Интервью / Асмик Шамцян
Фото / Максим Новиков
Искусство пэчворка и его американского родственника квилтинга известно довольно давно. Они мало чем отличаются друг от друга. Пэчворк более узкое понятие, предусматривающее простое сшивание нескольких разных по размеру и цвету кусочков ткани в один слой. Квилтинг (quilting — сшивание, простегивание) включает в себя сразу несколько техник, не только лоскутную, но также вышивку и особенные техники стежки. Квилтинг также отличается своей объемностью, это своего рода пэчворк в формате 3D. Готовые работы, выполненные в этой технике, принято называть квилтами, а людей, которые занимаются этим видом рукоделия — квилтерами. Мне повезло знать мастера по квилтингу Мони Овсепян, чьи работы отличаются удивительным своеобразием и редкой красотой. Она занимается этим видом искусства несколько лет и уже достигла успеха. Ее знают в России, Англии и Армении. Хотя, будучи довольно дорогим видом прикладного искусства, в нашей стране он еще не успел набрать такую популярность, как в других странах.
Искусство квилтинга я открыла для себя случайно. Во время беременности мне нужно было скрасить тоскливые зимние московские вечера, и я начала вышивать, интересуясь параллельно видами вышивок в интернете. Особенно понравилась одна – под названием барджелло, и мои поиски углубились уже только в этом направлении. А когда оказалось, что такая же техника существует и в пэчворке, открылся целый мир, захвативший меня целиком. Я пошла учиться лоскутному мастерству, как его называют в России, к известной мастерице Ирине Мухановой. Уже на втором уроке она сказала: “Дорогая моя, вам прямая дорога в это дело! Можете начинать готовить проект для участия в фестивале. Нам нужны новые имена!” Скоро моя “зависимость” от квилтинга стала тотальной – я только об этом и думала, читала и только этим хотела заниматься. Реакция близких была неоднозначной – мама, например, выразила опасение, что я из искусства ухожу в ремесло. Пришлось на деле доказывать, что это не так. Что квилтинг – это сложный, порой изматывающий, но все тот же творческий процесс, требующий к тому же крепких нервов, твердой руки, точного глаза и безошибочного чувства цвета. Работа всегда начинается с середины будущего изделия.
Сперва дисковым раскройным ножом вырезaешь нужные фигуры из ткани – первая чаще всего квадрат. К нему пристрачиваешь прямоугольник с выверенными до миллиметра сторонами, отутюживаешь их вместе, затем снова пристрачиваешь следующую деталь и опять за утюг… Через некоторое время появляется центральный орнамент. И тут есть большая опасность, что дальше все может пойти вкривь и вкось. Мастерство как раз в том и заключается, чтобы получить конечный рисунок без искажений. Это чистая геометрия. Малейший перекос на начальном этапе может стать позже большой проблемой. Надо помнить, что глаз способен обмануть – это то самое “не верь глазам своим”, поэтому без линейки никак не обойтись. Кроме того, лежащее в горизонтальной плоскости изделие еще больше лукавит, а как только вешаешь его на стену, все вдруг становится на свои места. А еще неплохо бы поэтапно фотографировать, потому что глаз, привыкая к ошибке, теряет к ней восприимчивость.
Квилтинг, который для многих только хобби, на самом деле – целая индустрия, специализирующаяся в производстве тканей, фурнитуры, различных аксессуаров. В Америке и Японии сосредоточены самые известные мануфактуры, изготовляющие высококачественные хлопчатобумажные ткани, которые не деформируются, не линяют и стоят довольно дорого. С мануфактурами постоянно сотрудничают сотни дизайнеров по текстилю, каждый год создающие новые коллекции тканей с разнообразной тематикой. Мое художественное образование (художник-график, иллюстратор) и все, что я интуитивно искала прежде – рисовала картины с геометрическими формами, придумывала и разрабатывала эскизы новых орнаментов – оказались подготовкой к моему новому призванию. Практически все мои картины перевоплощаются в разного формата квилты, в которых моя графическая работа взаимодействут с дизайнерским текстилем, за счет чего становится более фактурной и красочной. Я могу днями сидеть и выбирать нужную мне ткань или орнамент, а весь дальнейший процесс работы сопровождается мысленной беседой и благодарностью всем, кто имеет к моему квилту хоть какое-то отношение.
ГДЕ ПОЛЬЗУЕТСЯ ПОПУЛЯРНОСТЬЮ
Квилтинг – дорогое удовольствие, распространенное в основном в богатых странах. Я бы хотела создать ассоциацию в Ереване, чтобы это искусство процветало и у нас, но много ли женщин в состоянии заниматься этим? Замена специальных тканей обычными никогда не позволит достичь эффекта, к которому стремишься, и может привести к разочарованию в работе.
БИРМИНГЕМСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ
В мире ежегодно проводятся множество фестивалей квилта – Токийский, Хьюстонский, Бирмингемский, в котором я приняла участие, “Европейский лоскутный перекресток” и другие. Это, как правило, огромные выставки с тысячами участников из разных стран, туда приезжают производители, объявляются призеры в разных номинациях. Огромная территория павильонов Бирмингемского фестиваля находится на некотором расстоянии от самого города. Я проводила там весь день, участвовала в мастер-классах известных квилтеров, рассматривала чужие работы, знакомила со своими. На фестивале несколько тематических направлений, к которым ты готовишься заранее, в том числе – fine art, контемпорари и мини-квилт и т.д., и я приобрела хороший опыт, наблюдая за тем, как оцениваются работы, кто получает призы и за что. Что такое высшая категория, и как она выполнена. Квилт, победивший в fine art, изображал океанское дно с огромным количеством водорослей, черепашек, рыбок и других морских обитателей и был исполнен в потрясающей, сумасшедшей технике. Я смотрела на это и не понимала – КАК это сделано? Автором, кстати, был молодой человек – в этой сфере есть много мужчин-суперпрофессионалов, к примеру, архитектор Брюс Сидс, использующий всего один вид ткани в одной работе. Он как-то умудряется вырезать кусочки таким образом, что в итоге получаются рисунки с невероятным калейдоскопическим эффектом. Смотришь и диву даешься…
Мои работы вызвали большой интерес. Это особенно приятно еще и потому, что я часто использую армянские мотивы и элементы, благодаря чему многие открывают для себя армянскую культуру и страну Армению. Это очень важный для момент. Фестиваль – это беспроигрышный бизнес для его организаторов. За пять дней его посещают десятки тысяч людей из разных стран и просто любителей этого искусства. Вход платный даже для участников. Здесь можно приобрести все, что душе угодно: ткани, аксессуары, профессиональные швейные машины для всех видов текстильного творчества. Все прекрасно организовано, кроме разве что одного – освещения в выставочных залах. Некоторые павильоны были освещены естественным светом, другие – мертвым LED, который буквально “убил” все краски на моем квилте. Это было страшное разочарование. Я смотрела на работы остальных участников и думала, что в действительности и они, наверное, лучше, чем выглядят.
РАБОТА-ХОББИ
Каждый мой проект – это период одержимости, когда я полностью выкладываюсь, забываю обо всем и могу вымотаться настолько, что, закончив работу, неделями отдыхаю. Я не мыслю категориями “продуктивность” или “успех”, если подразумевать количество и славу. Я уже счастлива, когда творю. Когда вместе с профессиональным опытом и знакомством с миром тебе открывается все его разнообразие, ты понимаешь, как много талантливых людей. И без тебя этот мир прекрасен. Мне интереснее искать свой путь. Сколько произведений я оставлю после себя, для меня не так важно. Важен процесс. А хобби это или профессия? Это хобби, которое стало профессией.
МОДА В КВИЛТИНГЕ
Из лекции известной журналистки Луаны Рубин, много лет освещающей тему квилтинга, я узнала, что и в этом искусстве существует мода на цвет, стиль и жанр. В прошлом году, к примеру, было очень модно изображать животных – собак, кошек и даже тигров. Если честно, не очень интересно на это смотреть, потому что такой квилт выглядит, как идеально отфотошопленная фотография. Чисто технически сделано виртуозно, но с художественной точки зрения – немного бессмысленно. Из той же лекции я узнала, что сейчас на пике популярности бьющие в глаза кислотные цвета. Всеобщая компьютеризация коснулась и квилтинга тоже. Как специалист, я вижу, что эскиз работы создан компьютером, и это лишает его ценности и привлекательности.
Еще существует понятие традиционного квилта с различными модификациями известных мотивов и цветов, который ценится всегда. Тех же, скажем, японцев чаще всего невозможно отличить друг от друга, несмотря на изумительное качество исполнения. Но если найден индивидуальный почерк, то автора можно узнать сразу. В этом смысле я как художник в мире квилтинга иду своей самостоятельной дорогой и льщу себя надеждой, что тоже узнаваема как автор.
В случае копирования и размещения материалов ссылка на журнал и сайт www.designdeluxe.am должна быть активной и является обязательной.