
Должен сказать, что мы очень сдружились с хозяевами этого объекта и хорошо понимаем друг друга. Они, как и я, не любят стоять на одном месте. Кроме того, очень важную роль играет и то, что, имея в этой области более чем 10-летний опыт, они выработали не только хорошее качество еды, но и бренд. У них образовался свой постоянный круг клиентов, которые просто не едят шаурму в других местах. Даже более того, весь год, что мы работали над новым объектом, они, как верные пионеры, ждали нас. Перед нами стояла сложная задача – поднять уровень такого явления, как шаурма, потому что везде – в России ли, в Эмиратах – шаурма ассоциируется с едой невысокого уровня. И вот сейчас, переехав в новое, большое помещение с новыми, большими возможностями, хотели мы того или нет, но должны были сделать что-то новое. При этом возросла конкуренция, и нужно было сделать ясный и решительный шаг и показать, что мы представляем продукцию лучшего качества и уже в новой трактовке. Фаст-фуд (быстрая еда) уже давно и прочно обосновалась в нашей жизни. Так же быстры и незатейливы и заведения, в которые люди просто забегают на минуту. Но вот на улице Туманяна всего несколько месяцев назад появился довольно пафосный для простой шаурмы полубистро-полуресторан. Автор этого приятного во всех отношениях заведения, давно ставшего (не побоюсь этого слова) брендом Туманяни шаурма, Микаэл Карсян. Он и объяснил нам, зачем понадобилось простую шаурму оправлять столь изысканно.
Я так понимаю, что риск до определенной степени присутствовал?
Я настоял на том, чтобы шаурма была классом выше. И надо было сделать такие затраты, которые показали бы, что это не дешевая еда из какого-то переулка или забегаловки, а серьезная, качественная, вкусная еда. Конечно, она дороже, чем другие аналогичные продукты, но это обоснованно.
А какие радикальные перемены произошли во внешнем облике нового заведения?
У нас образовался второй этаж, чего раньше не было. Мы решили разнообразить объект, сделать что-то вроде бистро-ресторана. Это опять-таки быстрая еда, но в более комфортной и теплой обстановке, при специальном освещении и своебразном декоре. Поскольку я более 10 лет работаю в этой сфере, то знаю, что ереванское общество несравнимо ни с каким другим. Например, московское общество имеет свою специфику, нью-йоркское – свою, ну и т.д. Жители мегаполисов другие. Все, что ни делается в мегаполисе – работает, там большие потоки людей и, соответственно, большой рынок. А Ереван – город маленький, и все слухи очень быстро распространяются, в том числе о хорошем или плохом качестве чего-либо. Они могут резко повредить или, наоборот, очень помочь бизнесу.
А на какую еще специфичную сторону нашего общества вам приходилось ориентироваться?
Дело в том, что у наших людей интерес к новым объектам очень быстро проходит, и большую роль тут играет качество объекта и новаторство. И если в больших городах люди привыкли ходить в одно и то же заведение потому, что оно близко и там нормально кормят, то жителям маленьких городов, Еревана, к слову, не составляет труда приехать с Комитаса в центр, чтобы поесть именно это блюдо или посидеть именно в этом кафе. Смена направлений потоков людей в нашем городе более активная. Например, когда я оформил одно из заведений города, все вдруг резко начали ходить туда, и даже очереди возникли, поскольку его площадь небольшая. Вообще место в центре города играет очень важную роль. И потом, армяне – народ, который любит себя показать.Этого нельзя забывать никогда. Если раньше 90 процентов объектов в Ереване были с затемненными стеклами, и никто не видел сидящих в зале, то сейчас, наоборот, все открывают окна, устанавливают большие прозрачные витражи, и это служит живой рекламой. Можно ничего не писать на объекте, а просто повесить маленькую, сделанную с хорошим вкусом табличку, установить большие витражи, сделать красивое освещение и хороший дизайн – получился двойной эффект.
Ведь все делается для клиентов. Увеличилось ли число посетителей в результате этих трудов?
Во-первых, я заметил, что сильно изменился контингент посетителей. Мне не очень нравится раз- деление людей на высшие и низшие классы, но все же… в старую шаурму заходили люди, скажем так, среднего и низкого уровня, а сюда уже начали ходить люди среднего и высокогоИ еще большая перемена – клиентами нового места стали женщины и девушки. Туда они не ходили практически. Что же касается самого помещения, то площадь здесь довольно большая, но я добавил сюда и зеркала, чтобы визуально еще больше расширить пространство – ведь девушки любят зеркала.
Ничего личного, только бизнес?
Не только бизнес, но и эстетическое наслаждение (загадочно улыбается).
Ну, хорошо, а что по поводу фишек?Ведь без них никуда, тем более при сильной конкуренции.
Да, я поставил акцент на стильный и своебразный дизайн. Человек заходит туда, ожидая увидеть одно, а видит совсем другое. Удивление – уже фишка. В заведениях фаст-фуда не принято употреблять дорогие материалы. Материалы у нас и недорогие. Дорогая трактовка. Концептуальное начало, подход к решениям, форме и цвету – все это подразумевают дороговизну.
Можно с этого места подробнее?
Мы использовали фактуру дорогого дерева зебрано (от слова зебра, такое полосатое дерево), специальную пищевую нержавсталь дорогого качества, которая не имеет вредного воздействия. Чтобы приблизиться к ощущению камина, горящего огня и создать ощущение тепла, мы применили здесь искусственную кладку в виде кирпича, использовали профессиональное освещение, которое придает еде, особенно мясу, товарный вид, что немаловажно. На втором этаже мы употребили драпировки, поставив тем самым небольшой акцент на восточность, в частности, арабский стиль. Опять же резные потолки с подсветкой. Я использовал геометрию, приближенную к востоку и, мне кажется, вышло удачно.
А какой материал вы использовали для драпировки вокруг люстры?
Это специальная ткань с блеском, напоминающая шелк, даже не знаю, как она называется, но это как раз то, что нам было нужно. Посередине висит хрустальная люстра, которая удивляет многих. Мое мышление основано именно на таких эклектических решениях. Это немного непонятные и неожиданные решения в каком-то стандарте. Эклектизм – очень сложный стиль работы и его приемами нужно владеть. Мне кажется, что этот фрагмент заведения (хрустальная люстра с драпировкой вокруг – ред.) – получился. Потом я использовал стеклянные перила и, чтобы добиться эффекта полупрозрачности, нанес на них матовый орнамент. Это делается специальной технологией – пескоструем. Полупрозрачность создает ощущение некоего комфорта, потому что, сидя наверху, посетители одновременно видят и не видят друг друга. И еще один странный эффект есть в этом месте. Наверх не доносится ни один звук снизу – акустика такая. Полностью изолированное пространство.
А старинность здания не вызвала проблем? Ведь мало кто предполагал, что там появится точка общепита?
Да, безусловно, проблемы были. В этом помещении довольно низкие потолки. Изначально они были высокими, но потом их разделили. В свое время, если помните, там располагался гастроном, и наверху, на таком полуэтаже, работали бухгалтеры. У нас в результате тоже получилось два низких этажа, а обеспечить свежий воздух и непроницаемость запахов с кухни нужно было обязательно. Мы сделали все возможное, но все равно, как ни старайся, легкий ненавязчивый запах есть, его не избежать.
То есть добиться полной вентиляции не удалось?
Полная вентиляция – это немного из области фантастики, главное, чтобы запах не давил. Но должен сказать, что разрешить все задачи, которые стояли перед нами, было героизмом, особенно для инженеров, проектирующих вентиляцию. Но они все-таки нашли решение, выкрутились. Молодцы!Могу с уверенностью сказать, что проектировать бистро раз в пять сложнее, чем ресторан.
???
Конечно, особенно когда кухня открыта и вся еда готовится на глазах у клиентов. Это инженерные решения, связанные с вентиляцией, с электропроводкой и канализацией. Это сложный взаимосвязанный комплекс, и если, скажем, в вентиляции происходит какое-то изменение, то изменения по цепочке начинают происходить во всех системах. Противопожарная сигнализация, система видеонаблюдения – это все очень тщательно продумывается и имеет непосредственную связь с дизайнером. И поскольку я руковожу проектом, то участвую во всем. Любой винтик, любой датчик, лишняя лампочка могут изменить все. А мне нужно держать общий баланс. Я похож на кучера, который управляет шестью лошадьми. Очень помогло то, что с хозяевами у нас есть некая общность понимания проблем. Если бы они не были образованными и грамотными людьми, не видели бы подобных объектов заграницей, я уверен, что нашего нового объекта просто не существовало бы.
В таком случае желаем этому заведению процветания и большого количества голодных посетителей!
В случае копирования и размещения материалов ссылка на журнал и сайт www.designdeluxe.am должна быть активной и является обязательной.