Текст / Сона Сосян
Фото / Ваге Минасян
Словосочетание «персональная юбилейная выставка» заставляет смотреть на событие чуть более придирчиво, чем обычно. Ведь это то, что подводит некую черту под пройденным этапом, приглашает к более серьезной оценке.
Большая экспозиция шаржевых работ Арутюна Чаликяна, прошедшая в Национальном эстетическом центре, выдержала бы даже самый придирчивый и привередливый взгляд, не говоря уж о поклонниках таланта этого необыкновенно одаренного художника и скульптора.
Такого рода выставки были у Чаликяна в разных городах – Париже, Нью-Йорке, Москве, Бейруте; в Ереване это уже пятый вернисаж, посвященный искусству шаржа. В своей небольшой речи на открытии Сукиас Торосян, председатель Ассоциации армянских карикатуристов, членом которой является также Арутюн Чаликян, сказал, что Арутюн работает графитом, а графит и алмаз родственны по своей природе.
Во владении графитом художник достиг такого мастерства, что его карандаш поистине обрел драгоценные грани. А потому он достоин звания «Алмазный рыцарь», за чем последовало вручение соответствующего шутливого диплома и знака отличия от имени Ассоциации. Весь облик искрящегося весельем и энергией Арутюна Чаликяна доказывает, что возраст (а автору этих чудесных работ стукнуло 70) никак не влияет на восприятие и отображение мира.
Ведь шарж – это отдельный вид юмористической графики с большой долей добродушия, лишенный сарказма карикатуры. Поэтому главная задача любого шаржиста – заставить человека улыбнуться, порадоваться. Чем и занимается Арутюн Чаликян почти всю свою жизнь.
И, как правило, люди, увидев шарж на себя, радуются, как дети. На рисунках, развешанных на стенах, можно было увидеть практически всех армянских и мировых знаменитостей – ученых, политиков, актеров, музыкантов, режиссеров, писателей… Чаликян в этом плане уникален: в армянской графике больше нет таких, как он. Невозможно в его шаржах не узнать кого-то, настолько психологически точны они.
И тут уже неважно, насколько подробно и тщательно выписаны портреты. Например, портрет выдающегося архитектора Спартака Кнтехцяна вообще представляет собой какой- то кружочек в ореоле вьющихся волос.
Но те, кто лично знал Кнтехцяна, безошибочно узнавали его. (Помните фрагмент фильма «Приключения принца Флоризеля»? В невозможно кубическом «портрете» все узнали Клетчатого). Работы были выставлены в тематическом порядке. Например, после «арабской весны» появилась серия шаржей на свергнутых диктаторов. Американские, российские, армянские президенты, вызывающие только и только добрую улыбку, известные россияне – деятели культуры и политики, написанные Чаликяном во время «Дней русского слова в Армении» в 2011 году…
Необыкновенная тонкость, глубина, точность характеров… Трудно поверить, что шаржи нарисованы боковой поверхностью грифеля: художник рисует в технике плоского грифеля – сложной, к которой близко не подойти без высокого мастерства. А не так давно Арутюн Чаликян освоил профессию скульптора.
Из-под его рук вышли, конечно же, шаржевые скульптуры, которые тоже были представлены на выставке. Ерванд Кочар, Кирк Кркорян, Шарль Азнавур, Владимир Путин и другие персонажи и похожи, и смешны. Это новое слово в армянском юмористическом искусстве.
Последним, и очень приятным сюрпризом стала презентация альбома с шаржами юбиляра. Собранные по разделам портреты политиков, архитекторов, спортсменов, деятелей культуры – лишь малая доля огромного количества шаржей, сделанных на протяжении полувека.
В случае копирования и размещения материалов ссылка на журнал и сайт www.designdeluxe.am должна быть активной и является обязательной.