Текст Самвела Карапетяна
Фото Гайка Бадаляна и Самвела Карапетяна

sp6От редакции.

Мы продолжаем публикацию статей о первом в истории Армении кругосветном путешествии, которое совершил армянский экипаж на армянской яхте «Армения» под армянским флагом. За два года команда яхты побывала на пяти материках и прошла через три океана – Атлантический, Тихий и Индийский. За кормой остались мыс Горн, проливы Магеллана и Дрейка, Новая Зеландия, Австралия… На чало этого без преувеличения эпического путешествия положила «Киликия», пройдя вокруг Европы. Это было рискованное и захватывающее приключение, полное открытий и опасностей. «Мы собирались пройти морскими дорогам Спюрка, повторить путь переселения наших предков на другие континенты. И нашей задачей было посетить армянские общины, познакомиться с ними поближе, собрать воедино сведения о многочисленных армянских церквах, культурных центрах и людях, сохранивших армянскую самобытность», – так описывает цель путешествия капитан яхты Самвел Карапетян. Мы решили сохранить стиль судовых записей.

sp8

19.06.2009. Вышли с Канарских островов на Барбадос. Расстояние по прямой, которое должен пройти экипаж «Армении», составляет 2 917 миль (5 402 км) через Атлантический океан. И вот мы во власти необъятного водного мира. Первые четыре дня дул свежий попутный ветер, который давал возможность идти со скоростью 9-9,5 узлов.Чем дальше от берега, тем реже встречались птицы и дельфины – наши вечные морские попутчики.

sp1На поверхности океана стали появляться ядовитые медузы физалия, которых в народе называют «португальский кораблик». Свое название они получили за яркий разноцветный плавательный пузырь, напоминающий парус средневекового португальского судна. Мы сачком выловили пару медуз, чей необычный окрас предупреждал нас, что прикасаться к ним не следует. Их ожоги, весьма опасные и болезненные, смертельными бывают далеко не всегда, но вызывают неприятнейшую реакцию – очень сильную локальную боль, отек, мышечные подергивания, тошноту, рвоту. Физалия размером 30 сантиметров похожа на красивую резиновую шапочку. Жизнь на борту начала входить в обычный режим, вахты сменяли друг друга, все члены экипажа четко выполняли свои обязанности. На пятый день нашего плаванья будто почьей-то команде «отключили» ветер. Чтобы не терять время, мы решили запустить двигатель. Но он молчал, не думая запускаться! Возникла серьезная проблема, которую предстояло решить не где-то у причала, а посередине Атлантического океана!

sp7Чтобы не утомлять вас долгими техническими подробностями, скажу лишь, что безвыходные ситуации таковыми кажутся на первый взгляд. Вот уж действительно: «Используй то, что под рукой, и не ищи себе другое!» После многочасовых мучений мы в буквальном смысле придумали ноу-хау, собрав из подручных средств новую систему охлаждения двигателя. Надо сказать, что за все время работы стояла жуткая жара и полный штиль. Особенно тяжело приходилось в тропическую жару Зорию Гайковичу, ведь он перенес две операции на сердце, но, несмотря на это, стук его печатной машинки не прекращался.

sp4Досталось и нашему коку Самвелу Саркисяну, который почти весь день проводил на камбузе у газовой плиты, готовя еду для экипажа из семи человек. И тут стало ясно: гораздо легче идти в шторм, чем пережить штиль. Только на пятые сутки нам удалось подключить наше ноу-хау – импровизированную систему охлаждения, и двигатель наконец запустился, принеся долгожданное облегчение всему экипажу. Во время экстремальных путешествий всегда возможны непредвиденные технические осложнения, и ценность хорошей команды в том, чтобы решать проблемы, глядя на них незашоренными глазами, проявляя фантазию и неординарный подход. И наш экипаж с честью вышел из этой трудной ситуации. Неполадки с двигателем затянули наш переход через Атлантику. Вода закончилась, а вода из баков имела алюминиевый привкус и не годилась для питья. Приходилось довольствоваться консервами и соками. Наконец на 21-ый день перехода появилась долгожданная земля.

sp509.07.2009. Пришвартовались к причалу береговой охраны Барбадоса. О доброжелательности и гостеприимстве бардабосцев известно давно, и мы почувствовали это, едва высадившись на сушу. Местные жители предоставили нам воду, электричество и доступ в интернет совершенно бесплатно. Жители острова очень колоритные и музыкальные: стоит зазвучать музыке, как все начинают пританцовывать в такт. Коренными жителями Барбадоса были индейцы. Первыми европейцами, ступившими на остров, стали португальские путешественники и испанские конкистадоры.

bardados В XVI веке конкистадоры поработили местных жителей и стали вывозить их на работы в другие страны, что в конечном итоге привело к резкому сокращению числа населения. В начале XVII века на Барбадос высадились британские моряки и объявили его собственностью Англии. На остров было завезено множество рабов, в основном чернокожих, поэтому 94% населения острова преимущественно темнокожие. Борьба против плантаторов за независимость продолжалась долго. В 1961 году Барбадос получил полное внутреннее самоуправление, остров вступил с Великобританией в переговоры о своей независимости.

barbados-3Независимость острова была провозглашена в 1966 году. Экономика страны держится на торговле сахарным тростником, туризме и иностранных инвестициях, в основном поступающих от США, Канады, Великобритании и стран Карибского Сообщества. Через несколько дней мы получили новую деталь и привели двигатель в нормальное рабочее состояние.

Barbados118.07.2009. Вышли в Карибское море, до Панамы 1 200 миль, ветер попутный, временами шквальный, гроза, молния, дождь.

Panama-so-st27.07.2009. Вошли в Панамскую бухту. Мы встали у заброшенного яхт-клуба города Колон, поскольку технические проблемы не до конца разрешились. У нас было некоторое время, и мы с Зорием Гайковичем и Гайком решили погулять по городу. На надувной шлюпке Ваагн за бросил наш «десант» к рыболовному причалу, от которого прямо в центр города вела узкая дорога. Каждый, кто встречался нам на дороге, видя фотоаппарат у Айка, считал своим долгом предупредить нас с помощью жестов, что так ходить небезопасно и нас могут зарезать или пристрелить. Зорий Гайкович сказал: «Пусть грабят, отдадим фотоаппарат и уйдем».

panama2На что я возразил: «Так они сначала убивают, потом грабят». Город оставлял тягостное впечатление. Повсюду груды неубранного мусора и обгорелые окна некогда красивых зданий, оставшихся от французов. Колон, второй по величине и значению город Панамы, главный порт государства. Городу всего 160 лет – дитя Калифорнийской золотой лихорадки. В 1890 году восстановленный французами Аспинвол был переименован в Колон в честь Христофора Колумба. Эти места действительно открыл Колумб, побывавший в 1502 году в нескольких точках перешейка, в том числе и на острове Мансанильо, где теперь расположен Колон: остров был покрыт мангровыми зарослями и деревьями мансанильо, сок которых настолько едкий, что вызывает ожоги на коже; деревья росли на необыкновенно вонючем болоте, где жили крокодилы и другие рептилии. Воздух был полон ядовитых насекомых и нездоровых болотных испарений.

sp2От вида этого острова содрогнулся даже непоколебимый Колумб и покинул его. В 1850 году в этих местах появились американцы, решившие построить здесь атлантический вокзал железной дороги через перешеек. До прибытия Комитета по строительству Панамского канала в 1905 году Колон оставался болотистым, грязным, кишащим различными инфекциями портом, эпитеты которого – «зачумлен наядыра» и «самый мерзкий город обеих Америк» – хорошо отражали состояние места. В городке не было канализации, мусор выбрасывался прямо на улицы, процветали проституция и воровство. Вот такой город Колон…

akapulko31.07.2009. Мы в Тихом океане, стали в яхт-клубе острова Фламенко у города Бильбао. После заправки топливом и водой вышли в океан. Вечер, дует встречный ветер. Сильный дождь и молнии. Оказалось, Тихий не такой уж и тихий. На протяжении всего перехода по океану днем светило солнце, а к вечеру непонятно откуда стягивались тучи, и каждую ночь мы принимали тропический дождевой душ. Маршрут яхты пролегал вдоль западного берега Северной Америки, и нам постоянно встречались киты, тюлени и множество птиц.

akapulko110.08.2009. Встали в яхт-клубе Акапулько, и ночью на машине всем экипажем выехали в Мехико для получения американских виз. Благодаря содействию армянского МИД и г-на Налбандяна в частности, нам удалось за короткое время получить паспорта. Мехико – огромный город, около 20 млн жителей. Он был основан в 1325 году индейцами-ацтеками. Даже по тем временам это был большой по численности город с развитой инфраструктурой. Ацтеки возвели дамбы, прорыли каналы, установили подъемные мосты. В то время он назывался Теночтитлан (в переводе с местного наречия – «дом кактусовой скалы»). Прибывшие испанские конкистадоры были поражены великолепием огромного ацтекского города. По словам одного из прибывших испанцев, «…такого никто никогда не видел, не слышал и даже во сне не грезил о чем-нибудь подобном тому, что мы тогда увидели». Испанский конкистадор Фернандо Кортес в 1521 году организовал захват города, и его вооруженные отряды завоевали воинственных ацтеков. Тогда Кортес торжественно объявил о том, что город переходит во владение испанского короля. С тех пор город начал называться Мехико.

Los1Вечером того же дня мы уже вернулись в Акапулько, что в переводе озна чает «солнечный город». Здесь мы посетили древние поселения, увидели один из первых наскальных календарей, в котором год разделен на четыре сезона. А вечером нас ждала Кебрада – представление, которое показывают здесь три раза в день все 365 дней и году. Кебрада называется также высокая скала в старой части города, откуда с 40-метровой высоты прыгают в расщелину между скалами в пенящийся морской прибой клавадис- тас, так называ местных мастеров по прыжкам в воду. Особенно эффектно представление ночью. Ныряльщики прыгают со скалы, держа в руке горящий факел. Зрелище впечатляющее, но рискованное. Бухточка, куда ныряют клавадистас несколько раз в день, узкая и мелкая, не глубже трех с половиной метров. Между прыжками интервал 5 минут – прыгунам надо настроиться. Часто случаются травмы, переломы. Опасная работа. Клавадистас ошибаются, как саперы, один раз.

los214.08.2009. Вышли на Лос-Анджелес. Проходя мимо Калифорнийского залива вечером, мы стали свидетелями зарождения огромного водного столба смерча всего в двух милях от нас. Появилось ощущение бессилия перед стихией природы. Слава Богу, смерч прошел мимо. Мы спешили в Лос-Анджелес, поскольку был назначен день встречи с нашими соотечественниками, которого с нетерпением ждали мы все.

los325.08.2009. Зашли в Лонг-Бич и после оформления таможенных и эмиграционных документов подошли к причалу Сан-Педро. На берегу нас встречали несколько тысяч наших соотечественников, скандировавших «Армения! Армения!», главы армянских церквей, представители местных властей, воспитанники Академии национального тан ца имени Вартана и Сирануш Геворкянов… Наше пребывание в Лос-Анджелесе проходило в повседневных встречах в ар мянских церквях, в школах и культурных центрах. Мы до сих пор с особой благодарностью вспоминаем благотворителя, предпринимателя и члена Коллегии министерства Диаспоры Ваге Карапетяна и его семью, оказавших нам техническую и финансовую помощь и ни на один день не оставлявших наш экипаж без внимания. В день выхода из Лос-Анджелеса мы подняли огромный парус – армянский триколор (генуэский стаксель), который нам с большой радостью подарил Член Совета попечителей всеармянского фонда «Айастан» и меценат Альбер Бояджян. На следующее утро мы обнаружили, что в кранах нет пресной воды, а трюм заполнен водой. Попробовав ее на вкус, мы поняли, куда ушла вся наша пресная вода… Это было похоже на катастрофу. Начали искать причину и увидели, что все шланги, а у нас их свыше 200 метров, прогрызаны через каждые 20 сантиметров. Стало понятно – во время смены двигателя на берегу американскими специалистами на борт пробралась крыса. К нашей радости, она не тронула шланги с соленой водой, не то могло быть хуже. Но вот что интересно: как она чувствовала, где находится пресная вода?!

sp3Мы были вынуждены зайти в Сан-Диего для поимки грызуна и пополнения запасов воды. Мы связались со службой по борьбе с грызунами, откуда прислали специалиста, огромного и самоуверенного афроамериканца, который расставил 50 крысоловок со специальной арахисовой приманкой и заявил, что через день она будет поймана. Прошла неделя… Крыса все еще хозяйничала на яхте, а весь экипаж переселился в гостиницу, чтобы не спугнуть ее. В это время Ваге Карапетян прислал из Лос-Анжелеса специальную оплетку из нержавеющей стали, в которую мы «одели» все новые шланги. Сроки поджимали, и мы приняли решение продолжить путешествие. К счастью, в тот же вечер, когда мы были в открытом море, крыса, наконец, попалась. Животное оказалось огромным, и экипаж был безмерно рад избавлению от этой напасти. Наш путь лежал обратно к Панамскому проливу. Всю дорогу каждый вечер нас сопровождал проливной дождь.

rio317.10.2009. Подошли к причалу яхт-клуба «Фламенго» у города Бильбао. К нашему удивлению, с причала нам радостно кричали «Салют, Армения!» на русском языке. Это оказались русские, украинцы, латыши, евреи и армяне из некогда одной большой страны. День пребывания с новыми интернациональными друзьями был заполнен воспоминаниями о нашей бывшей общей родине. Бильбао, в отличие от Колона, оказался очень современным городом с небоскребами и развитой инфраструктурой. Знакомая процедура прохода через Панамский канал позволила уже через два дня пройти его.

Rio2И 20.10.2009 яхта вышла в Карибское море. На протяжении всего перехода дул встречный ветер, и нам приходилось идти в лавировку, укрываясь за островами по пути.

28.10.2009. На несколько часов зашли в Венесуэлу для заправки воды и топлива. Ситуация с обменом американских долларов на местную валюту напомнила нам советские времена, когда существовал государственный обменный курс и черный рынок. Нас приятно удивили низкие цены на топливо – дешевле почти в четыре раза. Набрав топливо, продовольствие и воду, мы вышли в море.

31.10.2009. Пройдя между Венесуэлой и островным государством Тринидад, вышли в Атлантику к восточному побережью Южной Америки. Целую неделю мы подходили к устью великой реки Амазонки. Это самая водоносная река в мире, несущая в океан пятую часть пресной воды на земном шаре. Поток воды настолько огромен, что, изливаясь в Атлантический океан, река изменяет солевой состав и цвет океана на протяжении 320 километров. Мы шли по океану глиняно-коричневого цвета: Амазонка напоминала, что она рядом. Нас ожидало еще важное событие в жизни каждого моряка – прохождение экватора.

Rio07.11.2009. По давней традиции, пересечение экватора – особый праздник. Согласно неписаному морскому закону, в этот день каждый новичок должен пройти посвящение. По давней традиции переход через экватор сопровождается ритуалом, когда моряки просят у морского царя Нептуна благословить их на дальнейшее плавание и благодарят за то, что он уберег их от непогоды и лишений. «Нептун» является на судно и после непродолжительной беседы с капитаном (Боги, непродолжительно беседующие с капитанами! – ред.) тут же на палубе крестит моряков, впервые посетивших его владения. Мы отметили это дело по-армянски – нашим коньяком. После чего членам экипажа были вручены сертификаты о прохождении экватора. Наш путь лежал вверх по Амазонке в город Белен (но на португальском Belem) для пополнения запасов. Город полон проливов и каналов, формирующих вокруг него пятьдесят пять диких и необитаемых островов, хотя на некоторых есть маленькие поселения. Живописные рыбацкие лодки и каноэ привозят каждый день множество продуктов: от местных керамических изделий до трав и ароматических корней из Амазонии. Мы прониклись особым уважением к местным рыбакам, которые, используя течение, с утренним отливом выходили в океан на своих маленьких парусных лодках, похожих на плот с парусом, а с вечерним приливом возвращались с уловом на берег.

kolon210.11.2009. Вышли в Атлантику. Наш путь лежал в город Форталеза, где по нашим сведениям находилась малочисленная армянская диаспора. Во время перехода мы попали в жестокий шторм, и наш кок Самвел, потеряв равновесие, упал, и, как выяснилось позже, сломал себе ребра.

14.11.2009. На причале нас встречали несколько армян: маэстро-скрипач, и два брата – врач и бизнесмен. По прибытии в яхт-клуб Форталезы первым делом мы отправили нашего кока на обследование в клинику врача, встречавшего нас. На следующий день, в честь прибытия, наши новые друзья пригласили экипаж «Армении » в ресторан. За столом Самвел первым поднял тост за здоровье Айка и меня, так как у нас обоих в этот день был день рождения. Весь вечер кок веселился и шутил, забыв о своей болезни. Кто мог подумать, что через день выяснится, что сломанные ребра – это меньшее из зол: у Самвела Саркисяна обнаружили опухоль, о которой он и не подозревал. Посоветовавшись с врачом, мы приняли решение о скорейшей отправке его в Ереван. Когда 17.11.2009 мы уходили в море, нас провожали новые друзья и Самвел. Нам всем трудно было расставаться с нашим коком, другом, хорошим моряком, честнейшим человеком, с которым мы прошли десяткитысяч миль по морям и океанам на «Киликии» и «Армении ». К сожалению, его сейчас нет с нами. Светлая ему память! Впереди нас ждал заход в порт Рио-де- Жанейро, город хрустальной мечты Остапа Бендера.

kolon125.11.2009. В яхт-клубе нас бурно встречали представители нашей диаспоры с триколорами в руках. Символом Рио-де-Жанейро является статуя Христа Искупителя, относимая к одному из семи современных чудес света. Возвышается статуя на гранитной вершине горы Корковаду, откуда открывается роскошная панорама города. К вершине горы ведет железная дорога протяженностью 3,8 км, построенная в 1884 г. В 1921 году католические организации Рио-де-Жанейро предложили построить на Корковадо монумент колоссального размера, который будет виден с любого уголка изумительного Рио и который станет символом новой свободной страны. Предложение вызвало большой отклик среди общественности,и деньги потекли рекой. Статую Христа Искупителя можно назвать народным проектом: в строительстве принимало самое живое участие все население Рио и округа, а также церковь. На грандиозный проект было потрачено более 2 миллионов рейсов (250 000 долларов), колоссальная сумма по тем временам.

27.11.2009. Пришли в Сантос. Нас встречали армяне, прибывшие из Сан-Пауло. Сантос славится своей красивой, богатой и плодородной местностью, в которой выращивают один из самых лучших сортов кофе – бурбон. Город изрезан небольшими бухтами, длина окружающего город пляжа поражает своим размахом. В городе много необычных музеев, в том числе Музей кофе. Город построен на равнине, расположенной на уровне моря, а вдоль всего побережья тянется огромный сад, занесенный в Книгу рекордов Гиннесса как самый большой в мире. На следующее утро мы отправились в Сан- Пауло на двух легковых автомобилях, где встретились с армянской общиной. Через день мы вернулись в Сантос, откуда наш путь лежал в Уругвай.

Rio104.12.2009. Мы зашли в яхт-клуб столицы Уругвая. На берегу нас встречали многочисленные представители диаспоры и военно-морской оркестр страны. Уругвайцы с большим уважением относятся к армянской диаспоре. Недаром Главная ассамблея Сената Уругвая в 1965 году первой в мире признала геноцид армян. В городе проживают в основном потомки испанских и итальянских эмигрантов (креолы). Свое имя – Монтевидео – город получил от португальских первооткрывателей. Недалеко от столицы находится большой холм Эль Серро. Увидев холм с корабля, португальский матрос крикнул «Monte vide eu!», что в переводе с португальского означает «я вижу гору». Большинство жителей столицы говорят на испанском. Современный Монтевидео – экономический, административный, туристический и культурный центр страны. Он один из самых современных городов Южной Америки. На встречу с нами на своей яхте «Патагония» прибыл наш соотечественник из Аргентины Каро Арсланян со своим сыном. По его словам, для него будет большой честью сопровождать нас на своей яхте на маленьком промежутке от Монтевидео до Буэнос-Айреса, всего 127 миль. И вот 10.12.2009 «Армения» в сопровождении «Патагонии », на которой тоже был поднят армянский флаг, вышла на Буэнос-Айрес. Наконецто у нас появилась возможность поснимать нашу яхту со стороны. Мы то и дело со съемочным оборудованием переходили с одной яхты на другую. Через день вошли в центральный яхт-клуб Буэнос-Айреса. Наконец, спустя 9 месяцев, приблизилось завершение первого этапа нашей кругосветки. Огромное количество людей с триколорами встречали нас в порту. Еще и еще раз мы убеждались, как важна наша миссия для наших соотечественников на чужбине. Буэнос-Айрес был основан в 1536 г. испанским конкистадором Педро Мендосой на южном берегу зали ва Ла- Плата. Город включал в себя большое поселение, в дальнейшем используемое как опорный пункт для продвижения переселенцев в глубь страны, и удобную гавань, которая давала возможность путешествовать по Атлантике. Слияние морского порта и стоявшего рядом городка стало причиной объединения их названий в одну длинную фразу «Город Пресвятой Троицы и порт Бого- матери Святой Марии хороших ветров». В начале XIX в. оно было сокращено до Буэнос-Айрес («хороших ветров»). Следующие несколько дней нам предстояло перегнать «Армению» в один из яхт-клубов Сан-Фернандо, вблизи от Буэнос-Айреса. Мы оставляли нашу яхту на попечение нашего нового друга, яхтсмена Каро Арсланяна. А главное, надо было вернуться в Армению, чтобы быть рядом с нашим больным другом коком Самвелом Саркисяном. После 9 месяцев плавания и консервации судна мы возвращались домой, покидая нашу яхту на неопределенное время. Было грустно прощаться с яхтой, и мы все надеялись на скорую встречу и продолжение путешествия. Так закончился первый этап путешествия. Впереди нас ждали новые открытия и приключения… (Продолжение следует…)

В случае копирования и размещения материалов ссылка на журнал и сайт www.designdeluxe.am должна быть активной и является обязательной.