Интервью подготовила Асмик Шамцян
Фото предоставлены Маргаритой Матулян
Трудно представить себе до невозможности хрупкую и нежную девушку со сварочным аппаратом в руке, ловко управляющуюся с листами металла, которые, вынеся все манипуляции и трансформации, в итоге превращаются в утонченные, забавные, трогательные и милые скульптуры. Но прежде чем сформироваться окончательно, статуэтки переживают еще одно рождение – в бумаге. Их автор – неистощимая выдумщица и скульптор Маргарита Матулян.
Маргарита Матулян Род в 1985г. в г. Ереване 2002-2007 гг. – Ереванская государственная художественная академия, отделение дизайна 2006-2011 гг. – персональные и групповые выставки.
Маргарита, скажите, как такую нежную вас занесло в такую “тяжелую“ область, как металлическая скульптура?
Я начинала учиться на художника, а на втором курсе перешла на отделение промышленного дизайна, где среди прочих дисциплин преподавали и скульптуру. Я попала на эти уроки с опозданием, пропустив много занятий. И вот мой первый урок, а мои сокурсники уже ваяют натуру. Что делать? Будь что будет, думаю, и тоже начинаю ваять. Удивительно, но результат получился хороший. Новичкам, как говорится, везет. Но и дальше все пошло гладко. Настолько, что на четвертом курсе состоялась моя первая выставка, в выставочном зале нашего института. Сначала это были традиционные литьевые скульптуры. Я делала эскиз, который затем отливали в плавильной мастерской. Потом мне захотелось попробовать делать статуэтки из металлических листов. Этим занимаюсь только я – скручиваю, паяю и т.д. Вот тут и возникла необходимость в бумаге: многочисленные пробы слишком дорого, да и жалко делать на металле. Я никогда не рисую эскизы. И я задумалась, каким материалом воспользоваться для создания объемного эскиза, чтобы был похож на металл, но в то же время мягче и легче. И бумага оказалась самой подходящей фактурой. Так что она в моем творчестве появилась совсем недавно. Первый, второй эскиз… и понеслось! У меня накопилось множество бумажных статуэток, которые вполне могут выступать как самостоятельные работы. Почему бы не выставить их? Я обращалась с бумагой как с металлом и относилась так же. Ее можно резать, сворачивать, склеивать и т.д. Поэтому в конечном итоге суть моих работ металлическая. Бумага должна превратиться в металл. Это эксперимент, который оказался удачным. Мне часто делают неординарные подарки вроде листа латуни. Другим девушкам дарят цветы, а мне – лист металла.
Должна сказать, что почти все привязывают вас именно к бумаге, хотя металл важнее и любимее. Возможно, ваше изящество и нежность больше соответствуют образу воздушных белых статуэток?
Это, скорее, привязка к анатомии и совершенно неверное восприятие меня! Мои близкие хорошо знают, что я далеко не так хрупка и нежна, какой кажусь. У меня довольно взрывной нрав, я могу даже голос сильно повысить, ну и вообще весьма наглядно продемонстрировать свое несогласие с чем-то. В общем, я не такая спокойная. Мне кажется, что людям интереснее именно бумажное творчество, хоть я и далеко не первая, кто занимается им. На одной из выставок, кстати, были экспонированы обе версии скульптур – и бумажные, и металлические, что оказалось довольно необычно. По гороскопу я Близнец, и во мне нормально сосуществуют два или даже больше характера. Меня не смущает, когда люди видят меня со сварочным аппаратом в руке. Однажды был такой случай. Папин друг, который видел меня в глубоком детстве, пришел к нам в гости. Заходит в дом, а там я – в огромных тапочках в виде собачьих морд (обожаю веселые вещи!) и со сварочным аппаратом в руке. Человек просто онемел и долго не мог прийти в себя. Я очень спокойно отношусь к таким вещам.
А вот сварочный аппарат не отпугивает молодых людей от вас?
Еще как! Тогда я начинаю усугублять ситуацию. Или сама говорю, что работаю со сварочным аппаратом и жду реакции. Один парень даже начал уточнять, какой именно сваркой занимаюсь – не аргонной ли? А мне ужасно нравится так забавляться. Ну, потом-то все становится на свои места. Но какая разница, каким инструментом ты выполняешь свою работу? У кого-то это компьютер, а кого-то – плоскогубцы и металл. Ассоциативный ряд по большей части одинаковый: сварочный аппарат – слесарь – прорвавшие трубы.
Никогда не думали о том, чтобы раскрасить своих бумажных героев?
Нет, никогда, потому что скульптура в таком случае превратится в графику. Мы же не красим металл, максимум патинируем. И тут то же самое. Цвет для меня не так важен, как фактура. Раск рашенная скульптура легко может превратиться в игрушку, а мне хочется, чтобы ее суть оставалась нетронутой. Даже если представить себе такое, то цвет может быть только тоном белого или сливочного.
Но бумажные скульптуры ведь вполне самостоятельные арт-объекты.
Да, конечно. Но существует техническая проблема: они нуждаются в особом хранении и при этом, в общем, недолговечны.
В ваших персонажах нередко в глаза бросается их национальная принадлежность. Можно встретить персиянок, японок, болгарок, индианок, армянок, наконец. Почему вас уводит в этнику?
На самом деле я легко вдохновляюсь. От всего -телепередач, фотографий, книг и т.д. Однажды я купила книгу японских гравюр, впечатлившую меня настолько, что на свет появилась скульптура “Японка”. Любая интересная вещь, оставившая во мне след, имеет все шансы оказаться отлитой в бронзе или сваренной в меди. Например, “Праздничный день” возник совершенно случайно. Как-то у нас в мастерской шли съемки телепередачи, и нужно было перед камерой что-то делать, якобы работать. И после завершения съемки я посмотрела на то, что получилось, и подумала: “А что, совсем неплохо!” И вот результат – у меня появилась новая скульптура, названная “Праздничный день”. Это образ женщины, которая одновременно надела на себя сразу все красивое, что у нее было. Такой немножко, провинциальный типаж. Или вот “Петух”. У наших соседей частный дом, и они держат кур и петуха. Каждое утро петух делает безуспешные попытки прокукарекать, но у него ничего не получается. Мне его ужасно жалко, и я воплотила его образ, несмотря на то, что никогда не видела его.
А ретро-звучание ваших скульптур связано с тем, что прошлое для вас привлекательнее, чем настоящее?
Я очень люблю историю, хотела даже стать историком, но потом передумала. Больше всего люблю древнюю историю. Но вообще я очень впечатлительная. Могу увидеть какую-нибудь картину, идущего по улице человека или вообще все что угодно, и вот… тема для новой скульптуры готова. Вот так появилась “Розалия”. Некоторые работы из листов меди, некоторые, литые, – из бронзы.
Скажите, а любовь к мифам, легендам, вообще к сказочности – это необходимое условие для творчества?
Ведь ваши работы – это одна большая легенда: здесь и рыцари, и прекрасные дамы… Ну, в реальном мире мы уже живем, и это, по-моему, не так интересно. Мне хочется, глядя на мои скульптуры, улыбаться, они должны поднимать настроение. Легенды всегда открывают широкое поле для фантазий, для домысливания какой-либо ситуации. В детстве я больше всего любила, чтобы мне читали книги. Возможно, оттуда и началась любовь к истории. Вот времена Римской империи мне неинтересны. Там все слишком реалистично, посмотрите на их скульптуры! Каждая морщинка, каждая складка видна. Нет никакой недосказанности, никакой сказки, чуда. В греческой культуре сказки больше, но лично мне ближе восточная культура – Индия, Персия… Мне ужасно нравится их одежда, такая яркая и красочная.
Как расстаетесь со своими работами?
К каждому новому изделию я начинаю относиться с придыханием: ой, какой хорошенький! А потом следующая работа, следующая… Тебе кажется, что лучше ты уже никогда не сделаешь. Но каждая последующая вещь кажется еще лучше. И я определила для себя правило: закончила одну скульптуру, полюбовалась, и отложила подальше, чтобы не мешала работать дальше.
Вам знакомо состояние творческого кризиса?
Мне знакомы только интервалы между скульптурами. Это значит, что я просто не увидела для себя ничего интересного, не прочитала интересной книги, которая зацепила меня, не пообщалась с интересным человеком. Тогда я занимаюсь просто другими любимыми делами. Например, катаюсь на лошади. В этом году я пока не успела этого сделать. А научилась держаться на лошади в Болгарии. Вот мы с друзьями ждем начала сезона, чтобы поехать. Еще обожаю разводить растения, дома у меня даже есть небольшой садик. Не люблю всякие домашние дела, у нас по этой части больше мама. Не люблю, когда люди зацикливаются на одной теме и не могут выйти из порочного круга. Еще люблю всякие веселые поделки к праздникам. Одним словом, мне нравится превращать жизнь в праздник!
Среди ваших работ лично для меня самым симпатичным персонажем является ангел. Его носик, скептически сжатый ротик, подогнутые ножки, ну, в общем, все-все вызывает просто судорожное умиление. Такое долгое вступление и… расскажите о нем поподробнее.
Подробностей на самом деле и нет. Главное в этом амурчике для меня – колокольчик, возвещающий о любви. Его будут трогать все посетители моей предстоящей выставки, таким образом, экспозиция превратится в одно сплошное возвещение любви.
Когда, кстати, состоится выставка?
В прошлом году я стала членом Союза художников Армении. У меня было достаточно много групповых выставок, а теперь настало время персональных. Впрочем, у меня уже были две. Если все получится, то она состоится осенью. Большинство экспонатов составят металлические скульптуры, и только одна или две – бумажные.
В случае копирования и размещения материалов ссылка на журнал и сайт www.designdeluxe.am должна быть активной и является обязательной.