Текст и фото / Нур (Арман Давтян)

aa1

Килиманджаро – моя давняя мечта. Поездку в Танзанию я долго планировал, договорившись через Ассоциацию альпинистов, поскольку агентств, организующих туры в Танзанию, в Ереване нет. Меня приобщили к уже сформировавшейся команде, и в марте, одном из самых комфортных сезонов для восхождения, мы были в Африке. 

aa6Я два раза поднимался на Арарат, на оба Немрута, каждую неделю – на Арагац и множество небольших гор, которые можно даже не считать. Еще до возникновения общепринятого названия Арарат называли Черной горой или Горой смерти, а также Святой, потому что считалось, что там покоятся святые, покой которых нарушать нельзя. Часто можно услышать следующее сравнение: Арарат – это ворчливый дед, этакий сухой, озлобленный, но при этом очень мудрый старик. Он очень жестко относится к людям, желающим покорить его. Некоторых принимает, некоторых – нет. Не факт, что однажды покоривший его сделает это во второй раз. У кого-то начинаются психические расстройства, кому-то становится плохо на середине пути, и они вынуждены бывают спуститься и т. д. Говорят, что взошедший на Арарат не возвращается. Опытные альпинисты часто описывают ее как самую непредсказуемую и капризную гору.

aa3
Килиманджаро же не требует специальной подготовки, взобраться на нее может любой физически выносливый человек. Подъем на него считается треккингом, а не альпинизмом.
Это самая добрая гора, какая мне встречалась. Ее называют Светящейся или Горой света. В древних африканских легендах Килиманджаро предстает чревом земли, давшим жизнь всему живому. По легенде, воды, отошедшие во время родов, превратились в танзанит. Кстати, месторождение этого красивого драгоценного сине-сиреневого камня имеется только в Танзании, в провинции Аруша. Сегодня он приносит большие деньги в танзанийскую казну и является брендом страны.

aa4
Килиманджаро – это спящий вулкан, один из самых крупных в мире. Он включает в себя три основные вершины, также являющиеся потухшими вулканами: Шира (3962 м), расположенная на западе, Мавензи (5149 м) – на востоке, а в центральной части находится самый молодой и высокий вулкан – Кибо (5895 м), на котором лежат каскады ледяных террас. Пик Ухуру, расположенный на краю кратера Кибо, является самой высокой точкой Килиманджаро и всей Африки. Туда и лежал наш путь.
Гора-вулкан Килиманджаро настолько велика, что может даже формировать собственный климат. Мир флоры и фауны чрезвычайно богат и разнообразен. Однако самое поразительное многообразие наблюдается в национальном парке Нгоронгоро. Это гигантский равнинный вулканический кратер, называемый кальдерой, около 20 км диаметром и глубиной более 600 метров. Спрятавшись от внешнего мира за горной стеной, возвышающейся на 2500 м над уровнем моря, кратер постепенно преображался, и на смену мертвому котловану, заполненному щелочью, пришел вечнозеленый оазис. Со временем внутрь стягивались различные животные, найдя себе дом в этом “райском саду”. Львы, слоны, буйволы, антилопы гну, зебры, гиены и шакалы, носороги, бегемоты, розовые фламинго и многие другие – на скромной по размерам территории ужилось невероятное сочетание различных видов животных.

aa5
Ощущения безумные вообще от нахождения в Африке. Здесь понимаешь, что такое настоящий баланс дикой природы и цивилизации. Природа целостна, девственна, не нарушена. Вероятно, потому, чувствуя это и еще не зная многого, мы не боялись диких животных, которые встречались нам по пути. Мы даже не задумывались об этом. И только по возвращении, рассматривая фотографии, я осознал, что находился в непосредственной близости от львов и других хищников и не испытывал даже намека на страх. Мы себе даже отдаленно не представляем, насколько красив и гармоничен дикий зверь в естественной среде обитания.

Каждое утро восхождения на Килиманджаро начиналось с моего зова: “Ба-ба-лу!!!” Бабалу был руководителем нашей группы и решал почти все проблемы. Имен остальных я не мог запомнить и в критических ситуациях мог вспомнить только Бабалу. А критическая ситуация возникала каждое утро. 
Проснувшись и откинув полог своей палатки, я видел прямо перед собой какое-нибудь дикое животное. Я закрывал “дверь” обратно и кричал: “Бабалу!!!”, и Бабалу приходил его отгонять, чтобы я мог выбраться.

aa2

Операцией “К” я условно называю решение покориться Килиманджаро.

Операция “К”
ДЕНЬ 1

Перелет из Еревана через Абу Даби до Найроби (Кения) прошел строго по плану. (Куда вас, к черту, сударь, занесло?) А в Найроби начались чудеса, и вот уже десятый час мы сидим на ужасно неудобных креслах аэропорта и ждем вылета. Ждем, прошу заметить, без видимых причин. По совершенно невозмутимому выражению лица остальных ожидающих можно догадаться, что здесь это в порядке вещей. Выяснилось, что на внутренних рейсах такая ситуация – обычное дело, можно и сутки просидеть. Тьфу-тьфу, типун мне на язык. Пишу, не дожидаясь окончания дня, так как подозреваю, что не совсем состоятелен в умственном и физическом плане для какой-либо писанины. 
А-а, в Африке реки вот такой ширины!

aa7

Операция “К”
ДЕНЬ 2

Второй день начался и прошел почти гладко, без приключений на одно место. День начался в 5.00 под радостный звон будильника. По сути, второй день был плавным продолжением первого, потому что мы так и не вылетели в Танзанию.
В Найроби нас на пару часов поселили в гостиницу и пока мы заполняли бесконечное количество бумажных форм и анкет, где, кстати, была масса бессмысленных для данного случая вопросов, настало утро. Одним словом, нам удалось поспать полтора часа, после чего мы поехали в аэропорт. Слава Богу, вылетели вовремя, и после часового перелета в уютном самолетике мы приземлились в Танзании, в славном городе Аруша. В аэропорту нас встретили наши танзанийские друзья и, передавая нас по эстафете, довезли до гостиницы. Вообще танзанийцы – невероятно добрый и улыбчивый народ, всегда готовый помочь с очень скромной надеждой на очень скромное вознаграждение. Все очень позитивно и по-доброму. Вечером нас пригласили на ужин к местному олигарху, и после приятного и сытного вечера мы поехали отдыхать и набираться сил, т. к. завтра начинается восхождение на “К”.
А-а, в Африке горы вот такой вышины!

Операция “К”
ДЕНЬ 3

Сегодня ответственный день, начало реализации самой операции.
Проснулись в 7.00 еще в гостинице. Следующие несколько дней “под каждым нам листком будет готов и стол, и дом”. Приняли душ (его мы увидим не скоро), позавтракали и выехали на автобусе в национальный парк Килиманджаро. Прошли регистрацию, где все наши данные внесли в специальную базу (сотрудники ведут счет туристам, поднимающимся на гору), и таможню. На Килиманджаро поднимаются только по официально утвержденным маршрутам и никак по-другому. Меня поразило отношение местных жителей к своей природе. К сожалению, наши горы – это мусорные свалки. А у них царит идеальная чистота. И это при том, что в сезон на горе одновременно могут находиться до 10 тысяч человек. Лагеря для отдыха и ночевки расположены в строго определенных местах. Встать своей палаткой где-то между лагерями, а в лесу развести огонь практически невозможно. Кстати, регистрацию необходимо проходить в каждом лагере с указанием каждого участника группы, его возраста, профессии и пола. Гиды крайне внимательно следят за этим. Согласно законам Танзании, на Килиманджаро можно подняться только в присутствии гидов и носильщиков (потеров).

aa8
В 14.00 началось восхождение с высоты 1859 метров над уровнем моря. Густые джунгли, напоминающие кадры из “Аватара”, и меня не покидало ощущение, что я бирюзовый и со светящимися точками. Здесь мы попытались покормить обезьян, но наши попытки были пресечены сотрудниками: мы уйдем, а бедные животные, разучившись добывать пищу самостоятельно, могут погибнуть.

aa9Удивительно то, что джунгли не закончились даже на высоте 3000 метров (у меня до сих пор было ошибочное мнение, что на такой высоте мало что растет), куда мы добрались по прошествии пяти часов. Здесь был разбит очередной лагерь. Считается, что именно отсюда начинается гора. Разобрав вещи и переодевшись, мы пошли обедать в столовую палатку. Кормили на славу, а в конце ужина повар вышел на поклон под наши бурные аплодисменты.
А-а, крокодилы, бегемоты…

aa10

Операция “К”
ДЕНЬ 4

Утром, в 6.30, как обычно, нам принесли кофе в постель (в нашем случае – в спальный мешок). На самом деле это не барские замашки, а необходимость – нужно согреться и проснуться. Хоть мы и в Африке, и днем тут жарко, но на горе по ночам ужасно холодно, температура минусовая.

aa11После завтрака все носильщики собрались и исполнили для нас попурри из песен потеров. Но центральное место в этом концерте занимала песня на удачу “Акуна матата”, что в переводе с суахили значит “Нет забот” или “Нет проблем”.
Потеры пели ее всегда – во время подъема, спуска и когда просто было тяжело – для поднятия духа. У нас даже шутка появилась: “Друг, у тебя большие матата”.

aa12

Удивительно, но среди носильщиков встречались женщины, которые легко справлялись со своей тяжелой ношей. После песнопений они водрузили на головы нашу огромную поклажу (именно поклажу!) и легким шагом пошли впереди нас. Наша задача – пройти 8 километров, поднявшись до отметки 3900 метров над уровнем моря, с которой мы успешно, но не скажу, что очень легко, справились. После сытного ужина, во время которого мы выпили немножко коньячка и поздравили женщин с 8 марта, мы легли спать.

aa13
А-а, обезьяны, кашалоты…
P.S. Коньяк был плохой идеей, всю ночь у всех болела голова.

Операция “К”
ДЕНЬ 5

На высоте 4000 м мы пробыли довольно долго – три ночи. Рано утром мы поднялись на 700 м, позавтракали и спустились обратно.

aa14Звучит так, будто мы ничего не сделали, но это был реально тяжелый день, настолько, что один из потеров потерял сознание и его спустили на носилках. Слава Богу, с нами все в порядке, потерь нет, и, надеюсь, не будет до конца путешествия.

aa15

Устали. Поужинали и идем спать.
А-а, и зеленый попугай!

Операция “К”
ДЕНЬ 6

Мы “одолели” 800 м вниз и снова поднялись до 4000. Все эти переходы вверх-вниз совершались для адаптации. Так нас готовили к самой большой высоте. Подхватить горную болезнь очень легко.

aa16

Это крайне неприятное состояние, возникающее из-за недостатка кислорода в воздухе. Общая слабость, головокружение и тошнота – лишь малая часть симптомов. Из всей группы я легче остальных прошел этот путь. На высоте важно стараться сохранять в организме максимальное количество жидкости, т. к. обезвоживание способствует развитию горной болезни.

aa18

Поэтому необходимо было пить 2-2,5 л воды в день. Обычно самая высокая точка, на которой люди могут жить, 4000 метров над уровнем моря. Но в Андах есть город Ла-Ринконада, расположенный на высоте 5100 м, который является самым высокогорным городом на земле. Не представляю, как там живут…

aa20

Единственная новость этого дня заключалась в том, что потер, которого вчера унесли на носилках, выздоровел.
А-а, и зеленый попугай!

aa17

Операция “К”
ДЕНЬ 7-8

Я не из лени объединяю эти дни. Дело в том, что седьмой, и самый важный день начался рано и длился, как нам тогда казалось, 36 часов. Проснувшись в 6.30 утра на высоте 4100 метров, мы совершили все стандартные процедуры и в 9.00 выдвинулись на 4700. В 13.00 мы прибыли на место, и после легкого ланча легли отдыхать. В 17.30 – легкий ужин, после которого надо было заставить себя снова поспать, и как можно глубже и полноценнее, ибо от этого многое зависит. Наконец, настал час Х. В 22.00 мы оделись, как капуста, в шесть слоев и в 23.00 выдвинулись на вершину. Перед стартом я решил прочитать молитву, ведь в тот момент я был так близок к Нему, как никогда…

aa19
Время для последнего рывка выбрано не случайно. На вершине нужно быть на рассвете, потому что в этот час воздух наиболее прозрачный и только тогда в полной мере можно насладиться открывающимися видами. Кроме того, нужно успеть спуститься. Так что к 5700 м мы пришли в семь утра. Это был край кратера, называемый Stella Point. Многие считают, что это и есть вершина, и уходят. Но мы решили дойти до 5895 м, где находится пик Ухуру – самая высокая точка Килиманджаро и вообще Африки, обойдя кратер по периметру.

aa21

В 7.30 утра, после 8,5-часового очень сложного восхождения – катастрофической нехватки воздуха, такой, что кажется, ты под водой, отказа всех мышц, даже моргательных, боли в ногах, в спине и в груди, такой, будто на себе несешь 60-тонный вагон – мы оказались на высоте 5895 м. Собственно, к которой так стремились. На Ухуру мы пробыли минут 40.

aa22

Температура минус 20-25. Пережив массу эмоций, проведя положенную фотосессию, мы начали спускаться. Странные и противоречивые ощущения преследуют человека при спуске: опустошенность, облегчение, сожаление, гордость, радость, удовлетворенность, разочарование… Это лишь малый «список» всех чувств после того, как выложился без остатка на реализацию непонятной для многих идеи. Но те, кто был хоть на какой-то более или менее серьезной вершине, поймут, как важно иногда собирать эти чувства воедино и “нести” их в себе, хоть сил никаких не осталось…

aa23
С вершины до базы на 4700 м мы шли около 4,5 часов и в 11.45 доползли до палаток. Отлежавшись час и выпив чай, мы собрали вещи и пошли вниз, спускаясь безостановочно до 3000 м. Еще на вершине нам хотелось преодолеть весь путь за один раз, но Бабалу сказал: “Если вы сможете это сделать, я – только за”. Он был прав, это было нереально. “Давайте дойдем до 3000, а там будет видно”. Так и произошло. На этой высоте мы валились с ног. К тому моменту наш переход продолжался 36 часов. В самом начале спуска я повредил колено, пытаясь на ходу запостить в Фейсбук новые снимки. (3G-интернет был на всем склоне. Там один оператор и никаких помех – ни ТВ, ни радио…) И спускаться пришлось буквально на одной ноге, колено не сгибалось и невыносимо болело. Пришлось делать внутрисуставные инъекции вольтарена (что, кстати, не помогло). Но в итоге благополучно добрались до подножия.

aa24
Итак, подвожу итоги этого дня. Он продлился 36 часов, все это время мы были на ногах, не считая коротких передышек. Человеческий организм – странная штука. Если бы я не испытал себя, ни за что бы не поверил, что смогу так. Да и сейчас, после всего этого, лежу себе, понимаешь, в палатке в джунглях, слушаю чей-то храп из соседней палатки, и пишу, чтобы не забыть и не упустить из воспоминаний ни одну деталь.
Ведь мы живем, чтобы собрать и сохранить приятные воспоминания… А теперь и я похраплю, а то мне завидно, что после такого изНУРяющего дня лежу и пишу, вместо того чтобы храпеть в унисон соседу.

aa25

А-а, и зеленый попугай!
P.S. Вы скажете, что “попугай” повторяется многократно, а я отвечу, что да, в таких песнях концовка всегда повторяется многократно.

Операция “К”
ДЕНЬ 9-10

Эти два дня я тоже соединил не из лени. Спуск, спуск, спуск… На 1800 м нас подобрал автобус и повез в гостиницу, где после сытного ужина и двухчасового душа мы провалились в мертвецкий сон. Ничто не могло нас разбудить! 10-й, и последний день обещал быть венцом нашего путешествия, и ожидания оправдались с лихвой. Мы поехали на сафари на джипах, чтобы увидеть флору и фауну Танзании в естественных условиях. Но наш полный восторг вызвало племя масаи. Несмотря на развитие современной цивилизации, они практически полностью сохранили свой традиционный уклад жизни, хотя это и становится труднее с каждым годом. Масаи – интереснейший и очень красивый народ. Мы намеренно поехали в нетуристическую деревню. Жители долго не пускали нас за ограду, но благодаря переговорщицкому таланту Бабалу все же согласились, предварительно исполнив песню и сплясав, чтобы очистить от злых духов. Видимо, потом мы завоевали их полное доверие, став даже гостями дома. Масаи живут в крохотных глинобитных хижинах, на размер которых никак не влияет количество проживающих. А многочисленная семья – это предмет гордости и практический смысл: чем больше людей, тем теплее. По ночам и ранним утром здесь довольно холодно.
А-а, и зеленый по-пу-гаааааай!!!!
Моя следующая гора – Фудзияма.

В случае копирования и размещения материалов ссылка на журнал и сайт www.designdeluxe.am должна быть активной и является обязательной.