Текст / Яна Авчиян
Фото / Армен Вардапетян
Армен Вардапетян время от времени поглядывал на мое кольцо и в конце концов, не выдержав, сказал: «У меня есть работа, очень похожая на эту. Я всегда поражался тому, как витающие в воздухе идеи могут быть подхвачены совершенно разными людьми независимо друг от друга».…
Однако это скорее исключение, чем норма. Ибо свое вдохновение серебряных дел мастер, взявший себе творческий псевдоним VAR (Вардапетян Армен Рубенович), черпает в старинных армянских манускриптах, миниатюрах Тороса Рослина, Момика и, как правило, человеку, знающему толк в украшениях, сложно спутать его работы с другими даже в условиях современного рыночного изобилия. Мастер пребывает в перманентном поиске нового. Серебро, золото, эмаль, драгоценные и полудрагоценные камни, минералы, кораллы, жемчуг и… яркие эмоции и фантазии, вложенные в работу – вот составляющие успеха ювелира-индивидуала VAR-a, который точно знает, когда не следует вмешиваться в природный промысел, работая с камнем, а когда необходимо тонко подкорректировать, вдохнув в него новую жизнь…
Своего рода уникальная коллекция украшений «Киликия» Армена Вардапетяна, изготовленная в национальном стиле с использованием сочных цветов эмали, отличается царственной роскошью.
«Я долгое время искал новое направление в дизайне национальных украшений, – говорит мастер. – Создать что-то неповторимое для народа с многовековой ювелирной историей очень сложно. Вдохновила сама история. В течение многих месяцев я искал в музеях украшения Киликийской Армении, но так и не нашел.
Меня озадачило их отсутствие, ведь расцвет армянского искусства в Киликии приходится на XII—XIII века, что было обусловлено расцветом черноморской торговли в начале XIII века и интенсив-ным развитием городов Армении, связанных с Трапезундом.
Читая историю, я нашел ответ. Оказывается, в Киликийской Армении, в отличие от других армянских государств, произведения серебряных дел мастеров XII века не уцелели, так как в середине XIII в. украшения и старую серебряную утварь переплавили в слитки для чеканки монет. Эта печальная история побудила меня к работе над коллекцией «Киликия», которая сможет показать миру мое видение красоты нашего искусства.
Я долгое время искал достойное место для ее представления. Сейчас она выставлена в единственном месте в Ереване – галерее «Золотой век». Добавим, что это не только украшения, но и необычные скульптуры, словно ожившие со страниц древнеармянских рукописей. Прикладным искусством Армен Варда-петян начал заниматься с детства, сделав свои первые шаги в Центре искусств Генриха Игитяна, и никогда не прекращал.
Однако когда наступил момент выбора профессии, он поступил в Армянскую сельскохозяйственную академию на факультет ветеринарной медицины, где получил ученую степень кандидата наук. «Наверное, потому, что очень люблю животных», – словно оправдываясь, говорит Армен, добавляя: «Жизнь показала, что ювелиру вовсе не обязательно иметь специальное образование, которое накладывает определенный стереотип на творчество.
А я стараюсь не вгонять себя ни в какие рамки – ни в искусстве, ни в жизни». Заметим, что именно жизнь и расставила все точки над «i», выправив ситуацию, как должно. Уже будучи преподавателем биоэтики в ЕГУ, Армен Вардапетян «заразился» ювелирным искусством от своего коллеги Ашота Асланяна. «Я вырос в семье, где всегда ценили красивые ювелирные изделия – у нас даже были свои семейные ювелиры.
Но я не видел себя в ювелирном искусстве до тех пор, пока судьба не свела меня с настоящим мастером своего дела. Увидев совершенно иной подход к работе, я в одночасье осознал красоту ювелирных изделий, познав искусство, в корне отличающееся от ширпотреба. Именно тогда и понял, что был рожден ювелиром, чего до поры до времени просто не осознавал. И очень скоро мне открылись многие таинства этого искусства», – рассказывает он.
Армен начал стремительными темпами осваивать ювелирное мастерство по книгам, брал мастер-классы у лучших мастеров. Сейчас, когда своеобразные ювелирные изделия VAR-а быстро находят свое место в коллекциях ценителей оригинального искусства, мастер может себе позволить уже и пошутить: «Это же замечательно, когда хобби приносит деньги!» К слову, счастливым обладате-лем работ VAR-а может стать не каждый.
«Я не могу отдать свою работу в руки человека, который, как мне кажется, не прочувствовал и не оценил ее должным образом. Даже когда работы приобретают в салонах, я стараюсь прослеживать их дальнейший путь и местопребывание», – поделился Армен.
Есть в его коллекциях и очень дорогие сердцу изделия, в которые вложено слишком много душевных сил и которые он не отдаст никому и ни за что. Правда, случались исключения. Одну из таких работ он все же доверил девушке, которая, по его мнению, на все сто была достойна ее носить. «Она пришла с мужем, и оба выбрали именно это кольцо, которое словно создано было для нее! – говорит VAR, не пожалевший расстаться со своим фаворитом. – Теперь мы с ними друзья».
Несмотря на то, что многие его работы делаются по наитию, в спонтанном полете фантазии и лишь потом обретают хозяина, мастер признается, что все-таки с конкретными людьми ему работать приятнее. «Конечно, гораздо приятнее работать, когда перед тобой встает образ того, кому конкретно будет предназначено твое изделие.
Видя человека, тоньше чувствуешь, что ему подойдет и что ему может понравиться», – говорит ювелир. Кстати, из тех работ, с которыми VAR не желает расставаться – бронзовый барельеф «Мыслитель», взятый в рамку. Он отлит в двух экземплярах: один – на продажу, другой – на собственную стену.
И, кстати, о стене. На ней, в мастерской ювелира, замечаю еще одну необычную картину – «Портрет чернокожей с агатовой серьгой». Почему-то вспомнилась знаменитая «Девушка с жемчужной сережкой» Вермеера.
Как выяснилось, ход моих мыслей был верным. Более того, я попала в точку. Оказывается, в поисках новых горизонтов для своих изделий Армен создает картины, дополняя их ювелирными штрихами. К примеру, черная девушка – это некий образ, витавший в его голове при ра-боте над агатовыми серьгами.
А что касается вышеупомянутого Вермеера, ювелир сейчас пишет копию «Девушки с жемчужной сережкой», одарив ее серьгой собственного творения. «Копию портрета Вермеера скорее можно назвать шуткой, – говорит VAR. – А вот остальные картины – вполне серьезное стремление выйти за рамки того, что не вмещают в себя ювелирные изделия.
Те линии, которые я не в состоянии применить в ювелирной работе ввиду того, что она должна быть более практичной, я могу проявить в живописи». Живопись и скульптура для Армена Вардапетяна – своего рода глоток свежего воздуха, выплеск экспрессии, возвращение в детство, к истокам, с чего начиналась его любовь к прекрасному и его стремление к совершенству…
В случае копирования и размещения материалов ссылка на журнал и сайт www.designdeluxe.am должна быть активной и является обязательной.