Авторы Айко и Анаит Симонян
Фото Айко
Сидней один из красивейших и космополитичных городов мира. Это молодой и современный город, который лежит на берегах широкой реки Свон. Удивительное место, поражающее своей архитектурой и современными технологиями. Он создает впечатление очень гармоничного города, готового принять любые культуры, народы. Сидней расположен на холмах над великолепным заливом, который круглый год заполняет множество судов. По всему городу встречаются следы колониального прошлого каменные постройки XVIII-XIX веков, мирно соседствующие с небоскребами банками, гостиницами, деловыми и торговыми центрами. Цветущие парки и золотистые пляжи, нежное море и жаркое солнце привлекают сюда тысячи людей не только на отдых, но и на постоянное место жительства. Недаром Сидней прозвали столицей эмигрантов. Мы читали в путеводителе эти слова, сидя в ожидании в аэропорту Дубая и думая о будущем путешествии. Австралия – одна из самых интересных стран, поэтому мы не поленились разузнать о ней как можно больше.
Наше путешествие началось с крайне утомительного перелета, который длился почти сутки. ЕреванДубайМалайзияСидней – многочасовые перелеты и ожидания. Устали нечеловечески! Но стоило попасть туда, как мы поняли – мучения были не напрасны. Австралия – одно из самых чудесных мест в мире. Ну, воервых, это единственный и самый маленький материк, состоящий из одной страны. Его можно пересечь по воздуху за четыре часа и на машине за неделю. Бытует стереотип, что Австралия – это кенгуру, коалы, сплошные леса, ядовитые насекомые и змеи.
В нас тоже сработал этот стереотип. Хотя почему? Мы же летели в Сидней! Город очень похож на НьюЙорк, но, как выяснилось впоследствии, гораздо спокойнее. Преступность в Сиднее почти нулевая, в отличие от НьюЙорка. Вокруг разлита доброта, которую определить с ходу сложно, но чувствуешь всеми нервами. Это просто нереальное чтото! Мы оценили это, когда узнали историю страны. Туда в свое время ссылали каторжников, и они построили такую страну! И я тут представил наших заключенных…
История Сиднея, первого европейского поселения, действительно интересна. Она началась в 1788 году на берегу залива ПортДжексон. Прошло всего 200 с небольшим лет – и он превратился из маленького поселка каторжан в огромный ультрасовременный город со всевозможными памятниками истории. Английский мореплаватель Джеймс Кук впервые попал на восточный берег Австралии в 1770 году. Он заплыл лишь в одну из гаваней, нашел ее вполне пригодной для проживания и дал ей название Ботанический залив (Botany Bay).
Но почемуто он не заплыл в Сиднейскую гавань, которая намного лучше Бота нического залива. Прошло восемнадцать лет, и сюда приплыли первые одиннадцать кораблей Великобритании, большинство пассажиров которых были заключенные. Капитан одного из кораблей, «Сириуса», Артур Филипп был назначен первым губернатором новой колонии, который сразу определил, что Ботанический залив непригоден для поселения и принялся исследовать соседние берега. Вскоре он обнаружил гавань, о которой позже писал: «Красивейшая в мире и безопасная для причала множества кораблей». Все корабли двинулись в новую гавань. Вечером того же дня капитан Филипп и его офицеры уже поднимали тост за Британскую королевскую семью и ее новую колонию.
Так начала свое существование новая колония Великобритании. И все началось с нуля строились дома, улицы, прокладывались дороги, мосты, искалась пригодная для посевов почва, выращивались урожаи. А.Филипп дал городу имя Новый Альбион, который потом переиме новали в Сидней. Жизнь в то время была довольно сложной, пока один из жителей города не нашел первые 120 граммов золота… С тех пор Сидней начал стремительно развиваться и благоустраиваться. Рельеф Сиднея напоминает большое блюдцепиалу с речными долинами с севера на юг.
Самое красивое место в городе, как мы убедились, прибрежная гавань Дарлинг Харбор, которая находится практически рядом с центром города. Здесь мы увидели огромное количество гостиниц, музеев, подарочных магазинов, ресторанов, баров и клубов. Мы попали туда по нашему сезону осенью, а у них в это время – весна. Австралия – это такая страна, где все «вверх тормашками». Для нас, конечно. Какието обыденные вещи там меняют свое поведение. Движение там левостороннее и переходить улицу нужно осторожно.
Вода уходит из ванны, закручиваясь воронкой не по часовой, а против часовой стрелки. Какаято другая, непривычная луна с перевернутыми рожками. Недаром же Зеленый континент называют the land down under («земля вверх ногами»). По Сиднею можно гулять часами. Это удивительно яркий и красочный город. Очень много парков и скверов, где просто какаято нереальная чистота.
В Сиднее очень все смешано, кажется, что там одновременно присутствуют разные века, и особенно это заметно по зданиям. То дома 30х годов, как в кино, то небоскребы 21 го века. Но все очень гармонично. Там есть деловой центр, современный Сити с небоскребами, и остальной город – одно двухэтажный, где много частных домов с приусадебными участками.
На улицах летают попугаи и растут пальмы. Говорят, что здесь постоянно что то цветет, независимо от времени года. Нам очень понравилось, что местные жители ревностно следят за красотой своего места обитания: у каждого во дворе можно встретить целый маленький тропический парк. На улицах нет ни одного неухоженного метра. Еще одна особенность Сиднея в том, что за несколько минут наступает вечер и город погружается в темноту.
Именно тогда с мыса Миссис Маккуори открывается великолепный вид на вечерний деловой центр города на фоне залива и на незабываемую подсветку Оперного театра и мост Harbour. Этот вид больше всего потрясает воображение. У меня даже слов не хватает, чтобы описать все впечатления.
Мы получили фантастическое удовольствие. Нам очень хотелось поближе познакомиться с Сиднейской оперой. Нам много раз приходилось слышать, что это самое красивое здание из всех, что были построены в XX веке. Но пока сам не увидишь, не убедишься. От красоты и изящества Оперного дома дух захватывает. Это невероятное творение из стекла и бетона напоминает то паруса, то огромного лебедя, который собирается взлететь, то даже дольки апельсина.
Кстати, архитектор Оперного дома так и задумывал с дольками апельсина. На самом деле это история, полная интриг и драматизма. Весь мир восхищается этим прекрасным творением, а архитектора даже не пригласили на открытие. Сегодня Сиднейский оперный театр единственное здание XX века, вставшее в один ряд с такими великими архитектурными символами XIX, как Биг-Бен, Статуя Свободы и Эйфелева башня.
Наряду с Айя-Софией и Тадж-Махалом это здание принадлежит к высшим культурным достижениям последнего тысячелетия. В 2007 году программа ЮНЕСКО объявила его памятником культуры мирового значения. В 1945 году стало очевидно, что Сиднею необходим оперный театр. Как и сам Сидней, Оперный театр был придуман британцами. А точнее, скрипачом, композитором сэром Юджином Гуссенсом. Выяснилось, что в городе нет подходящего концертного зала для регулярных выступлений. Вместе с австрийским градостроителем Куртом Лангером они подыскали место для будущего оперного театра скалистый мыс Беннeлонг Пойнт, возле весьма людного паромного порта. Проект Оперы было решено выбрать по итогам международного конкурса, однако власти Австралии сразу поставили парадоксальное условие: государство не будет финансировать строительство театра. Прием заявок начался в 1954 году.
Из 223 присланных работ лучшей была признанаработа 38летнего малоизвестного датчанина Йорна Утцона, который получил образование в Швеции и Дании, где за проект концертного зала в Копенгагене еще в студенческие годы был награжден Малой золотой медалью. Йорн Утцон стремился создать архитектурное сооружение, которое впитало бы в себя элементы совершенно разных культур.
Он посетил Грецию, Марокко, США, побывал в древних городах МонтеАльбано и ЧиченИца, общался со многими выдающимися архитекторами Франком Ллойдом Райтом, Саариненом, Мисом Ван дер Роэ. Созданный Утцоном в результате проект оперного театра впечатлял. Его проект был абсолютно непохож на все, что было построено в мире до сих пор: массивную основу театра сверху накрывали белоснежные крыши, вздымающиеся вверх!
При создании макетов Утцон отошел от модного тогда «органического» стиля и попытался найти новые выразительные средства. Кстати, при землетрясениях и ураганах это сооружение не дало даже трещины. Первый камень в основание нового театра был заложен 2 марта 1959 года.
Планировалось, что строительство Оперы займет четыре года и будет стоить 7 миллионов австралийских долларов, но вместо этого сиднейский театр строился четырнадцать лет и обошелся в целых 102 миллиона. Значительную часть этих средств удалось получить через… лотереи. Жители Сиднея, зная о том, какое удивительное здание для них строят, раскупали билеты на пятьдесят тысяч долларов в неделю. Однако популярности проекта Утцона угрожали начавшиеся технические и политические проблемы.Выяснилось, что большие бетонные «паруса» крыш, составляющие изюминку проекта, нельзя сконструировать согласно первоначальному замыслу датанина. Однако если надо изменять конструкцию крыши, значит, следует переделывать целиком весь проект. Но Утцон не отступил: он решил сделать крыши сферическими, в форме долек апельсиновой кожуры именно на таком примере он объяснил чиновникам суть вносимых в проект поправок.
Для возведения новых «крыльев» театра пришлось взорвать уже залитый фундамент и заложить новый, более прочный. В это время к власти пришло новое правительство, вынудившее Утцона оставить пост главы строи тельства Оперы и покинуть Сидней (как оказалось, навсегда). Следующие семь лет и огромные финансовые вливания ушли на то, чтобы искалечить замысел датчанина. Архитектор, все еще надеясь на повторное приглашение в Сидней, дважды предлагал властям Австралии продолжить работу, но оба раза получил отказ. В одну из ночей 1968 года отчаявшийся архитектор сжег последние макеты и чертежи своего уникального театра…
Его оперный театр с огромной сценой и ошеломляющей красоты интерьером так и остался, по большей части, чудесным замыслом, которому не суждено бы ло воплотиться. Новым руководителем проекта был назначен Питер Холл, архитектор, близкий к властям, но мало разбиравшийся в музыке и акустике, который худобедно достроил Оперу. Внутренние помещения выполнены в стиле, который в архитектуре назвали «готикой космической эры». Официальное открытие Сиднейской оперы состоялось 20 октября 1973 года в присутствии английской королевы Елизаветы II. Утцона на него не пригласили.
И хотя театр стал символом не только Сиднея, но и всей Австралии, на бронзовой табличке, помещенной у входа, выведены лишь имена коронованных особ, министра общественных работ и архитекторов, «завершивших» строительство. Имени Утцона там нет. Имя человека, фактически создавшего театр, не было даже упомянуто в речи королевы Елизаветы, которая торжественно открывала театр в 1973 году. Хотя в дни его славы она очень благосклонно принимала Утцона на борту своей яхты в Сиднейской гавани. земли Но, невзирая ни на что, имя Йорна Утцона, датского архитектора, подарившего Австралии одно из семи современных «чудес света», с благодарностью помнят многие в мире.
Однако датский архитектор, который ныне жив и здоров, не в обиде – памятником ему служит само здание Оперного театра. «Вы никогда от него не устанете, оно никогда вам не надоест», предсказал Утцон в 1965 году. Он был прав: этого действительно никогда не случится. Вот такая история. Нам очень понравился знаменитый мост Харбор Бридж, тоже один из символов Сиднея наряду с Оперой. Он соединяет северную и южную части города.Отсюда открывается замечательный вид, но лучше всего сюда приходить или на восходе солнца, или на закате. Издалека он напоминает стальную дугу, и, может, поэтому многие австралийцы называют мост «вешалкой». Еще Сидней знаменит своим рыбным рынком. Он действительно оставляет сильное впечатление. Однажды мы вышли на прогулку на яхте, которой управляли сами.
Это особое удовольствие… И вот, «поездив» по морю, мы пришвартовываемся у этого рыбного рынка… от обилия и разнообразия рыбы и морепродуктов у нас голова пошла кругом, большинство из них мы никогда и не видели и даже не знаем, как они на зываются. Говорят, что морепродукты в разные страны попадают именно отсюда. Мы перепробовали множество всяких блюд из морепродуктов, а я съел огромное количество устриц, но больше всего я люблю лосося с соевым соусом, Анаит больше склоняется в сторону рыбных блюд, чем моллюсков.
А както мы зашли в дорогой ресторан. Видим, сидят какието женщины, а рядом сложены рабочие каски. Мы начинаем нервничать: нам кажется, что мы зашли не туда. Оказалось, что посетительницы этого солидного ресторана действительно рабочие, причем дорожные. Наше удивление нарастает. Как выяснилось, в Австралии это высокооплачиваемая специальность. Сотрудники офисов, например, зарабатывают меньше рабочих. Мы заметили, к слову, что большинство дорожных рабочих в Сиднее – женщины. Почему – непонятно.
А еще нам выдался случай побывать в знаменитом ресторанчике Harry’s Cafe de Wheels. Тут подают вкуснейшие хот доги и мясные пироги на протяжении 70 лет. Здесь любят перекусывать все, потому что в Австралии нет никакой претенциозности. Богатые люди спокойно могут поесть в какойнибудь забегаловке и ничуть этого не смущаться. Это одна из характерных особенностей местных жителей. Очень симпатичная особенность. А Harry’s знаменит тем, что сюда наведывались такие звезды, как Элтон Джон, Фрэнк Синатра, Марлен Дитрих, Мэрилин Монро, Рассел Кроу и многие другие. Их фотографии развешаны по стенам. Наши друзья, которые с удовольствием показывали нам Сидней и его достопримечательности, сказали хозяину, что я выступал на «Евровидении», меня тут же сфотографировали и отправили фото в головной офис, чтобы там подтвердили мой «статус» (смеется ред.).
Появилось там фото или нет, я не знаю, но хотдоги там действительно потрясающе вкусные. Недалеко от этого места находится не менее известный отель «ТаджМахал», где проходила большая часть съемок фильма «Матрица». Нам очень хотелось увидеть живых кенгуру и коал, но, к сожалению, практически все свое время мы проводили в центре города, где, как известно, этих животных не встретишь. Зато посетили знаменитый сиднейский аквариум в районе Darling Harbour, один из крупнейших в мире. Над нашими головами проплывали морские обитатели, которых только в фильме и увидишь – акулы всевозможных размеров, видов и расцветок, скаты и прочие гады. Нужно признаться, что наряду с интересом было немного не по себе: ходишь и просто надеешься, что стекло достаточно прочное, потому что над твоей головой – огромная толща воды и самые опасные хищники. Находясь в этой стране, я поймал себя на том, что встречаю здесь персонажей из моего любимого мультфильма «Немо».
Звучит странновато, но так и есть. Наши друзья показали нам также Собор Пресвятой Девы Марии, который признан национальной святыней. Это самая вместительная (хотя и не самая высокая) церковь Австралии. В 2008 году собор стал центром мероприятий Всемирного дня католической молодежи и посещался папой Бенедиктом XVI. Архитектура собора типична для английского готического возрождения XIX века. Он построен из золотистого песчаника, который изза атмосферного воздействия снаружи приобрел коричневатый оттенок. А внутри здания песчаник сохранил свой золотистый оттенок, что удачно подчеркивается освещением храма. Собор Девы Марии знаменит своими витражами, которых здесь около 40.Чтобы хорошо узнать страну, нужно довольно много времени, которого, к сожалению, у нас не было. А нам так хотелось бы рассказать вам еще о Зеленом континенте. Но, надеемся, что мы окажемся там еще и не один раз.
В случае копирования и размещения материалов ссылка на журнал и сайт www.designdeluxe.am должна быть активной и является обязательной.