«Ты непод­ражае­ма, тебе нет рав­ных, в мире нет вто­рой Ве­неции…»  Элизабет Баррет Брау­нинг

v5

Ве­не­ция – уди­ви­тель­ный по кра­со­те и ца­ря­щей там ат­мос­фе­ре го­род во­сточ­ной Ита­лии, “ко­ро­ле­ва Ад­ри­а­ти­ки”, “го­род ка­на­лов и двор­цов”. Уни­каль­ный го­род на во­де, по­хо­жий на вол­шеб­ную те­ат­раль­ную де­ко­ра­цию, Ве­не­ция уже мно­гие сто­ле­тия яв­ля­ет­ся источ­ни­ком вдох­но­ве­ния для ху­дож­ни­ков и по­э­тов, а На­по­ле­он наз­вал ее “са­мой эле­гант­ной го­сти­ной Ев­ро­пы”. Труд­но не по­пасть под ча­ры Ве­не­ции, про­гу­ли­ва­ясь вдоль ее ка­на­лов, пог­ру­жа­ясь в ее кол­довс­кую ат­мос­фе­ру – кас­ка­ды изящ­ней­ших де­та­лей, слож­ней­шую по­ли­фо­нию про­пор­ций.

v12В исто­ри­чес­ком цент­ре Ве­не­ции ту­ри­стов, же­ла­ю­щих уви­деть собст­вен­ны­ми гла­за­ми пло­щадь и со­бор Сан-Мар­ко или бес­чис­лен­ные мо­сты Ве­не­ции, бы­ва­ет по­рой в сто раз боль­ше, чем са­мих жи­те­лей.И это не единст­вен­ные точ­ки при­тя­же­ния это­го за­га­доч­но­го го­ро­да на во­де. Узень­кие, из­ви­ли­стые улоч­ки, ма­лень­кие ка­на­лы и рос­кош­ные, ук­ра­шен­ные за­ви­туш­ка­ми ве­не­ци­анс­кой го­ти­ки двор­цы, ро­ман­тич­ные про­гул­ки на гон­до­лах по Гран­д Ка­на­лу, глав­ной ули­це Ве­не­ции. За мно­го ве­ков сво­е­го су­щест­во­ва­ния Ве­не­ция ни­ког­да не под­вер­га­лась ко­рен­но­му пе­рест­ройст­ву. Каж­дый ка­мень здесь ды­шит исто­ри­ей, а сам го­род по­хож на, из­ви­ни­те за три­ви­аль­ность, му­зей под отк­ры­тым не­бом.

v13 Наз­ва­ние Ве­не­ция свя­за­но с пле­ме­нем ве­не­тов, по име­ни ко­то­ро­го об­ласть и по­лу­чи­ла у рим­лян обоз­на­че­ние Ве­не­ция (Venetia). В III ве­ке до н. э. об­ласть ве­не­тов бы­ла зах­ва­че­на рим­ля­на­ми. По ле­ген­де Ве­не­ция бы­ла ос­но­ва­на 25 мар­та 421 г. В VIII в. втор­же­ние фран­ков вы­ну­ди­ло жи­те­лей не­ко­то­рых ост­ро­вов пе­ре­се­лить­ся на “вы­со­кий бе­рег” (Rivus altus), пред­став­ля­ю­щий со­бой груп­пу труд­но­до­ступ­ных ост­ров­ков, где со вре­ме­нем вы­ра­стет Ри­аль­то, от­ку­да и на­ча­лась пер­во­на­чаль­ная заст­рой­ка Ве­не­ции. К X в. пе­ре­жи­ва­ю­щая пе­ри­од ста­нов­ле­ния Ве­не­ция уста­но­ви­ла тор­го­вые от­но­ше­ния с Во­сто­ком и дру­ги­ми ре­ги­о­на­ми.

v11К XIII в. Ве­не­ция ста­ла хо­зяй­кой “од­ной чет­вер­ти с пол­чет­вертью” быв­шей Римс­кой им­пе­рии, под­чи­нив се­бе глав­ных морс­ких со­пер­ни­ков, в част­но­сти, Ге­ную. В 1200-1300 го­ды, в свя­зи с раз­ви­ти­ем вод­ных ком­мер­чес­ких пу­тей (зна­ме­ни­тый Мар­ко По­ло) в Ве­не­цию на­чи­на­ют при­во­зить с Во­сто­ка ог­ром­ное ко­ли­чест­во пря­но­стей: пе­рец, мус­кат­ный орех, ко­ри­цу, гвоз­ди­ку и впер­вые – са­хар, а так­же са­мые изыс­кан­ные съест­ные при­па­сы: из Си­рии – фи­сташ­ко­вые оре­хи, из Ар­ме­нии – аб­ри­ко­сы, из Ли­ва­на – пер­си­ки, из Пер­сии – спар­жу.

v10Все пол­то­ры ты­ся­чи лет сво­е­го су­щест­во­ва­ния Ве­не­ция иг­ра­ла важ­ную роль как морс­кой, по­ли­ти­чес­кий и ком­мер­чес­кий центр, а в но­вое вре­мя ис­поль­зо­ва­лась как ак­тив в по­ли­ти­чес­ком тор­ге ев­ро­пейских дер­жав, а се­год­ня как ту­ри­сти­чес­кая “мек­ка”. Бла­го­да­ря сво­ей то­пог­ра­фи­чес­кой кон­фи­гу­ра­ции Ве­не­ция пред­ста­ет пе­ред по­се­ти­те­ля­ми как фан­та­сти­чес­кий, свер­ка­ю­щий го­род, ро­див­ший­ся из во­ды и сох­ра­ня­ю­щий свой прек­рас­ный об­лик во все вре­ме­на го­да.

v9Боль­шой Ка­нал раз­де­ля­ет Ве­не­цию на две ча­сти. Его дли­на 3800 мет­ров, ши­ри­на ко­леб­лет­ся от 30 до 70 мет­ров. Он име­ет фор­му пе­ре­вер­ну­той ла­тинс­кой бук­вы S. Труд­но се­бе пред­ста­вить бо­лее прек­рас­ный го­родс­кой ка­нал, чем этот. Он уди­ви­тель­ным об­ра­зом об­рам­лен жи­во­пис­ны­ми двор­ца­ми и до­ма­ми, яв­ля­ясь цент­раль­ной транс­порт­ной ар­те­ри­ей Ве­не­ции.

v8В цент­ре го­ро­да рас­по­ло­же­на его глав­ная пло­щадь – Сан-Мар­ко, где рас­по­ла­га­ют­ся не толь­ко два са­мых прек­рас­ных зда­ния го­ро­да – со­бор Сан-Мар­ко и Дво­рец До­жей, но и исто­ри­чес­кие ка­фе, Кам­па­ни­ла и му­зей Кор­рер, экс­по­на­ты ко­то­ро­го по­мо­га­ют про­ник­нуть­ся исто­ри­ей Ве­не­ции, Дзек­ка (мо­нет­ный двор) и Про­ку­ра­ции. Слож­но най­ти в За­пад­ной Ев­ро­пе еще од­но зда­ние, ко­то­рое срав­нит­ся с со­бо­ром Сан-Мар­ко кра­со­той и бо­гатст­вом сво­е­го уб­ранст­ва, не­су­ще­го в се­бе ар­хи­тек­тур­ное и ху­до­жест­вен­ное нас­ле­дие прош­лых ве­ков.

v6 Ее на­зы­ва­ют “зо­ло­той жем­чу­жи­ной”. Ве­ли­ко­леп­ная ба­зи­ли­ка со­е­ди­ни­ла в се­бе цер­ковь, где поч­ти ты­ся­чу лет по­ко­и­лись остан­ки Св. Мар­ка, ка­пел­лу до­жей Ве­не­ции, а так­же ста­ла ду­хов­ным цент­ром, глав­ным сим­во­лом вла­сти, це­лост­но­сти ве­не­ци­анс­ко­го го­су­дарст­ва. Осо­бен­но кра­си­ва ба­зи­ли­ка Сан-Мар­ко ве­че­ром, ког­да ее ос­ве­ща­ют про­жек­то­ра­ми и сли­ва­ют­ся в еди­ное це­лое зо­ло­тые звез­ды на си­нем фо­не фа­са­да со звезд­ным не­бом го­ро­да, что да­ет ощу­ще­ние не­ре­аль­ной, ска­зоч­ной кра­со­ты. Да­ле­ко за пол­ночь, ког­да уже весь на­род спит, во­да в ка­на­лах ус­по­ка­и­ва­ет­ся и мож­но наб­лю­дать от­ра­же­ние це­ло­го го­ро­да, эф­фект за­зер­калья в от­сутст­вие лю­дей до­сти­га­ет сво­е­го пи­ка…

v7Од­на из ха­рак­тер­ных осо­бен­но­стей пло­ща­ди Сан-Мар­ко – мно­го­чис­лен­ные го­лу­би. Сог­лас­но древ­ней ле­ген­де, они бы­ли п­ри­ве­зе­ны сю­да с Кип­ра для же­ны До­жа. Жи­те­ли Ве­не­ции уже при­вык­ли к ним и счи­та­ют их об­рам­ле­ни­ем прек­рас­ной пло­ща­ди. А в на­ча­ле XII ве­ка здесь был все­го-навсе­го луг, за­рос­ший тра­вой. Сле­ва от со­бо­ра Сан-Мар­ко на­хо­дит­ся баш­ня с ча­са­ми Тор­ре дель Оро­лод­жо (1499). Над­пись на ла­тинс­ком язы­ке на ней оз­на­ча­ет: “Я отс­чи­ты­ваю толь­ко счаст­ли­вые ча­сы”. Две брон­зо­вые фи­гу­ры, из-за тем­но­го на­ле­та по­лу­чив­шие наз­ва­ние Мав­ров, каж­дый час зво­нят в ко­ло­кол. Кам­па­ни­ла (ко­ло­коль­ня) уст­рем­ле­на ввысь на 98,5 м, это са­мое вы­со­кое зда­ние Ве­не­ции, от­ку­да отк­ры­ва­ет­ся один из са­мых кра­си­вых в Ев­ро­пе ви­дов.

v4Изя­щест­вом от­дел­ки от­ли­ча­ют­ся ар­ка­ды и бал­кон еще од­но­го ше­дев­ра ве­не­ци­анс­кой ар­хи­тек­ту­ры – Двор­ца До­жей (Palazzo Ducale). Это од­но из са­мых кра­си­вых в ми­ре зда­ний в сти­ле го­ти­ки. Ин­терь­ер – ла­би­ринт за­лов, ук­ра­шен­ный по­зо­ло­той и кар­ти­на­ми, здесь же рас­по­ла­га­ет­ся ряд мрач­ных и уст­ра­ша­ю­щих ка­мер, в од­ной из ко­то­рых был за­то­чен аван­тю­рист XVIII в.Ка­за­но­ва. Над вхо­дом во внут­рен­ний двор че­рез Бу­маж­ные во­ро­та по­ме­ще­но скульп­тур­ное изоб­ра­же­ние сим­во­ла св. Мар­ка – кры­ла­то­го льва. Зна­ме­ни­тый Мост вздо­хов, пост­ро­ен­ный Ан­то­нио Кон­ти и ук­ра­шен­ный в ба­роч­ном сти­ле, как бы на­ви­са­ет над ули­цей Rio del Palazzo пря­мо за Двор­цом До­жей и со­е­ди­ня­ет его со зда­ни­ем быв­шей тюрь­мы.

v3Из-за пе­чаль­ных вздо­хов осуж­ден­ных, ко­то­рые, про­хо­дя по мо­сту, в пос­лед­ний раз бро­са­ли пе­чаль­ный взгляд на Ве­не­цию, мост и по­лу­чил свое наз­ва­ние. Се­год­ня в Ве­не­ции нас­чи­ты­ва­ет­ся бо­лее 400 мо­стов, и три из них пе­ре­се­ка­ют глав­ную транс­порт­ную ар­те­рию го­ро­да – Гранд Ка­нал, но до 1854 г. единст­вен­ным свя­зу­ю­щим зве­ном меж­ду бе­ре­га­ми Боль­шо­го ка­на­ла был Мост Ри­ал­то. C эле­гант­но изог­ну­той мра­мор­ной ду­ги с дли­ной про­ле­та 48 м отк­ры­ва­ет­ся прек­расный вид на оба бе­ре­га Гранд Ка­на­ла. Его ав­тор – ар­хи­тек­тор Ан­то­нио де Пон­те, ко­то­рый вы­иг­рал кон­курс на пра­во стро­и­тельст­ва у Ми­ке­ланд­же­ло и Пал­ла­дио. Его конст­рук­ция до сих пор счи­та­ет­ся очень на­деж­ной, а для сво­е­го вре­ме­ни про­сто не­мыс­ли­мой. Од­нос­вод­ча­тый ка­мен­ный мост – тор­жест­во прак­тич­но­сти и ин­но­ва­ции в сред­не­ве­ко­вой Ве­не­ци­анс­кой рес­пуб­ли­ке. Его жиз­неспо­соб­ность под­дер­жи­ва­ет­ся с по­мощью 12 ты­сяч свай, за­би­тых в дно Ве­не­ци­анс­кой ла­гу­ны.

v2Сан­та-Ма­рия дел­ла Са­лю­те – ук­ра­шен­ная баш­ня­ми цер­ковь в сти­ле ба­рок­ко – яв­ля­ет­ся од­ной из са­мых яр­ких ар­хи­тек­тур­ных стро­е­ний го­ро­да. Она пост­ро­е­на в 1631-1681 гг. по про­ек­ту Б. Лон­ге­ны жи­те­ля­ми го­ро­да в знак бла­го­дар­но­сти Де­ве Ма­рии за спа­се­ние от эпи­де­мии чу­мы. Еще од­на до­стоп­ри­ме­ча­тель­ность, до­шед­шая до на­ших дней – Зо­ло­той дом (Ca’d’Oro). Свое наз­ва­ние дво­рец по­лу­чил бла­го­да­ря по­зо­ло­те, ко­то­рая рань­ше ук­ра­ша­ла его фа­сад. Дво­рец был пост­ро­ен в 15 ве­ке дву­мя ар­хи­тек­то­ра­ми – Бу­о­на­ми, от­цом и сы­ном.

v0Для ук­ра­ше­ния зда­ния бы­ли ис­поль­зо­ва­ны са­мые до­ро­гие ма­те­ри­а­лы: су­саль­ное зо­ло­то, крас­ки ульт­ра­ма­рин и ки­но­варь. Зо­ло­той дом и по­ны­не яв­ля­ет­ся яр­чай­шим об­раз­цом италь­янс­кой го­ти­ки в эпо­ху расц­ве­та Ве­не­ции. Не­у­ем­ная фан­та­зия ар­хи­тек­то­ров, воп­ло­тив­ша­я­ся в столь слож­ном со­че­та­нии раз­ных ар­хи­тек­тур­ных при­е­мов, да­ет толь­ко от­да­лен­ное пред­став­ле­нии о том, ка­ко­ва бы­ла Ве­не­ция в пе­ри­од ее расц­ве­та. Все­го в нес­коль­ких ки­ло­мет­рах от Ве­не­ции мож­но уви­деть ост­ров Свя­то­го Ла­за­ря (Сан-Ла­зар), где в на­ши дни рас­по­ло­же­на дейст­ву­ю­щая ар­мянская се­ми­на­рия. Это ма­лень­кая Ар­ме­ния. На про­тя­же­нии нес­коль­ких ве­ков ост­ров яв­ля­ет­ся собст­вен­ностью ар­мянс­ко­го ду­хо­венст­ва. Он за­ни­ма­ет пло­щадь 30 ты­сяч кв. мет­ров. Ког­да-то там на­хо­дил­ся ла­за­рет для боль­ных чу­мой и про­ка­жен­ных.

v1В нём один ре­ли­ги­оз­ный ар­мя­нин по име­ни Ла­зарь усерд­но по­мо­гал боль­ным, а впос­ледст­вии и бед­ным италь­янским де­тям, име­ю­щим ка­кие-ли­бо да­ро­ва­ния. В 1700 го­дах ла­за­рет за не­на­доб­ностью был заб­ро­шен, и ко­роль Ита­лии по­да­рил ост­ров Ла­за­рю – в знак приз­на­тель­но­сти за его бла­го­де­я­ния.Та­к ост­ров по­лу­чил его имя. В мо­на­сты­ре есть боль­шая биб­ли­о­те­ка со ста­рин­ны­ми ар­мянс­ки­ми ру­ко­пи­ся­ми, все­го 4 ты­ся­чи книг на­чи­ная с V ве­ка.

v17Для сох­ран­но­сти книг в биб­ли­о­те­ке под­дер­жи­ва­ет­ся посто­ян­ная тем­пе­ра­ту­ра. В своё вре­мя лорд Бай­рон жил на этом ост­ро­ве и учил ар­мянс­кий язык. Внут­ри церк­ви Свя­то­го Ла­за­ря очень ас­ке­тич­но, как и во всех ар­мянс­ких церк­вях. Единст­вен­ным иск­лю­че­ни­ем яв­ля­ют­ся ок­на с цвет­ным ве­не­ци­анс­ким стек­лом – по­да­рок го­ро­да. В под­полье за ре­шет­кой на­хо­дят­ся мо­щи свя­то­го Ла­за­ря. Го­во­рят, они тво­рят чу­де­са. А в фев­ра­ле в Ве­не­цию сте­ка­ют­ся ты­ся­чи лю­дей, вле­ко­мых жаж­дой пе­ре­воп­ло­ще­ния и на­деж­дой на чу­дес­ные прев­ра­ще­ния и уди­ви­тель­ные ме­та­мор­фо­зы.

v18 В это вре­мя здесь про­хо­дит Ве­не­ци­анс­кий кар­на­вал. Не­воз­мож­но из­ме­нить судь­бу, но раз в го­ду мож­но по­ме­нять мно­гое: ли­цо, одеж­ду, при­выч­ки, же­ла­ния, пол, воз­раст. Зо­ло­то ко­стю­мов, се­реб­ро кру­жев, зе­лень вен­ков и мас­ки, мас­ки, мас­ки… Ар­ле­ки­ны и жонг­ле­ры, гвар­дей­цы и ви­сель­ни­ки, вам­пи­ры и ар­хан­ге­лы… Пло­ща­ди и ули­цы, ка­на­лы и мо­сты бур­лят, на­по­ми­ная ог­ром­ную сце­ну, на ко­то­рой раз­во­ра­чи­ва­ет­ся гран­ди­оз­ное дейст­во са­мо­го зах­ва­ты­ва­ю­ще­го в ми­ре спек­так­ля – Ве­не­ци­анс­ко­го кар­на­ва­ла. Це­лую не­де­лю длит­ся ве­се­лый празд­ник. Мно­го сто­ле­тий кар­на­вал, на­род­ный празд­ник под отк­ры­тым не­бом, яв­ля­ет­ся луч­шей тра­ди­ци­ей италь­янс­ко­го на­ро­да. Исто­рия кар­на­ва­лов пе­ре­жи­ла мно­жест­во взле­тов и па­де­ний. Их тра­ди­ция бе­рет свое на­ча­ло от язы­чес­ко­го, еще дох­ри­сти­анс­ко­го празд­ни­ка Римс­ких Са­тур­на­лий.

v22 На вре­мя Са­тур­на­лий раз­ли­чия меж­ду гос­по­да­ми и ра­ба­ми как бы уп­разд­ня­лись: раб по­лу­чал воз­мож­ность по­но­сить свое­го гос­по­ди­на, си­деть с ним за од­ним сто­лом. Бо­лее то­го, гос­по­дин под­но­сил ра­бу ви­но, а тот на­пи­вал­ся, по­доб­но сво­бод­ным рим­ля­нам. Ра­бы ста­но­ви­лись гос­по­да­ми, гос­по­да – ра­ба­ми. И те, и дру­гие хо­хо­та­ли до упа­ду. С при­хо­дом хри­сти­анст­ва тра­ди­ции кар­на­ва­ла бы­ли на­дол­го за­бы­ты. Воз­ро­дил­ся празд­ник спу­стя сто­ле­тия с на­ча­лом Ре­нес­сан­са. Тог­да же ос­нов­ным ук­ра­ше­ни­ем кар­на­ва­ла ста­ли зна­ме­ни­тые ве­не­ци­анс­кие мас­ки. Но на­и­выс­ше­го расц­ве­та и на­и­боль­ше­го блес­ка ве­не­ци­анс­кие кар­на­ва­лы до­стиг­ли в 18 ве­ке. Тан­цы на пло­ща­дях и рос­кош­ные, ши­тые зо­ло­том и дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми кар­на­валь­ные ко­стю­мы ста­но­вят­ся истин­ны­ми об­раз­ца­ми вы­со­кой мо­ды.

v21Во вре­мя кар­на­ва­ла ни­че­го не ка­за­лось слиш­ком стыд­ным, слиш­ком сме­лым, слиш­ком без­рас­суд­ным, слиш­ком рас­пут­ным. Отк­ры­ва­лись сот­ни игор­ных до­мов, где про­иг­ры­ва­лись ог­ром­ные со­сто­я­ния и где из­ме­ня­ли за­кон­ным мужь­ям и же­нам не­из­вест­ные “мас­ки”. Не со­вер­шить гре­хо­па­де­ние в кар­на­валь­ные дни и но­чи, ког­да да­же цер­ковь ста­но­ви­лась ме­нее су­ро­вой, бы­ло про­сто неп­ри­лич­ным. А по­том на­ча­лись ре­во­лю­ции, и празд­ник поч­ти за­был­ся. Две­сти лет Ве­не­ция жи­ла без кар­на­ва­лов, и толь­ко в 1980 го­ду они во­зоб­но­ви­лись. В 1996 го­ду Ве­не­ци­анс­кий кар­на­вал по­лу­чил собст­вен­ный гимн, ко­то­рый на­пи­сал из­вест­ный ку­тюрье Пьер Кар­ден.Ре­аль­ность сме­ня­ет ир­ре­аль­ность.

v19Де­сять дней пло­ща­ди, ули­цы, ка­на­лы и мо­сты Ве­не­ции на­по­ми­на­ют ог­ром­ную сце­ну, на ко­то­рой раз­во­ра­чи­ва­ет­ся зах­ва­ты­ва­ю­щий спек­такль – Ве­не­ци­анс­кий кар­на­вал. За­вер­ша­ет­ся кар­на­вал сжи­га­ни­ем чу­че­ла (дань исто­рии, ког­да во вре­ме­на Римс­ких Са­тур­на­лий сжи­га­ли лже­ко­ро­ля, выб­ран­но­го ра­ба­ми) и мас­со­вы­ми тан­ца­ми на Сан-Мар­ко. Слов­но яр­кий луч ве­сен­не­го солн­ца, вры­ва­ет­ся кар­на­вал в сы­рую и ту­ман­ную ве­не­ци­анс­кую зи­му.

v14И в од­но мгно­ве­ние она расц­ве­чи­ва­ет­ся зо­ло­том ко­стю­мов, се­реб­ром кру­жев, не­бес­ной ла­зурью на­ки­док, кар­ми­ном пла­щей, зе­ленью вен­ков. Детс­кие меч­ты, юно­шес­кие гре­зы, уст­рем­ле­ния зре­ло­го че­ло­ве­ка, стар­чес­кие на­деж­ды – все-все мо­жет ис­пол­нить­ся в эти дни. До­ста­точ­но лишь на­деть мас­ку, за­быть о ре­аль­но­сти и слить­ся с кар­на­валь­ной тол­пой, над ко­то­рой ви­та­ют дух Чу­да, ощу­ще­ние Празд­ни­ка и аро­мат Люб­ви.

v20 Бе­зу­держ­ная фан­та­зия, бесп­ре­дель­ное ве­селье, бе­зо­ста­но­воч­ная му­зы­ка, бес­сон­ные но­чи – вот что та­кое кар­на­вал. И бес­ко­неч­ная грусть, ког­да он за­кан­чи­ва­ет­ся. В хру­сталь­ный го­род меч­ты, са­мый ро­ман­тич­ный в ми­ре, в Ве­не­цию стре­мят­ся влюб­лен­ные па­ры со все­го све­та. Зна­ме­ни­тый кар­на­вал, веч­ный празд­ник, при­тя­ги­ва­ет, как маг­нит. Ве­не­ци­анс­кая мас­ка смот­рит из-за уг­ла.

В случае копирования и размещения материалов ссылка на журнал и сайт www.designdeluxe.am должна быть активной и является обязательной.