Интервью / Яна Авчиян
Фото / пресс-служба Ереванского джазового фестиваля
“Фотосессия? То есть я стану на какое-то время фотомоделью? Это ж прекрасно! А моя внешность для этого подходит? Впрочем, в человеке главное не внешность, а внутренность, ведь так?”, – этой фразой завершилось наше интервью с известным клавишником, ударником и композитором из Москвы, одним из искусных мастеров инструментального вокала и легендой нашего и российского джаза Сергеем Манукяном. Человеком, поражающим не только на сцене своей энергетикой, но и в жизни – своей солнечной душевностью. Он с радостью позировал перед объективом нашей фотокамеры, с удовольствием констатируя, что ему весьма приятно находиться в окружении дам. Узнав при этом, что в одном из предыдущих номеров журнала Design DeLuxe было напечатано эксклюзивное интервью с Херби Хэнкоком, Сергей, продолжив женскую тематику, добродушно добавил: “Я Херби недавно говорю, что только из Эстонии вернулся, а он мне отвечает: “Прекрасная страна! У меня была любовница-эстонка! Представляете, какая непосредственность?!”
Однако вернемся к началу нашего интервью…
Сергей, вы частый гость в Ереване?
В последние годы трижды приезжал на Международный фестиваль в Гюмри – “жюрил” участников, играл концерт у Малхаса в джаз-клубе. Так что я все время в армянском тонусе.
В России также его поддерживаете?
Обязательно. Все мои композиции так или иначе пропитаны нашим восточным духом. С этим ничего сделать нельзя и не нужно.
Что есть джаз, пропитанный восточным духом?
Джаз сильно привязан к африканским ритмам. Европейцы и люди Востока не имеют к этому отношения, конечно же. И у американцев тут некоторое преимущество. Это у них врожденное: они постоянно варятся в этом музыкальном пространстве. Они живут рядом с черными. И весь этот музконгломерат дает основу для того джаза, которым гордятся американцы. Все остальные играют другой джаз. У них нет такой технической подготовки. Можно шашлык приготовить по рецепту, а можно поэкспериментировать. Вот европейцы часто играют джаз по рецепту. Но это тоже интересно. А армяне – так же, как и готовят шашлык: они в жизни никогда по рецепту ничего не делают. И я в том числе. В этом смысле я – իսկական հայ (настоящий армянин – Я.А.)!
Вы и армянским владеете?
Нет, но понимаю. Особенно после того, как немного побуду в Ереване. В семье бабушки и дедушки говорили по-армянски. Отец читал и писал. Мои корни из Зангезура и Степанавана. А вообще предки из Сирии. Кстати, моя дочь, которая учится на философа, показала мне как-то мой антропологический тип. Так вот, индо-средиземноморец – типичный я! Дедушка был из состоятельных горожан, но деревенских любил. “Когда ты деревенский, ты мне нравишься. Когда хочешь казаться городским – это ужасно”, – говаривал он.
Меня всегда интересовало: что значит понимать джаз?
Вопрос в том, понимает ли человек музыку вообще. А джаз – это вторично. Конечно, есть эстеты, которые в курсе всех джазовых событий, но это уже особые ценители джаза. А в основном люди приходят, чтобы что-то тронуло струны их души. И какой музыкальный фрагмент это сделает, не имеет значения.
Вам какая публика больше по душе – непосредственная, любящая джаз, но недостаточно хорошо его знающая или знатоки, аплодирующие при первых же знакомых аккордах?
Первая категория – это любители музыкальных звуков. Им музыка сама по себе доставляет радость, трогает. Они получают наслаждение от музыкального действа. Вот до таких людей надо достучаться. Потому что остальных, которые все знают, не надо ни в чем убеждать. А тут надо пригласить людей в свое измерение. Это сложнее, но это интереснее. И если вдруг их тронуло, то они начинают интересоваться. Познание – это главное. Человек всю жизнь что-то познает. Вот представьте: идет по улице красивая девушка. Она мне понравилась. Я ведь захочу узнать хотя бы, как ее зовут…
Кстати, о девушках. Какую роль играет женский фактор в жизни творческого человека?
То, что для нас, мужчин, создана богом женщина, это уже полная гармония. Это те самые естество и природа, которые определяют человеческую жизнь, ее познание и сосуществование с женщиной как с личностью, которая впоследствии становится тебе женой и матерью твоих детей. Музыка – это часть гармонии, и она говорит тебе об этом. На мой субъективный взгляд, ошибаются те, кто думает, что красивая девушка стала стимулом для творчества. Сначала бог дает мужчине силу, вдохновение, а потом уже он видит девушку.
Чем девушка должна отличиться от остальных, чтобы вы захотели подойти к ней и “узнать хотя бы, как ее зовут”?
Это трудно предугадать. Но когда человек находится в пространстве любви, он может подойти к любой девушке. Она для него красива и интересна.
Вы сейчас именно в этом пространстве?
Я всегда в пространстве любви!
О чем сожалеете?
Что видит лишь один глаз. Не то что-бы сожалею… Я благодарен богу и за это. Но хотелось бы… Но ничего страшного!
Надо понимать, это есть ответ и на вопрос о мечте?
Не только. Я мог бы мечтать и о разных других вещах. Но очень бы хотелось… Даже во сне иногда вижу двумя глазами.
Пожалуй, поговорим о ваших планах…
Мой дедушка говорил… Нет, нет… не рассмешить бога… Бога вообще рассмешить очень сложно! Когда дедушке начинали рассказывать о планах, он спокойно говорил: “А ты что же, в бога не веришь?” Буду просить бога, чтобы как-нибудь получилось приехать в Ереван всей семьей, вместе. Двое детей были здесь, но двое еще нет. А жена просто очарована Арменией. Она и толму научилась готовить от мамы.
А чем вы больше всего очарованы в Армении? От чего получаете удовольствие?
Армения – земля дающая. Армянская земля дает тебе, даже если ты и не просишь. А когда просишь еще больше дает. Но получать удовольствие от чего-то конкретного в Армении – очень потребительское отношение. Я просто наслаждаюсь. Мне приятно видеть на улицах людей с радостными лицами. В писании сказано: какой ты – такое и твое окружение. Мне больше хочется видеть хорошее…
В случае копирования и размещения материалов ссылка на журнал и сайт www.designdeluxe.am должна быть активной и является обязательной.