургом и при этом тоже пел, об этом стоило бы говорить. А так все мои стремления лежат в одной плоскости.
Что для вас значат дом и семья?
Дом и семья – это самое главное. Как и для любого нормального человека, который понимает, кто такие родные, близкие, любимые люди, что такое обязательства перед ними. Так что в этом я не являюсь исключением.
В чем, по-вашему, секрет семейного счастья?
Во взаимном уважении. Потому что, уважая другого человека, ты даже расстанешься с ним правильно. А это очень важно. Нельзя посягать на свободу, на развитие друг друга. Поэтому уважение в любых отношениях – прежде всего. О чем говорить! Когда ты уважаешь даже врага, у вас правильные отношения. Благородство никто не отменял.
Что может заставить вас расчувствоваться?
Что угодно. Музыка, фильм, стихи, обстоятельства. Все, что трогает любого человека. Все, кто нуждаются в помощи: несчастные животные, одинокие старики, брошенные дети. Когда ты видишь сильного человека, у которого все хорошо и ему ничего не нужно, ты можешь сказать: “Да, это круто, молодец”. То есть оценить, но не сострадать. Чувства всегда “перепадают” слабому.
Вы известны своей любовью к путешествиям. Как и где обычно проходит ваш семейный отдых?
В закрытых местах. Там, где не много людей. Я не люблю шумные мероприятия, поэтому мой семейный отдых чаще всего проходит дома с близкими, с друзьями, как я уже говорил.
Расскажите, пожалуйста, что для вас Армения, в частности Арцах. Ведь ваша мама оттуда родом?
Очень сложно говорить об Армении, толком не побывав там. Единственный раз я буквально на день заехал в Ереван, когда вел премию “Ресторан года”.
Что для меня Армения? По маминой линии в нашей семье все армяне, и, конечно, понятие Армения напрямую ассоциируется с ней. Мамы сейчас нет в живых… Я не знаю Армении, Карабаха, но всегда ощущаю их рядом. Они почему-то родные для меня. Мне скажут: “А почему бы тебе не приехать просто так?”. Но все мои друзья в основном в Москве, а ехать в неизвестность… Сами понимаете.
К большому сожалению, армянские организаторы не приглашают меня на концерты, а сам я не могу же себя пригласить (смеется). Так что пока возможности познакомиться с Арменией не было. Но надеюсь, это все-таки произойдет.
А в каком стиле разработан ваш дом? Кто автор дизайна?
Дом построен в стиле нью-классик. Есть элементы ар-деко, классицизма. В общем, я бы назвал этот стиль эклектикой. Все очень спокойно, краски не яркие, теплые. А дизайнером нашего дома стала прекрасная Марианна Петренко.
Что для вас важнее всего в интерьере?
Визуальный и практичный комфорт. А для чего интерьер? Если вещь неудобная, но красивая, она может присутствовать, но не везде. Дом в полном смысле этого слова, дом, в котором тебе хорошо, должен быть и красивым, и удобным. Но далеко не все красивые вещи практичны. И наоборот, не все практичные вещи краси- вы. Потому, мне кажется, самая сложная дизайнерская задача – соединить два этих понятия.
Над чем сейчас работаете? Каковы планы на будущее?
Сейчас работаю над записью новой пластинки. Предыдущая, хотя и очень насыщенная, вышла в 2013 году, прошло уже много времени. Надо радовать людей.
В случае копирования и размещения материалов ссылка на журнал и сайт www.designdeluxe.am должна быть активной и является обязательной.