t13Явы­нес­ла сло­ва Стен­да­ля о Ми­ла­не в эпиграф сов­сем не по ли­те­ра­тур­ной на­доб­но­сти, как мо­жет по­ка­зать­ся, а по­то­му, что они аб­со­лют­но точ­но вы­ра­зи­ли мое восп­ри­я­тие это­го го­ро­да и его жи­те­лей. С пер­вым вдо­хом ми­ланс­ко­го воз­ду­ха те­бя оку­ты­ва­ет доб­ро­та и ощу­ще­ние счастья со­вер­шен­но естест­вен­но­го, при­род­но­го ха­рак­те­ра. Пос­ле ере­ванс­ко­го пом­но­жен­но­го в ра­зы зем­но­го при­тя­же­ния этот италь­янс­кий го­род за­ста­вил по­чувст­во­вать се­бя сан­ти­мет­ров этак на 10 вы­ше зем­ли. Ощу­ще­ние не по­ки­да­ло ме­ня на про­тя­же­нии все­го времени пре­бы­ва­ния в Ми­ла­не.

t3                                                                                                                               Сона Сосян

Ми­лан – это го­род бо­гатст­ва, серд­це италь­янс­кой эко­но­ми­ки, а еще – за­ко­но­да­тель ев­ро­пейс­кой мо­ды, од­на из гра­ней мно­го­ли­кой Ита­лии. Ми­лан не­од­нок­рат­но был сто­ли­цей Римс­кой Им­пе­рии. Се­год­ня это са­мый ди­на­мич­но раз­ви­ва­ю­щий­ся го­род Ита­лии. Он сох­ра­нил свою са­мо­быт­ность и яв­ля­ет­ся бо­га­тей­шей сок­ро­вищ­ни­цей па­мят­ни­ков ис­кусст­ва. Здесь жи­вет приб­ли­зи­тель­но 1,5 млн че­ло­век, а с при­го­ро­да­ми – бо­лее трех млн. Пос­ле Ри­ма это вто­рой по ве­ли­чи­не го­род стра­ны. Ми­лан – сто­ли­ца Лом­бар­дии, се­вер­но­го рай­о­на Ита­лии, рас­по­ло­жен­но­го меж­ду Аль­па­ми и до­ли­ной ре­ки По и гра­ни­ча­ще­го с Швей­ца­ри­ей.

t12От ро­манс­ко­го сти­ля до го­ти­чес­ко­го, от ре­нес­сан­са, ба­рок­ко и до са­мых сме­лых и ин­но­ва­ци­он­ных ар­хи­тек­тур­ных и ар­ти­сти­чес­ких ре­ше­ний, Лом­бар­дия име­ет вну­ши­тель­ное куль­тур­ное и ар­ти­сти­чес­кое нас­ле­дие. Ее ад­ми­нист­ра­тив­ный центр ско­рее ши­ка­рен, не­же­ли прив­ле­ка­те­лен. Ар­хи­тек­ту­ра Ми­ла­на, фа­са­ды до­мов в его цент­раль­ной ча­сти мо­ну­мен­таль­ны и под­чёр­ки­ва­ют древ­нюю исто­рию го­ро­да. Жи­те­ли и ру­ко­водст­во го­ро­да чтут тра­ди­ции и не поз­во­ля­ют на­ше­му ин­дуст­ри­аль­но­му ве­ку на­не­сти шрам на исто­ри­чес­ки сло­жив­ший­ся об­лик го­ро­да.

t11Гу­ляя по Ми­ла­ну, я дол­го пы­та­лась по­нять, че­го мне здесь не хва­та­ет, что я ни­как не мо­гу об­на­ру­жить в го­ро­де. И толь­ко ве­че­ром ста­ло по­нят­но: в го­ро­де пол­ностью от­сутст­ву­ет рек­ла­ма. Здесь нет рек­лам­ных щи­тов, бан­не­ров, ра­стя­жек, а вит­ри­ны ма­га­зи­нов вы­пол­не­ны в со­от­ветст­вии с об­щим ар­хи­тек­тур­ным об­ли­ком го­ро­да, сло­жив­шим­ся мно­го сто­ле­тий на­зад. По­ло­жи­тель­ную жерт­ву этой по­ли­ти­ке сох­ра­не­ния исто­ри­чес­ко­го об­ли­ка Ми­ла­на при­нес и вез­де­су­щий “Мак­до­нальдс”. Раз­ме­стив­шемуся в са­мом серд­це го­ро­да, в са­мом пре­стиж­ном его ме­сте, ему все же приш­лось пе­рек­ра­сить вы­вес­ки.

t10На­вер­ное, это единст­вен­ный в ми­ре “чер­ный Мак­до­нальдс”. Наз­ва­ние го­ро­да Ми­лан по од­ной из вер­сий про­ис­хо­дит от ми­фи­чес­ко­го жи­вот­но­го – по­лу­ка­ба­на, по­луль­ва, на­по­ло­ви­ну пок­ры­то­го шерстью. Од­но­му из кельтс­ких ца­рей, по ле­ген­де ос­но­вав­ше­му го­род еще за 600 лет до на­шей эры, нап­ро­ро­чи­ли, что там, где он най­дет это ди­ко­вин­ное жи­вот­ное, бу­дет пост­ро­ен го­род.

t9Изоб­ра­же­ние это­го жи­вот­но­го мож­но встре­тить на фа­са­дах ми­ланс­ких до­мов. Соглас­но дру­гой вер­сии, сво­е­му наз­ва­нию Ми­лан обя­зан рас­по­ло­же­нию: “ме­дио” (по­се­ре­ди­не), “пла­но” (рав­ни­на) – Mediolanum. Еще по од­ной вер­сии эти­мо­ло­гия наз­ва­ния вос­хо­дит к го­там, зав­ла­дев­шим го­ро­дом пос­ле рим­лян и наз­вав­шим его Mailand, “Майс­кая зем­ля”, стра­на теп­ла и вдох­но­ве­ния. На мой взгляд, готс­кая вер­сия на­и­бо­лее близ­ка к исти­не. Ми­лан – го­род с уни­каль­ной судь­бой.

t8Все двад­цать пять ве­ков он яв­лял­ся же­лан­ной до­бы­чей для мно­гих ев­ро­пейс­ких мо­нар­хов. Ми­лан по­пе­ре­мен­но пе­ре­хо­дил под власть ис­пан­цев, авст­рий­цев и фран­цу­зов, что сде­ла­ло его ар­хи­тек­тур­ный и куль­тур­ный об­лик столь сво­е­об­раз­ным и уни­каль­ным.Окон­ча­тель­но го­род из­ба­вил­ся от иност­ран­но­го ига в 1859 го­ду, ког­да ко­роль Ита­лии Вит­то­рио Эма­ну­э­ле II и ко­роль Фран­ции На­по­ле­он III с три­ум­фом вош­ли в Ми­лан, сде­лав его частью но­во­го италь­янс­ко­го го­су­дарст­ва.

t7В пер­вый век объ­е­ди­нен­ной Ита­лии Ми­лан внес ог­ром­ный вклад в раз­ви­тие го­су­дарст­ва: ли­те­ра­тур­ные, фи­ло­софс­кие и по­ли­ти­чес­кие те­че­ния наш­ли здесь бла­го­дат­ную поч­ву. Дол­гое вре­мя го­род был важ­ней­шим тор­го­вым цент­ром пе­рек­рестья тран­саль­пийс­ких до­рог и же­лан­ной до­бы­чей мо­гу­щест­вен­ных ди­на­стий. Се­год­ня этот ши­кар­ный и су­ет­ли­вый центр де­ло­вой и куль­тур­ной жиз­ни пре­до­став­ля­ет бо­га­тей­шую куль­тур­ную прог­рам­му и гаст­ро­но­ми­чес­кие удовольст­вия.

t6Ми­лан уст­ро­ен по ра­ди­аль­но-коль­це­во­му прин­ци­пу: от цент­ра в раз­ные сто­ро­ны рас­хо­дят­ся до­ро­ги, по пу­ти пе­ре­се­кая коль­ца быв­ших го­родс­ких гра­ниц – кре­пост­ных стен. В цент­ре та­ко­го го­ро­да обыч­но име­ет­ся пло­щадь, на ко­то­рой сто­ит Са­мое Глав­ное Зда­ние. В Ми­ла­не это – Ду­о­мо (Duomo), вто­рой по ве­ли­чи­не христи­анс­кий храм в ми­ре (а так­же са­мый боль­шой на све­те го­ти­чес­кий со­бор). Пло­щадь Ду­о­мо – серд­це Ми­ла­на. Мож­но це­лый день гу­лять по пло­ща­ди и не за­ме­тить, как про­ле­те­ло вре­мя.

t5При лю­бой воз­мож­но­сти я спус­ка­лась к пло­ща­ди, да­же ес­ли бы­ла очень устав­шая, и там от­ды­ха­ла ду­хов­но и фи­зи­чес­ки, нас­лаж­да­ясь кра­со­той как са­мой пло­ща­ди, так и че­ло­ве­чес­ких вза­и­мо­от­но­ше­ний в этом го­ро­де. Имен­но здесь ми­лан­цы вме­сте встре­ча­ют Рож­дест­во, Но­вый год и про­чие шум­ные празд­ни­ки, на ко­то­рые так щедр италь­янс­кий ка­лен­дарь. В сво­ем ны­неш­нем ви­де пло­щадь Ду­о­мо су­щест­ву­ет от­но­си­тель­но не­дав­но: в 1865 го­ду ее пол­ностью пе­рест­ро­и­ли по про­ек­ту Джу­зеп­пе Мен­го­ни. В ее ос­но­ва­нии (с за­пад­но­го края) воз­вы­ша­ет­ся Ми­ланс­кий со­бор.

t4 Не м­но­гие из италь­янс­ких церк­вей стро­и­лись так дол­го и с та­ки­ми труд­но­стя­ми, как Ми­ланс­кий Со­бор. Ре­ше­ние о его стро­и­тельст­ве бы­ло при­ня­то в 1386 го­ду. Со­бор, пос­вя­щен­ный Свя­той Де­ве Ма­рии На­шен­те (это пол­ное наз­ва­ние Ми­ланс­ко­го Со­бо­ра) был за­ло­жен на ме­сте, где рань­ше сто­ял со­бор Сан­та Ма­рия Мад­жо­ре (IX век). Ду­о­мо про­во­ци­ру­ет на эпи­те­ты в силь­но пре­вос­ход­ной сте­пе­ни. Гран­ди­оз­ный, оше­лом­ля­ю­щий, ве­ли­ко­леп­ный… От­ка­зы­ва­ешь­ся ве­рить, что эту ажур­ную меч­ту возд­виг­ли лю­ди; ка­жет­ся, что она вы­рос­ла на этом ме­сте, по­доб­но то­му, как из ма­лень­ко­го се­меч­ка по про­шест­вии сто­ле­тий вы­ра­ста­ет ог­ром­ное рас­ки­ди­стое де­ре­во.

t15

Со­бор пост­ро­ен в го­ти­чес­ком сти­ле, до тех пор по эту сто­ро­ну Альп не встре­чав­шем­ся. Это од­на из са­мых боль­ших го­ти­чес­ких церк­вей в ми­ре, ее вы­со­та со­став­ля­ет 157 м, а ши­ри­на – 92 м. За­мы­сел со­бо­ра яв­ля­ет­ся про­дук­том ге­ни­аль­но­го ума ин­же­не­ра Си­мо­не да Ор­се­ни­го. Од­на­ко над воп­ло­ще­ни­ем его идеи тру­ди­лись раз­лич­ные италь­янс­кие, фран­цузс­кие и не­мец­кие ар­хи­тек­то­ры на про­тя­же­нии нес­коль­ких ве­ков. Для его стро­и­тельст­ва пот­ре­бо­вал­ся впе­чат­ля­ю­щий срок – шесть ве­ков. Пер­вый ка­мень за­ло­жил 23 мая 1387 го­да ар­хи­е­пис­коп Ан­то­нио ди Са­луц­цо.

t2Стро­ить при этом ре­ши­ли не из крас­но­го обож­жен­но­го кир­пи­ча (как бы­ло преж­де при­ня­то в Ми­ла­не), а из цен­ней­ше­го кан­до­лийс­ко­го мра­мо­ра. В 1417 го­ду глав­ный ал­тарь еще не­дост­ро­ен­но­го со­бо­ра ос­вя­тил па­па Мар­тин V, а це­ли­ком со­бор на­чал функ­ци­о­ни­ро­вать в 1572 го­ду, пос­ле то­го, как его тор­жест­вен­но отк­рыл свя­той Карл Бор­ро­меи. В 1769 го­ду по­я­вил­ся 104-мет­ро­вый шпиль с че­ты­рех­мет­ро­вой ста­ту­ей Ма­дон­ны из по­зо­ло­чен­ной брон­зы, и был из­дан дек­рет о том, что ни од­но зда­ние в Ми­ла­не не долж­но зас­ло­нять со­бой свя­тую пок­ро­ви­тель­ни­цу го­ро­да.

t1Ми­ланс­кий со­бор ук­ра­шен бо­лее чем тре­мя ты­ся­ча­ми ста­туй. При­ме­ча­тель­но, что па­ра женс­ких фи­гур, вод­ру­жен­ных на цент­раль­ный бал­кон фа­са­да, счи­та­ет­ся про­об­ра­зом нью-йоркс­кой ста­туи Сво­бо­ды. Для Со­бо­ра ха­рак­тер­но единст­во сти­ля и гар­мо­нич­ность форм, что ти­пич­но для фран­цузс­кой “пла­ме­не­ю­щей” го­ти­ки. 135 круп­ных шпи­лей и множест­во мел­ких, ко­то­рые воз­вы­ша­ют­ся пов­сю­ду, ка­жут­ся фан­та­сти­чес­ким ле­сом, на­се­лен­ным скульп­ту­ра­ми, ка­мен­ны­ми чу­до­ви­ща­ми и пер­со­на­жа­ми из ле­генд. A ког­да под­ни­ма­ешь­ся на кры­шу, к ост­ро­вер­хим ба­шен­кам, воз­ни­ка­ет ил­лю­зия, что вок­руг те­бя бу­шу­ет пла­мя, из­ва­ян­ное в кам­не.

t17По­верь­те, ис­кусст­во скульп­то­ров впе­чат­ля­ет, а их тер­пе­нию и ти­та­ни­чес­ко­му тру­ду не пе­ре­ста­ешь удив­лять­ся. Все эти скульп­ту­ры рас­по­ло­же­ны на кры­ше со­бо­ра, их ни­ка­ким об­ра­зом нель­зя уви­деть сни­зу. И тем не ме­нее тща­тель­ность, с ко­то­рой из­го­тов­лен каж­дый эле­мент, по­ра­жа­ет!

t19Впе­чат­ля­ют не толь­ко внеш­ние раз­ме­ры Со­бо­ра, но и внут­рен­ние. Мав­зо­леи, брон­зо­вый подс­веч­ник дли­ной 5 м, ве­ли­ко­леп­ные хо­ры, вит­ра­жи XVI ве­ка – спи­сок объ­ек­тов, зас­лу­жи­ва­ю­щих вни­ма­ния, мож­но про­дол­жать дол­го. Внут­ри все, как и по­до­ба­ет: тем­но, тор­жест­вен­но, ти­хо. В цент­ре Пьяц­ца Ду­о­мо на пье­де­ста­ле воз­вы­ша­ет­ся кон­ная ста­туя – па­мят­ник ко­ро­лю Вит­то­рио Эма­ну­э­ле II, объ­е­ди­ни­те­лю Ита­лии, име­нем ко­то­ро­го наз­ва­ны га­ле­рея и прос­пект.

t20Мо­ну­мент сде­лал в 1896 го­ду скульп­тор Эр­ко­ле Ро­за, и при­ме­ча­те­лен он не столь­ко па­фос­ны­ми ба­рель­е­фа­ми, изоб­ра­жа­ю­щи­ми вступ­ле­ние пье­монт­цев и фран­цу­зов в ос­во­бож­ден­ный от авст­рий­цев Ми­лан, сколь­ко уди­ви­тель­ной чи­сто­той. Го­лу­би, пок­ры­ва­ю­щие пло­щадь и со­бор фак­ти­чес­ки сплош­ным сло­ем, не тро­га­ют ни ко­ро­ля, ни да­же его ло­шадь: че­рез па­мят­ник, ока­зы­ва­ет­ся, про­пу­щен не­боль­шой ток, от­пу­ги­ва­ю­щий птиц от на­ци­о­наль­но­го ге­роя. Сле­ва от па­мят­ни­ка рас­по­ло­жен Се­вер­ный дво­рец, об­ра­щен­ный к Пьяц­ца Ду­о­мо Три­ум­фаль­ной ар­кой, воз­вы­ша­ю­щей­ся над пло­щадью всей сво­ей мощью и тя­жестью. За ар­кой на­чи­на­ет­ся га­ле­рея име­ни Вит­то­рио Эма­ну­э­ле II. Ее цент­раль­ная часть сде­ла­на в фор­ме кре­ста, ко­то­рый об­ра­зу­ют схо­дя­щи­е­ся бо­ко­вые га­ле­реи.

t21Се­год­ня эта га­ле­рея яв­ля­ет­ся цент­ром куль­тур­ной жиз­ни го­ро­да: здесь на­хо­дят­ся зна­ме­ни­тые книж­ные ма­га­зи­ны, из­вест­ные ка­фе и ре­стора­ны. Ее так­же ча­сто на­зы­ва­ют il salotto, “са­лон”. Это са­мый рос­кош­ный про­ме­над во всей стра­не. Про­гул­ка по ней поз­во­ля­ет од­нов­ре­мен­но нас­лаж­дать­ся бли­ста­тель­ной ар­хи­тек­ту­рой и по­лу­чать мас­су удо­вольст­вия от по­ку­пок. Здесь со­би­ра­ет­ся чуть ли не весь Ми­лан, что­бы, как го­во­рят, по­ка­зать bella figura, ну и за­од­но на дру­гих пос­мот­реть. Что­бы по­си­деть за ча­шеч­кой caffи, при­дет­ся слег­ка ра­зо­рить­ся, но ши­кар­ная об­ста­нов­ка сто­ит то­го. Этот пас­саж из стек­ла, ста­ли, гип­со­вой леп­ни­ны и мра­мо­ра с ве­ли­ко­леп­ным ку­по­лом 47-мет­ро­вой вы­со­ты воз­вел в 1865–1877 гг. все тот же Джу­зеп­пе Мен­го­ни, соз­дав тем са­мым про­об­раз сов­ре­мен­ных тор­го­вых комп­лек­сов.

t22Но ему бы­ло не суж­де­но нас­ла­дить­ся три­ум­фом: во вре­мя стро­и­тель­ных ра­бот ар­хи­тек­тор сор­вал­ся с ле­сов и по­гиб. В дли­ну пас­саж до­сти­га­ет поч­ти 200 м, в ши­ри­ну – 105. На свод­ча­том по­тол­ке вид­ны прекрасные кар­ти­ны, а пол ук­ра­шен узо­ра­ми из мра­мо­ра. В пе­рек­рестье га­ле­реи вы­ло­же­на на­поль­ная мо­за­и­ка, пред­став­ля­ю­щая сельс­кое хо­зяйст­во, ис­кусст­во, на­у­ку и про­мыш­лен­ность. Здесь же изоб­ра­же­ны гер­бы че­ты­рех важ­ней­ших италь­янс­ких го­ро­дов: Рима со сво­ей вол­чи­цей, Фло­рен­ции с ли­ли­ей, Ту­рина с бы­ком, и, на­ко­нец, Ми­лана с крас­ным кре­стом на бе­лом по­ле. Есть та­кая ста­рая при­ме­та: ес­ли стать од­ной но­гой на при­чин­ное ме­сто бы­ка, ко­то­рый изоб­ра­жен на мо­за­и­ке, и по­вер­нуть­ся кру­гом, то это при­не­сет счастье, бо­гатст­во и пло­до­ви­тость. Су­дя по уг­луб­ле­нию в мо­сто­вой в этом ме­сте, бы­чок ис­пол­нил уже не один де­ся­ток ты­сяч же­ла­ний.

t23 Я то­же под­да­лась ис­ку­ше­нию поп­ро­бо­вать уда­чу и, естест­вен­но, пок­ру­ти­лась над быч­ком в на­деж­де, что судь­ба бу­дет ко мне бла­госк­лон­на. И, ко­неч­но, я не мог­ли прой­ти ми­мо од­но­го из са­мых при­тя­га­тель­ных объ­ек­тов на этой пло­ща­ди, те­ат­ра Ла Ска­ла (Teatro alla Scala), по­жа­луй, са­мо­го зна­ме­ни­то­го в ми­ре опер­но­го те­ат­ра, ме­ста ис­пы­та­ния и пос­вя­ще­ния в мир му­зы­ки ком­по­зи­то­ров, пев­цов и ди­ри­же­ров с ми­ро­вы­ми име­на­ми. Зда­ние те­ат­ра бы­ло пост­ро­е­но по про­ек­ту ар­хи­тек­то­ра Джу­зеп­пе Пьер­ма­ри­ни в 1776-1778 гг. на ме­сте церк­ви Сан­та-Ма­рия дел­ла Ска­ла, от­ку­да про­и­зош­ло и наз­ва­ние са­мо­го те­ат­ра. Он был отк­рыт 3 ав­гу­ста 1778 го­да по­ста­нов­кой опе­ры Ан­то­нио Саль­е­ри “Приз­нан­ная Ев­ро­па”. Зда­ние те­ат­ра скром­но и неп­ри­мет­но на пер­вый взгляд.

t26 Но из­нут­ри оно про­сто прек­ра­сно. Зри­тель­ный зал, ук­ра­шен­ный по­зо­ло­чен­ной леп­ни­ной и зна­ме­ни­тый сво­ей со­вер­шен­ной аку­сти­кой, спо­со­бен вме­стить поч­ти 2200 че­ло­век. Фи­нан­си­ро­ва­лось стро­и­тельст­во те­ат­ра авст­рийс­кой им­пе­рат­ри­цей Ма­ри­ей Те­ре­зой. Фа­сад те­ат­ра яв­ля­ет­ся об­раз­цом не­ок­лас­си­чес­ко­го сти­ля, а его внут­рен­нее уб­ранст­во – эта­лон про­сто­ты и эле­гант­но­сти ар­хи­тек­ту­ры XVIII ве­ка. Сце­на Ла Ска­ла зна­ла мно­жест­во яр­чай­ших му­зы­каль­ных ге­ни­ев. Джу­зеп­пе Вер­ди, Ар­ту­ро Тос­ка­ни, Джа­ко­мо Пуч­чи­ни и дру­гие ком­по­зи­то­ры до­ве­ря­ли по­ста­нов­ку сво­их опер труп­пе Ла Ска­ла. Здесь прош­ли премь­е­ры опер “Отел­ло” и “Ту­ран­дот” – приз­нан­ных ше­дев­ров опер­но­го ис­кусст­ва.

t27 Ми­лан по пра­ву гор­дит­ся уни­каль­ны­ми про­из­ве­де­ни­я­ми ис­кусст­ва, ко­то­рые хра­нят­ся в его церк­вях и му­зе­ях.Од­ним из та­ких ше­дев­ров яв­ля­ет­ся фрес­ка “Тай­ная ве­че­ря” Ле­о­нар­до да Вин­чи, на­хо­дя­ща­я­ся в церк­ви Сан­та Ма­рия дел­ле Гра­цие. Мед­ли­тель­ность Ле­о­нар­до во вре­мя ра­бо­ты над этой фрес­кой ста­ла ле­ген­дой. В ра­бо­те ма­стер ис­поль­зо­вал но­вую, не­о­быч­ную тех­ни­ку, ко­то­рая, к со­жа­ле­нию, пла­чев­ным об­ра­зом ска­за­лась на про­из­ве­де­нии Ле­о­нар­до: до­воль­но ско­ро фрес­ка по­тем­не­ла, не вы­дер­жав влаж­но­сти.В 1943 го­ду “Тай­ная ве­че­ря” чу­дом уце­ле­ла во вре­мя бом­бар­ди­ро­вок, ко­то­рые раз­ру­ши­ли тра­пез­ную, где и на­хо­дит­ся фрес­ка. Ре­став­ра­ци­он­ные ра­бо­ты ча­стич­но вер­ну­ли это­му про­из­ве­де­нию кра­со­ту рос­пи­си и спас­ли его от пол­но­го раз­ру­ше­ния. Цер­ковь Сан­та Ма­рия дел­ле Гра­цие XV ве­ка яв­ля­ет­ся об­раз­цом ар­хи­тек­ту­ры пе­ре­ход­но­го пе­ри­о­да меж­ду го­ти­кой и Воз­рож­де­ни­ем. Она при­ме­ча­тель­на сво­им ку­по­лом ра­бо­ты До­на­то Бра­ман­те (1492 г.). Цер­ковь по­и­сти­не кра­си­ва и до­стой­на то­го про­из­ве­де­ния Ле­о­нар­до, ко­то­рое ук­ра­ша­ет ее внут­рен­нее уб­ранст­во.

t28Од­ним из гран­ди­оз­ных зам­ков Ми­ла­на яв­ля­ет­ся Ка­стел­ло Сфор­цес­ко – рос­кош­ней­ший за­мок се­вер­ной Ита­лии, в ко­то­ром раз­ме­сти­лось мно­жест­во го­родс­ких му­зе­ев. Все стро­е­ние ве­ли­чест­вен­но и тор­жест­вен­но. В цент­ре фа­са­да воз­вы­ша­ет­ся баш­ня Фи­ла­ре­та. Баш­ни и фа­са­ды зам­ка ук­ра­ша­ют гер­бы Вис­кон­ти и Сфор­ца. За­мок ок­ру­жа­ют глу­бо­кие рвы, но по­пасть в не­го мож­но по подъ­ем­ным мо­стам. Сок­ро­вищ­ни­ца зам­ка яв­ля­ет­ся гор­достью все­го Ми­ла­на, так как со­дер­жит ог­ром­ное соб­ра­ние уни­каль­ных про­из­ве­де­ний ис­кусст­ва. Ми­лан спра­вед­ли­во на­зы­ва­ют сто­ли­цей мо­ды, имен­но в этом италь­янс­ком го­ро­де мож­но най­ти са­мых ухо­жен­ных и эле­гант­но оде­тых жи­те­лей. Что­бы по­нять исто­ки ус­пе­ха италь­ян­цев в де­ле про­из­водст­ва мод­ной одеж­ды, име­ет смысл зай­ти в прек­рас­ный ма­га­зин тка­ней Galtrucco. А там вы мо­же­те ли­цез­реть, как про­да­вец пред­ла­га­ет по­ку­па­те­лю ткань, как он лю­бов­но ка­са­ет­ся края ма­те­ри­а­ла, как его на­сти­га­ет поч­ти эро­ти­чес­кий эк­стаз от при­кос­но­ве­ния к тас­манс­кой шер­сти или ти­бетс­ко­му ка­ше­ми­ру.Мо­да для италь­ян­ца – ис­ку­ше­ние, ко­то­ро­му он не в си­лах про­ти­во­сто­ять.

t29Имен­но по­э­то­му чувст­вен­ная италь­янс­кая мо­да, вер­нее, италь­янс­кие тка­ни и сши­тая из них одеж­да смог­ли (в пря­мом смыс­ле) за­во­е­вать весь мир: се­год­ня мно­гие аме­ри­канс­кие, анг­лийс­кие и да­же фран­цузс­кие мо­дель­е­ры пред­по­чи­та­ют от­ши­вать свои кол­лек­ции имен­но в Ита­лии – на Си­ци­лии, в Не­а­по­ле, в Ми­ла­не. Круг­лый год здесь про­хо­дят де­монст­ра­ции но­вых мод­ных кол­лек­ций, со­став­ля­ю­щие кон­ку­рен­цию Па­ри­жу. На цент­раль­ных ули­цах via Montenapole, via Santo Spirito, via Gesu и via Sant Andrea на­хо­дят­ся изыс­кан­ные и эле­гант­ные бу­ти­ки. В Вы­ста­воч­ном Цент­ре Fiera Milano пе­ри­о­ди­чес­ки про­хо­дят тор­го­во-про­мыш­лен­ные вы­став­ки, где со­би­ра­ет­ся де­ло­вая об­щест­вен­ность как Ита­лии, так и мно­гих дру­гих стран. По пра­ву счи­та­ет­ся, что на­сто­я­щая Мо­да рож­да­ет­ся в Ми­ла­не, ста­но­вит­ся взрос­лой в Па­ри­же, ей ап­ло­ди­ру­ют и под­ра­жа­ют в Нью-Йор­ке, в зак­лю­че­ние сво­ей бле­стя­щей карь­е­ры она эле­гант­но возв­ра­ща­ет­ся до­мой – в Ми­лан, что­бы дать жизнь но­вой Мо­де. Chanel, Gucci, Laura Biagiotti, Missoni, Valentino, Moschino, Roberto Cavalli и мно­гие дру­гие сво­е­му ус­пе­ху обя­за­ны Ми­ла­ну.

t28 И как сви­де­тельст­во здесь уста­нов­лен “Па­мят­ник стеж­ку”, пред­став­ля­ю­щий со­бой ог­ром­ную иг­лу с про­тя­ну­той в нее раз­ноц­вет­ной нит­кой с од­ной сто­ро­ны и уз­лом – с дру­гой. Наш отель рас­по­ла­гал­ся на од­ной из глав­ных тор­го­вых улиц Ми­ла­на – Кор­со Бу­э­нос Ай­рес (Corso Buenos Aires). Это од­но из са­мых кра­си­вых и лю­би­мых мест ми­лан­цев и ту­ри­стов. Здесь рас­по­ло­же­ны и элит­ные до­ро­гие ма­га­зи­ны, и де­мок­ра­тич­ные мо­ло­деж­ные. Ки­но­те­ат­ры, пиц­це­рии, раз­лич­ные ре­сто­ра­ны и ка­фе, где мож­но нас­ла­дить­ся изыс­кан­ной италь­янс­кой кух­ней и поп­ро­бо­вать на­сто­я­щий италь­янс­кий ко­фе, по­да­ва­е­мый в чаш­ках раз­ме­ром с на­пер­сток.

Мне, при­вык­шей к ар­мянс­ким ко­фей­ным по­си­дел­кам, италь­янс­кая осо­бен­ная ма­не­ра пить этот на­пи­ток по­ка­за­лась ин­те­рес­ной и стран­ной. Мест­ные жи­те­ли де­ла­ют это так: за­бе­га­ют в ка­фе, пря­мо у бар­ной стой­ки зал­пом осу­ша­ют вы­ше­у­по­мя­ну­тый на­пер­сток и мчат­ся даль­ше.Ми­лан так­же изо­би­лу­ет ма­га­зи­нами, тор­гу­ю­щими ди­зай­нерс­ки­ми шка­фа­ми, крес­ла­ми, ди­ва­на­ми, сто­ла­ми и стуль­я­ми, кух­ня­ми, све­тиль­ни­ка­ми и дру­ги­ми не­ве­ро­ят­но нуж­ны­ми или аб­со­лют­но бес­по­лез­ны­ми пред­ме­та­ми, да еще в цент­ре го­ро­да.

t31Что, впро­чем, не­у­ди­ви­тель­но: в на­ча­ле ап­ре­ля здесь про­хо­дит зна­ме­ни­тый Ми­ланс­кий ме­бель­ный са­лон, ре­пор­таж о ко­то­ром мож­но про­чи­тать в этом но­ме­ре жур­на­ле. Ну вот, я за­вер­шаю свой рас­сказ о Ми­ла­не – го­ро­де, сра­зив­шем ме­ня сво­им ве­ли­чи­ем и ве­ли­ко­ле­пи­ем, влю­бив­шем в се­бя и наг­ра­див­шем не­у­ти­ха­ю­щим же­ла­ни­ем вер­нуть­ся сю­да еще не один раз.

В случае копирования и размещения материалов ссылка на журнал и сайт www.designdeluxe.am должна быть активной и является обязательной.