p5Хор­ва­тия – чуд­ная стра­на для от­ды­ха. До­ступ­ная, при­вет­ли­вая, яр­кая и на­ряд­ная, име­ю­щая бо­га­тую исто­рию и не­о­бы­чай­ной кра­со­ты при­ро­ду. Здесь есть все, из-за че­го во­об­ще сто­ит пу­те­шест­во­вать: рос­кош­ное Ад­ри­а­ти­чес­кое мо­ре с прек­рас­ны­ми пля­жа­ми, не­о­бык­но­вен­ные ост­ро­ва, го­ры с сер­пан­ти­на­ми до­рог вдоль ла­зур­но­го мо­ря, ста­рин­ные го­ро­да с ин­те­рес­ной исто­ри­ей и мно­жест­во до­стоп­ри­ме­ча­тель­но­стей. Хор­ва­тия рас­по­ло­же­на в са­мом цент­ре Ев­ро­пы и гра­ни­чит с Ита­ли­ей, Сло­ве­ни­ей и Венг­ри­ей.

p6Поч­ти де­сять про­цен­тов ее тер­ри­то­рии со­став­ля­ют за­по­вед­ни­ки и на­ци­о­наль­ные пар­ки. Мы уже пи­са­ли об од­ном из лю­би­мых ту­ри­сти­чес­ких мест – Ро­ви­не. Од­на­ко ог­ра­ни­чить­ся од­ним толь­ко го­ро­дом мы не смог­ли. По­лу­ост­ров Ист­рия зна­ме­нит не толь­ко сво­и­ми ку­рорт­ны­ми го­ро­да­ми – Пу­лой, По­речью, Ума­гом, Ро­ви­нем, но так­же за­по­вед­ни­ка­ми и на­ци­о­наль­ны­ми пар­ка­ми, об од­ном из ко­то­рых – Плит­виц­ких озе­рах – мы и со­би­ра­ем­ся рас­ска­зать. Но сна­ча­ла бук­валь­но нес­коль­ко слов о го­ро­де Пу­ла, не­да­ле­ко от ко­то­ро­го и рас­по­ло­же­ны Плит­виц­кие озе­ра.

p7Пер­вое упо­ми­на­ние о Пу­ле свя­за­но с ле­ген­дой об ар­го­нав­тах, во вре­мя по­хо­да ко­то­рых за зо­ло­тым ру­ном был ос­но­ван го­род Polai. Они ос­но­ва­ли «Го­род убе­жищ», по­то­му что не сме­ли вер­нуть­ся без зо­ло­той овечь­ей шер­сти. Подт­верж­де­ни­ем свя­зи этой зем­ли с древ­нег­ре­чес­кой куль­ту­рой слу­жат мно­го­чис­лен­ные пред­ме­ты из рас­ко­пок. В 45-46 го­дах до н.э. Пу­ла по­лу­чи­ла ста­тус римс­кой ко­ло­нии, что при­ве­ло к ее ин­тен­сив­но­му раз­ви­тию. Древ­ние рим­ля­не оце­ни­ли вы­год­ное ге­ог­ра­фи­чес­кое по­ло­же­ние го­ро­да, превра­тив его в не­о­фи­ци­аль­ную сто­ли­цу Ист­рии.

p8Го­род с мяг­ким сре­ди­зем­но­морс­ким кли­ма­том рас­по­ло­жен на юго-за­па­де по­лу­ост­ро­ва Ист­рия в ши­ро­ком, за­щи­щен­ном от вет­ров за­ли­ве. Пра­вя­ще­му в те вре­ме­на им­пе­ра­то­ру Ав­гу­сту при­над­ле­жат сло­ва: «Удо­вольст­вия бо­га­тых – за­лог проц­ве­та­ния сред­не­го клас­са». В удо­вольст­ви­ях бо­га­тые се­бе не от­ка­зы­ва­ли и с боль­шим тща­ни­ем стро­и­ли са­мые раз­ные за­ве­де­ния. Стро­е­ния прек­рас­но сох­ра­ни­лись до на­ших дней, и се­год­ня каж­дый мо­жет уви­деть Три­ум­фаль­ную ар­ку, Римс­кий те­атр, Гер­ку­ле­со­вы вра­та и Ко­ли­зей – ам­фи­те­атр, пост­ро­ен­ный в I ве­ке в прав­ле­ние им­пе­ра­то­ра Вес­па­си­а­на.

p16В нем и в на­сто­я­щее вре­мя про­хо­дят фе­сти­ва­ли, кон­цер­ты и те­ат­раль­ные пред­став­ле­ния. Это один из са­мых боль­ших Ко­ли­зе­ев ми­ра, ко­то­рый к то­му же прек­рас­но сох­ра­нил­ся. В древ­ние вре­ме­на ам­фи­те­атр, ес­ли ве­рить пре­да­нию, вме­щал до 20 ты­сяч зри­те­лей. Сей­час на пред­став­ле­ния мо­гут по­пасть до 5 ты­сяч че­ло­век. Ам­фи­те­атр рас­по­ло­жен вне стен ста­ро­го го­ро­да. А до­ро­га, со­е­ди­ня­ю­щая его с цент­ром го­ро­да и пост­ро­ен­ная так­же во вре­ме­на Вес­па­си­а­на, и по сей день яв­ля­ет­ся од­ной из глав­ных го­родс­ких ма­гист­ра­лей. Пу­ла по­пе­ре­мен­но пе­ре­хо­ди­ла то к Ве­не­ции, то к Авст­рии, то к Фран­ции, за­тем сно­ва – к Авст­рии.

p9Пос­ле Пер­вой ми­ро­вой вой­ны го­род пе­ре­шел под власть Ита­лии, и толь­ко в 1947 го­ду, пос­ле окон­ча­ния Вто­рой ми­ро­вой вой­ны, Ист­рия и Пу­ла бы­ли вос­со­е­ди­не­ны с Хор­ва­ти­ей. Се­год­ня го­род Пу­ла – один из са­мых боль­ших и кра­си­вей­ших го­ро­дов Хор­ва­тии с бо­га­той исто­ри­ей. Он прек­ра­сен и уди­ви­те­лен на­столь­ко, что ни­ко­го не остав­ля­ет рав­но­душ­ным! Вли­я­ние Ита­лии сох­ра­ни­лось до сих пор. Нап­ри­мер, поч­ти все ука­за­те­ли и таб­лич­ки с раз­но­об­раз­ной ин­фор­ма­ци­ей на­пи­са­ны на двух язы­ках – италь­янс­ком и хор­ватс­ком.

p13Поч­ти все жи­те­ли го­во­рят на обо­их язы­ках, а стар­шее по­ко­ле­ние вла­де­ет и рус­ским. А та­ко­го ра­ду­шия и го­степ­ри­имст­ва я не встре­ча­ла дав­но. Воз­мож­но, в этом так­же зак­лю­чен сек­рет при­тя­га­тель­но­сти здеш­них мест. Мое иск­рен­нее вос­хи­ще­ние выз­вал та­кой, ка­за­лось бы, три­ви­аль­ный пред­мет, как крыш­ки го­родс­ких лю­ков. Я не мог­ла рав­но­душ­но прой­ти ми­мо от­ли­тых из ме­ди, ху­до­жест­вен­но оформ­лен­ных и пок­ры­тых ори­ги­наль­ны­ми узо­ра­ми лю­ков. Вен­ча­ла эту кра­со­ту над­пись GRAD PULA. Кста­ти, я ниг­де не ви­де­ла та­ко­го ко­ли­чест­ва лю­ков.

p14В Пу­ле есть ка­кое-то вол­шебст­во, пи­та­ю­щее все ор­га­ны чувств. Са­мая глав­ная ее осо­бен­ность – раз­ли­тое в воз­ду­хе не­у­ло­ви­мое про­ти­во­ре­чие: город од­нов­ре­мен­но мощ­ный, силь­ный, да­же неп­ри­ступ­ный, но в то же вре­мя об­на­ру­жи­ва­ет ми­лей­шие, уют­ней­шие за­ко­ул­ки, ко­то­рые жи­вут как бы са­ми по се­бе эта­ки­ми го­стя­ми из прош­ло­го. Здесь соп­ри­ка­са­ет­ся мно­жест­во, ка­за­лось бы, не­сов­ме­сти­мых ве­щей, об­ра­зу­ю­щих уни­каль­ный и не­пов­то­ри­мый об­раз…

p10Воз­мож­но, это и при­тя­ги­ва­ет ты­ся­чи ту­ри­стов со все­го ми­ра. Мы оста­но­ви­лись в ту­ри­сти­чес­ком ме­стеч­ке «Пун­та ве­ру­де­ла». Это ог­ром­ный сос­но­во-ду­бо­вый парк, в ко­то­ром рас­по­ло­жи­лись оте­ли, разв­ле­ка­тель­ные цент­ры, тен­нис­ные кор­ты. Пер­вое и са­мое силь­ное впе­чат­ле­ние – это силь­ней­ший хвой­ный аро­мат в проз­рач­ном воз­ду­хе, от ко­то­ро­го бук­валь­но кру­жит­ся го­ло­ва.

p11По­том, ког­да при­хо­дишь в се­бя, за­ме­ча­ешь не­ре­аль­но си­нее и чи­стое мо­ре, га­леч­ные пля­жи фан­та­сти­чес­кой фак­ту­ры и морс­ких ежей, во мно­жест­ве вид­ных в проз­рач­ной морс­кой во­де. На зем­ле не так мно­го мест, про ко­то­рые мож­но ска­зать «осо­бен­ное место». Од­но из них – на­ци­о­наль­ный парк Плит­виц­кие озе­ра, создан­ный в 1949 го­ду.

p1Хо­тя уже в кон­це ХIХ ве­ка су­щест­во­ва­ла об­щест­вен­ная груп­па по за­щи­те Плит­виц. Из­вест­ные лю­ди де­ла­ли, что мог­ли: со­би­ра­ли день­ги, сле­ди­ли, что­бы поб­ли­зо­сти не бы­ло пост­ро­е­но ни­че­го, что мог­ло бы на­не­сти ущерб озе­рам. Обоз­на­чен­ный на кар­тах XVII столетия «Са­дом дья­во­ла», этот озер­ный край ны­не пред­став­ля­ет со­бой на­сто­я­щий Эдем с уми­рот­во­ря­ю­щей ат­мос­фе­рой и ска­зоч­ны­ми пей­за­жа­ми.

p21Его об­щая пло­щадь со­став­ля­ет 29,5 ты­сяч га, из ко­то­рых свы­ше 13 тыс. га за­ни­ма­ют девст­вен­ные ле­са, че­ре­ду­ю­щи­е­ся с по­ля­ми, за­лив­ны­ми лу­га­ми и нес­коль­ки­ми де­ре­вуш­ка­ми, а осталь­ную часть – озе­ра. Плит­ви­цы – это боль­шая семья из шест­над­ца­ти кра­си­вей­ших озер, цвет ко­то­рых про­из­воль­но «пу­те­ше­сту­ву­ет» по спект­ру го­лу­бой-ак­ва­ма­рин-зе­ле­ный-изум­руд­ный-би­рю­зо­вый-ла­зур­ный, а то вдруг и се­ро-ко­рич­не­вый.

p15Вся эта не­ве­ро­ят­ная пре­лесть кас­ка­дом рас­ки­ну­лась на про­тя­же­нии де­ся­ти ки­ло­мет­ров, со­е­ди­нен­ная меж­ду со­бой мно­го­чис­лен­ны­ми во­до­па­да­ми, и 133 мет­ров в вы­со­ту. Вход в парк на­хо­дит­ся на­вер­ху, и по­се­ти­те­ли дви­жут­ся по пар­ку по из­ви­ли­стой тро­пин­ке все вре­мя вниз, вдоль озер, гор и во­до­па­дов, лю­бу­ясь их не­о­бык­но­вен­ной кра­со­той. Ког­да спус­ка­ешь­ся по тро­пин­ке в ок­ру­же­нии цве­ту­щей ди­кой при­ро­ды, все вре­мя ждешь чу­да.

p29Но ни­ка­кие сло­ва не мо­гут пе­ре­дать той кра­со­ты, ко­то­рая отк­ры­ва­ет­ся из-за пер­во­го по­во­ро­та: пе­ред взо­ром по­яв­ля­ет­ся го­ра, по ко­то­рой стру­ит­ся ог­ром­ный во­до­пад, а вни­зу, под ним, про­сти­ра­ет­ся не­бы­ва­лой кра­со­ты би­рю­зо­вое озе­ро в ок­ру­же­нии скал. Ес­ли по­дой­ти к во­до­па­ду в вет­ре­ную по­го­ду, вас мо­жет нак­рыть об­ла­ко мель­чай­ших брызг, ле­тя­щих от не­го. Кра­со­та!

p22Са­мое верх­нее из них, Про­щаль­ное, – вто­рое по ве­ли­чи­не – на­хо­дит­ся на уров­не 636 мет­ров над мо­рем, а вы­со­та пос­лед­не­го, ниж­не­го озе­ра Но­ва­ко­ви­ца-Брод ни­же на 133 мет­ра. Раз­ноц­вет­ные озе­ра и во­до­па­ды сме­ня­ют друг дру­га, вы­зы­вая на­ра­ста­ю­щее вос­хи­ще­ние и неп­ро­из­воль­ные воск­ли­ца­ния. Пол­ный эк­стаз! Но са­мое уди­ви­тель­ное под­сте­ре­га­ет вас у са­мой кром­ки во­ды.

p2Она рез­ко ме­ня­ет свой цвет, прев­ра­ща­ясь то в свет­ло-зе­ле­ную, то в си­не-зе­ле­ную, сох­ра­няя при этом не­о­бык­но­вен­ную проз­рач­ность. Она та­кая прозрач­ная, что вид­но каж­дый ли­стик, упав­ший в во­ду, каж­дую тра­вин­ку, за­не­сен­ную ту­да вет­ром, каж­дую ве­точ­ку, сле­тев­шую с де­ре­ва. Ка­жет­ся, что у бе­ре­га глу­би­на озера все­го по ко­ле­но, а ока­зы­ва­ет­ся, что мо­жет да­же нак­рыть с го­ло­вой!

p25Ха­рак­тер­ная осо­бен­ность этих озер – бес­чис­лен­ное мно­жест­во не­пу­га­ной фо­ре­ли. Ее здесь пол­ным-пол­но, это ее царст­во. Ры­бы соп­ро­вож­да­ют по­се­ти­те­лей на всем пу­ти вдоль озер.В за­ви­си­мо­сти от ос­ве­ще­ния и ко­ли­чест­ва ми­не­ра­лов в во­де цвет ее по­сто­ян­но ме­ня­ет­ся. На­ча­ло кра­си­вой во­дя­ной це­поч­ке да­ют две не­боль­шие реч­ки – Црна и Бе­ла (Чер­ная и Бе­лая со­от­ветст­вен­но).На скло­нах ле­си­стых гор они сли­ва­ют­ся в ре­ку Ма­ти­цу и об­ра­зу­ют пер­вый во­до­пад, ко­то­рый ина­че как лю­бов­ным со­е­ди­не­ни­ем не на­зо­вешь: ведь в ре­зуль­та­те рож­да­ет­ся нес­коль­ко но­вых во­до­па­ди­ков в год! Ро­ман­тич­но, ко­неч­но, но и впол­не объ­яс­ни­мо на­уч­но.

p18Лю­бое ста­рое де­рев­це, ве­точ­ка, да­же ли­сто­чек на­чи­на­ет по­сте­пен­но ка­ме­неть, упав в вол­шеб­ную во­ду (тра­ди­ци­он­ные «су­ве­ни­ры» из за­по­вед­ни­ка Плит­виц­кие озе­ра – ока­ме­не­лые ли­сточ­ки, но за сбор их мож­но до­ро­го зап­ла­тить). Пок­ры­тые каль­це­фи­ла­ми ра­сте­ния об­ра­зу­ют твер­дые от­ло­же­ния, пе­рек­ры­ва­ю­щие ре­ки. Во­да, по­сте­пен­но раз­мы­вая по­доб­ные «дам­бы», об­ра­зу­ет но­вые во­до­па­ды.

p19 Это про­ис­хо­дит очень быст­ро. Вет­ки, листья, упав­шие в во­ду, на сле­ду­ю­щий год уже ока­ме­не­ва­ют, а из­вест­ня­ко­вые пло­ти­ны ра­стут на нес­коль­ко сан­ти­мет­ров в год. Вет­ви и ство­лы в те­ле кам­ня сох­ра­ня­ют­ся веч­но, по­ка их пок­ры­ва­ет во­да, но она все-та­ки ра­но или позд­но спа­да­ет, а тог­да кис­ло­род сде­ла­ет свое де­ло – де­ре­во выг­ни­ва­ет, остав­ляя в ту­фе ды­ры, но­ры и пе­ще­ры.

p23Ка­мень ра­стет, очер­та­ния бе­ре­гов из­ме­ня­ют­ся, вме­сто од­них во­до­па­дов по­яв­ля­ют­ся дру­гие, а на ме­сте ста­рых на­чи­на­ют ра­сти мхи, тра­вы, ку­сты и но­вые де­ревья. По­сто­ян­ное «стро­и­тельст­во» ког­да-то при­ве­дет на эти ме­ста во­ду – в од­ну прек­рас­ную вес­ну она по­те­чет пря­мо по тра­ве, по­сте­пен­но ско­вы­вая ее, и все пой­дет по но­во­му кру­гу. По­э­то­му и на­зы­ва­ют ланд­шаф­ты Плит­виц­ких озер жи­вы­ми, за­га­доч­ны­ми, пе­ре­мен­чи­вы­ми. В соз­да­нии кас­ка­да озер сыг­ра­ла важ­ную роль и раз­но­об­раз­ная ра­сти­тель­ность, в том чис­ле мхи, об­ра­зо­вав­шие тра­вер­тин или из­вест­ня­ко­вый туф. Тра­вер­тин сло­я­ми пок­ры­ва­ет ра­сте­ния, прев­ра­щая их в ка­мень и соз­да­вая при­чуд­ли­вые фор­мы по ме­ре за­сты­ва­ния. Упав­шие де­ревья на Плит­ви­цах не уби­ра­ют.

p3По­то­му что они уже ста­ли частью то­го про­цес­са, в ре­зуль­та­те ко­то­ро­го в бу­ду­щем ро­дит­ся но­вый во­до­пад. Воз­мож­но, он ста­нет столь же прек­рас­ным и ве­ли­чест­вен­ным, как са­мый боль­шой плит­виц­кий во­до­пад, под ко­то­рым мно­гие влюб­лен­ные, по тра­ди­ции, про­во­дят об­ряд вен­ча­ния.

p24Ког­да об­ра­зо­ва­лась эта при­род­ная кра­со­та, точ­но не зна­ют до сих пор – спе­ци­а­ли­сты рас­хо­дят­ся во мне­ни­ях по это­му воп­ро­су, но ос­нов­ная вер­сия гла­сит, что Плит­виц­кие озе­ра воз­ник­ли в пост­лед­ни­ко­вый пе­ри­од. К сох­ран­но­сти пар­ка здесь от­но­сят­ся бо­лее чем стро­го: вез­де про­ло­же­ны де­ре­вян­ные на­сти­лы, что­бы по­се­ти­те­ли не пов­ре­ди­ли грунт, не по­топ­та­ли ра­сте­ния, не по­мя­ли цве­ты.Ос­нов­ная за­да­ча вла­стей – сох­ра­нить эко­ло­гию нев­ре­ди­мой, в пер­воз­дан­ном ви­де на ог­ром­ной тер­ри­то­рии. Не дай Бог сор­вать цве­то­чек (штраф око­ло 600 ев­ро) и т.д. По­се­ти­те­лей в пар­ке очень мно­го, но сле­ды их пре­бы­ва­ния ста­ра­тель­но уби­ра­ют­ся мно­го­чис­лен­ны­ми слу­жа­щи­ми. Они ра­бо­та­ют с пол­ным соз­на­ни­ем то­го, что при­ро­да, ес­ли ее не ох­ра­нять, прев­ра­ща­ет­ся в ок­ру­жа­ю­щую сре­ду.

p4Здесь зап­ре­ще­ны лю­бые ви­ды ту­риз­ма, кро­ме про­гу­лоч­но­го в соп­ро­вож­де­нии ги­да. Здесь зап­ре­ще­но кор­мить рыб, да­же опус­кать ру­ки в во­ду; листья, вет­ки, от­ми­ра­ю­щие де­ревья, упав­шие в во­ду, так там и оста­ют­ся, их ник­то не изв­ле­ка­ет, что­бы не на­ру­шать при­род­ный ба­ланс за­по­вед­ни­ка, по­то­му что ес­ли на­ру­шит­ся хи­ми­чес­кий со­став во­ды, но­вый во­до­пад про­сто не ро­дит­ся.

p28

Ду­маю, ком­мен­та­рии из­лиш­ни. В 1979 го­ду парк был вклю­чен в спи­сок ми­ро­во­го при­род­но­го нас­ле­дия ЮНЕС­КО. Кро­ме озер парк сла­вит­ся сво­и­ми пе­ще­ра­ми, ко­то­рых нас­чи­ты­ва­ет­ся здесь 36 штук. Сос­ре­до­то­че­ны они, в ос­нов­ном, в во­сточ­ной ча­сти. Сто­ит по­се­тить пе­ще­ру Го­луб­ня­ца дли­ной 165 мет­ров, ук­ра­шен­ную ста­лак­ти­та­ми, или заг­ля­нуть в Мрац­кую, ин­те­рес­ную сво­ей фа­у­ной. Ес­ли спро­сить у хор­ва­та, ку­да по­е­хать от­дох­нуть, то он неп­ре­мен­но ска­жет, что «в это вре­мя хо­ро­ши Плит­ви­цы», при этом не важ­но, ког­да вы спра­ши­ва­е­те, – зи­мой ли, осенью или ле­том. И он прав. Сю­да по­сто­ян­но про­ни­ка­ет влаж­ный морс­кой воз­дух.

p26

Пов­сю­ду во­ду ок­ру­жа­ет зе­лень: ку­стар­ни­ки, ка­са­ю­щи­е­ся вод­ной гла­ди или струй во­дос­ка­тов, тра­вы, ра­сту­щие на су­ше и под во­дой, по­рою об­ра­зу­ю­щие це­лые мост­ки. Это соз­да­ет впе­чат­ле­ние, что ра­сти­тель­ность на­сту­па­ет на су­шу пря­мо из глу­бин озер. За­по­вед­ник рас­по­ло­жен сре­ди неп­ри­ступ­ных ле­сов го­ры Ди­на­рик, ко­то­рые на ста­рых кар­тах обоз­на­ча­лись как «Дья­вольс­кий лес». Из дья­вольс­ко­го здесь – толь­ко кра­со­та, со­сто­я­щая из уни­каль­но­го бу­ко­во­го и хвой­но­го ле­са, сох­ра­нив­ше­го­ся с древ­ней­ших вре­мен и об­ла­да­ю­ще­го спо­соб­ностью к са­мо­вос­ста­нов­ле­нию. На­ци­о­наль­ный парк Плит­виц­кие озе­ра пре­до­ста­вил убе­жи­ще оле­ням и ди­ким ка­ба­нам, вол­кам и бу­рым мед­ве­дям.

p20Один из гор­ных мас­си­вов да­же на­зы­ва­ет­ся Мед­вед­жак. Сог­лас­но по­верью, Плит­ви­цы бу­дут су­щест­во­вать до тех пор, по­ка оста­нет­ся в жи­вых хо­тя бы один мед­ведь. Про­шед­шие в кон­це ХХ ве­ка вой­ны на тер­ри­то­рии быв­шей Югос­ла­вии сни­зи­ли ко­ли­чест­во этих ве­ли­ко­леп­ных жи­вот­ных, но воз­мож­но, в бли­жай­шем бу­ду­щем их чис­лен­ность вос­ста­но­вит­ся. Кра­со­та Плит­виц­ких озер зах­ва­ты­ва­ет дух в лю­бое вре­мя го­да. Каж­дый пу­те­шест­вен­ник на­чи­на­ет здесь неп­ро­из­воль­но ждать чу­да, каж­дый – сво­е­го. По­то­му что не­воз­мож­но пом­нить, что где-то еще су­щест­ву­ет дру­гой мир, в ко­то­рый ра­но или позд­но при­дет­ся вер­нуть­ся, рас­чи­стив в серд­це и па­мя­ти «шкаф­чик» еще для од­но­го не­за­бы­ва­е­мо­го ме­ста – Плит­виц­ких озер.

В случае копирования и размещения материалов ссылка на журнал и сайт www.designdeluxe.am должна быть активной и является обязательной.