
Наших соотечественников можно обнаружить в любом уголке мира. Часто они занимают видные должности или занимаются интересной деятельностью. Тем приятнее было для нас узнать, что бывшая жительница Еревана Роза Казарян – один из самых известных и востребованных модельеров в Венеции. Ее швейная мастерская занимается пошивом костюмов для Венецианского карнавала. А настоящий карнавальный костюм – это истинное произведение искусства.
Роза, расскажите, пожалуйста, как Вы стали модельером? Что послужило поводом, если таковой, конечно, имелся?
Я долго шла к этой профессии, можно сказать, на протяжении всей жизни. Думаю, что в каждом человеке с рождения заложено творческое начало, которое обязательно реализуется, если к нему прислушиваться. Я с детства любила рисовать и была большой мечтательницей. При помощи красок и карандашей я пыталась раскрыть свои фантазии. Вообще мне нравилось все, связанное с креативностью.
Где Вы учились мастерству?
В детстве я посещала Эстетический центр Игитяна, где многому научилась. У меня было страстное желание научиться шить. Это был конец 80-х, когда в магазинах практически невозможно было приобрести что-нибудь оригинальное. Вообще выбор одежды был крайне ограничен. Чтобы как-то удовлетворить свои эстетические притязания, одежду нужно было заказывать у портных, как это делали наши мамы и бабушки. В десятом классе родители подарили мне швейную машинку, и желание создать что-то своими руками возросло в сотни раз. После окончания школы мы переехали в Россию, где я смогла получить профессиональное образование, поступив в швейное училище Владикавказа. Нужно заметить с благодарностью, что система обучения была организована на высоком уровне. Кроме теоретических предметов, там большое внимание уделялось практике, давшей мне крепкую базу. Вскоре я познакомилась с модельером. Юлия (к сожалению, я не помню ее фамилии) готовила коллекцию для показа. Это были очень неординарные вещи. Дерзкое сочетание форм и цвета было для меня пробой пера в моделях Юлии. По ее совету я поступила на отделение моделирования в Институт моды Владикавказа. Но я всегда скучала по Еревану и мечтала вернуться на родину после учебы.
С какими трудностями было связано Ваше профессиональное становление, с чем пришлось столкнуться?
Я переехала в Ереван, но работать по специальности не смогла, наверное, время было неподходящее или я не нашла своего места. Шитье и моделирование в тот период были скорее хобби. Я шила себе, подругам, сестрам. Тогда же я начала работать в итальянской гуманитарной организации. Основным преимуществом этого периода была возможность изучения итальянского языка. Случилось так, что кукольный театр Армении был приглашен на фестиваль в Перуджу, и мне предложили поехать с ними в качестве переводчика и ведущей программы. Подготовительный процесс был полон новых впечатлений в профессиональном плане. Я начала общаться с художником по костюмам. Ее мастерская, ее стиль работы – все казалось волшебством. Я как бы окунулась в свою мечту, что явилось толчком к ее реализации.
Что привело Вас в Венецию? Как вас приняли в этом городе?
После окончания фестиваля в Перудже я решила навестить мою старшую сестру, живущую на севере Италии. Это был год празднования 1700-летия принятия христианства в Армении – 2001, и в честь этого события я поехала на остров Святого Лазаря, в Венецию, и влюбилась в этот город. Как можно не влюбитьсяв Венецию с первого взгляда?! Сказочная архитектура, отражающаяся в лагуне, по которой пляшет адриатический ветер… кипящая жизнь: по лабиринтам улочек рассыпаются как бусы туристы, по каналам скользят гондолы… ночью город погружается в тишину, накрывшись дымкой тумана. Венецианские маски, муранское стекло, буранские кружева, карнавальные костюмы, ювелиры и художники… Все это было намеком на то, что я здесь задержусь…
Почему Вы решили специализироваться на моделировании и пошиве карнавальных костюмов?
Это произошло случайно, но, возможно, и закономерно. Знакомая венецианка предложила мне работу по специальности, если я пройду соответствующий пробный период. Мне доверили ответственную роль закройщика-модельера, и я оправдала ожидания. Эта работа так увлекал меня, что больше ничего для меня не существовало. Я начала работать в ателье “Ballo Tiepolo” под руководством баронессы фон Шильген (Von Shilghen). Так я стала модельером и закройщицей, а в скором времени – и правой рукой в ателье. Оно было не простым: мы занимались пошивом костюмов и организацией праздничных карнавалов в Венеции и по всему миру. Эта работа так увлекла меня, что больше ничего для меня не существовало. Новые костюмы, новые спектакли, новые путешествия и открытие новых культур, новые трудности и новые успехи!
В чем специфика их пошива?
Специфика заключается в сохранении исторического характера костюма, его линии и формы должны сочетаться с правильным выбором материала, кружев и даже техники шитья и аксессуаров. Обычно костюмы шьются для пары – женский и мужской.
Что случается с этими нарядами после завершения карнавала?
Это один из самых грустных моментов. Во время карнавала каждый костюм находит своего хозяина и оживает. Странно, но костюм долго хранит воспоминание о своем персонаже. Когда праздник заканчивается, наряды возвращаются на свои места, где проходят чистку, ремонт и ждут своего следующего выхода. Эти костюмы используют и для организации частных вечеринок, балов, свадеб, спектаклей. Важнейшими из таких событий были открытие коммерческого центра “Меркато” и отеля “Шератон” в Дубае, спуск на воду корабля “Westerdam” в Венеции, благотворительный вечер, организованный принцессой Аль Таной в Катаре, празднование Дня Итальянской республики при посольстве Италии в Абу-Даби.Костюмы использовались и для церемонии открытия самого большого в мире казино “Venethion” в Макао (Китай).
Я знаю, что все Ваши костюмы шьются из дорогих, высококачественных тканей. Расскажите, пожалуйста, какие материалы Вы используете и где их производят?
Это правда, мы используем традиционные венецианские ткани. Кружева в основном ручной работы. Вышивка шелком, бисером и камнями выполняется венецианскими мастерицами. Правда, эти традиции сложно поддерживать и продолжать – нет молодых рукодельниц. Высококлассные материалы испокон веков ткутся на ручных станках на венецианских фабриках “Рубелли” (“Rubelli”) и “Бевилаква” (“Bevilacqua”). Фабрика “Бевилаква” прославилась своими тканями, которые ткутся по отработанной веками технологии и являются произведениями искусства. Ими до сих пор украшают стены дворцов, в Стокгольме, например, некоторые залы Кремля. Список можно продолжать долго. Недавно вышли в свет 10 экземпляров уникального издания, посвященного итальянскому скульптору Атонио Канове, 7 из которых Сильвио Берлускони подарил участникам саммита Большой восьмерки в Италии. Переплет выполнен из каррарского мрамора, а рамка – из ткани фабрики “Бевилаква”. Хочу с гордостью отметить, что в этой книге описан один из моих костюмов.
Как происходит выбор моделей карнавальных платьев?
По-разному. С 2006 года я начала готовить свою персональную коллекцию. Ее пополнением нужно заниматься, чтобы быть конкурентоспособным. Кроме того, нужно чувствовать и понимать вкус гостей карнавала. В последнее время очень много туристов из России. Конечно, есть и индивидуальные заказы, когда эпоху и стиль выбирает заказчик, а я вольна в выборе деталей.
Что Вы шьете еще, кроме этих костюмов?
Я шью все, что мне интересно. Но больше всего мне нравится шить наряды для торжественных случаев. Это и вечерние платья, необязательно вычурные, и свадебные платья с нестандартным решением, ведь ответственность за незабываемость праздника частично связана и с уникальностью наряда.
Расскажите, пожалуйста, про балет, для которого Вы сшили костюмы.
Моим последним и самым большим проектом были костюмы для Национальной академии танца в Риме. Мне было лестно, что это был балет “Чипполино”, музыку к которому написал наш соотечественник Карен Хачатурян. Для реализации проекта я разработала новую технику балетного костюма, которая помогла мне реализовать новые объемные формы для незабываемых персонажей сказки Джанни Родари. Эта техника много лет жила во мне. Мне понадобилась неделя для разработки первой модели, все складывалось не так, как мне хотелось. Я пробовала разные техники одну за другой, чтобы воплотить нужную идею в жизнь. Когда костюм прошел свое первое испытание, все были восхищены его возможностями: легкостью, объемом, устойчивостью к деформации. Этот секрет дал жизнь 85 костюмам и придал неординарную красочность новому балету “Чипполино”. Итальянская премьера состоялась на сцене Национальной академии танца в Риме, где звучала любимая нами музыка Карена Хачатуряна из мультфильма “Чипполино”. Позже балет показали по каналу RAI 1, а недавно состоялся показ во время благотворительной программы UNICEF в Риме.
Есть ли у Вас планы, связанные с Арменией?
Мечта вернуться в Армению живет во мне всегда. Конечно, хочется бывать на родине чаще и наладить профессиональные связи, но для этого, видимо, нужно иметь партнера, который владел бы соотвествующим знанием современного армянского рынка. Мне очень хочется реализовать в Армении проект, и есть даже некоторые предложения. Кто знает, может, в будущем проект будет реализован.
Как в Венеции празднуют Новый Год?
В Венеции, как и во всей Италии, больше распространено празднование Рождества. Сказочные улицы Венеции украшают миллионами гирлянд, а площадь Сан-Марко превращается в большой зал для приема гостей. В 12 часов бьют колокола, в бокалах шипит шампанское. Музыка и танцы на площади, роскошный фейерверк… Венеция всегда была и останется самым притягательным и романтичным городом для туристов, а о встрече Рождества в Венеции, наверное, мечтает любая влюбленная пара. Но Венеция богата и другими праздниками – карнавалом, регатой, праздником Девы Марии делла Салюте, праздником обручения с морем, праздником в честь Спасителя. Но мне хочется рассказать о карнавале, связавшем меня с этим городом. Эта традиция имеет древние корни. Праздновать карнавал начали чуть не с 10-го века. Во время республики “Серениссима” празднование длилось 6 недель. Период начинался с 26 декабря и продолжался до масленицы. Это было время сплошной суматохи с утра до ночи, когда присходили самые неожиданные события. Все надевали маски, стирая всякие различия между сословиями. Карнавал отменили в конце 18-го века с приходом Наполеона. Традиция возродилась в 1979 году. И сейчас можно побывать на Венецианском балу во дворцах венецианских дожей, спокойно прогуляться по площади Святого Марка или прокатиться на гондоле в историческом костюме, выбрав образ любимого персонажа, и окунуться в атмосферу старины. Что может быть романтичнее путешествия в Венецию?!!!
В случае копирования и размещения материалов ссылка на журнал и сайт www.designdeluxe.am должна быть активной и является обязательной.